Главная

Контакты


Курсы Йоги

Консультации

Персонально

Обучение

Астрология

Тантра


Йога в Крыму

Туры за рубеж

Рассылка

Магазин


Библиотека

Фото галерея

Видео


О центре

Отзывы о нас

Поиск по сайту




 






School of Yoga Shambhu
Подписка на рассылку Лесной Школы Йоги

Онлайн запись



Йога туры по миру

Эзотерический проект
"Йога-Мир"

Йога туры за рубеж

Авторские йога туры
с минимальными затратами и комфортом

Духовные
традиции мира:

путешествия к святыням
и древним местам паломничества

15 преимуществ йога тура  над обычным отдыхом

Путешествия с друзьями
к морям и океанам, живописным горам, и
заповедным лесам 

йога и путешествия с друзьями

Прекрасные условия
для укрепления здоровья
целительной йогой

Путешествия по странам мира

Путешествия в страны
Востока и Запада, Южной Америки и Африки

Индия, Непал, Индонезия, Перу, Мексика, Боливия, Эквадор, Китай, Тибет, Египет, Турция, Израиль,
Тайланд, Вьетнам

Новые знания и впечатления, общение с представителями разных народов и культур

новые знания

 

Три типа практиков тексты по йоге и тантре


Три типа характера (бхавы) практикующих Тантру

практикующие тантру
Шрипада Садашивачарья

Часть 1

Тантрическое Учение подразделяет всех людей на три основных бхавы (характера): пашу, вира и дивья. Иногда рассматриваются еще махапашу и асурья. Только пашу, вира и дивья имеют отношение к людям, способным осознанно практиковать тантрическую садхану (духовную практику).
Махапашу стоят вообще вне всякой религии и ведут полускотский образ жизни. Это наиболее деградировавший во всех отношениях тип людей, лишенных каких бы то ни было духовных запросов: психически больные, наркоманы, алкоголики, бродяги, уголовники и т.п. Такие "люди" живут лишь низменными инстинктами.

Асурья (демоничный) — обычно существо нечеловеческой природы. Но демонический характер может проявляться и в людях. Когда в человеке доминирует асурья-бхава, он с крайней ненавистью относится к преданным Богу людям и вообще к любой религии. Часто такие "люди" отличаются поистине звериной жестокостью, имеют особую склонность ко злу и насилию. Говоря языком христианства, такой человек "одержим дьяволом", т.к. не принадлежит самому себе, являясь слепой игрушкой в руках невидимых демонов (асуров), хотя сам может считать себя "свободной и незакомплексованной личностью". Махапашу и асурья являются тамо-йогья-дживатмами (душами, связанными с материальным качеством тьмы, т.е. с тамо-гуной) и являются существами с крайней степенью помрачения сознания. Такое помрачение делает их практически невосприимчивыми к духовному знанию, и они обычно привержены вульгарному материализму, воинствующему атеизму или же какому-нибудь "культу" сатанистской направленности. Однако, и они способны Духовно эволюционировать.

 

Пашу-бхава ("природа животного") — первый и низший тип собственно человеческого характера. Это своего рода "человек-животное". Слово пашу имеет несколько значений: "животное", "живое существо", "душа", "человек, следующий пашвачаре( "пути правой руки")", "тот, кто связан узами (паша) неведения". Когда слово пашу используется в широком смысле, то оно обозначает вообще любое живое существо ( дживу), душу — от божеств до микроорганизмов. В таком смысле его используют в некоторых школах шиваизма, например, последователи школ пашупата и шайва-сиддханта. Иногда словом пашу Тантры обозначают животных и существ, а также невежественных и тамасичных людей, стоящих вне любой религии.

Например, в "Куларнава-тантре" (1.69) Шива говорит, обращаясь к Шакти: "Сон, совокупление и потребность в пище одинаково свойственны всем живущим. О Возлюбленная, лишь обладатель знания именуется человеком, лишенный знания — животное ( пашу)". В данном случае имеются в виду не только животные, но и крайне невежественные люди, иногда именуемые в Тантрах махапашу. Но чаще всего под пашу Тантры подразумевают именно низший тип людей, практикующих садхану. Причем в этом случае только посвященный (дикшита) в садхану низшего уровня (т.е. в практику нетантрических и низших тантрических школ "пути правой руки") человек называется пашу. Совсем непосвященный (адикшита) именуется махапашу.

В западных эзотерических традициях (например, у гностиков и в каббале) тантрическому понятию пашу-бхавы соответствует понятие "физического, плотского человека". В состоянии пашу-бхавы находятся молодые незрелые души, у которых еще только начинает пробуждаться духовное самоосознание. Как правило, пашу — это заурядный среднестатистический обыватель, привязанный к миру страданий многочисленными узами. Так "Парашурамакальпа-сутра" (10.70) перечисляет восемь уз (ашта-паша), ведущих к порабощению души в сансаре (круговороте перерождений и страданий): гхрина (ненависть, злоба), ладжджа (смущение, стыд), бхайя (страх), шанка (суета, волнение, беспокойство), джугупса (отвращение, омерзение), кула (семейство, клан, родословная), шила (обычаи и привычки) и джати (принадлежность к определенной категории людей с момента рождения). В пашу преобладает тамо-гуна (качество неведения, инертности и тьмы).

Поэтому пашу обычно ленив, пассивен, не проявляет достаточной решимости в достижении духовных целей, сильно зависит от всего того, что привязывает его к материальному миру. Такой человек не в состоянии достичь Освобождения самостоятельными силами и нуждается в духовной опеке. Пашу может принадлежать к любой религии (как правило, господствующей в обществе), но непременно должен быть религиозен (а точнее, "дхармичен"), привержен духовной культуре и этике. Поэтому пашу не так уж и плох: это обыкновенный законопослушный и богобоязненный обыватель. Совершенно равнодушный к религии и морали человек, не желающий даже внешне считаться с общепринятыми в здоровом обществе нормами поведения и образа жизни, опускается до уровня махапашу, стоящего гораздо ниже обычного пашу.
Благодаря упорным моральным усилиям и благим кармическим заслугам пашу постепенно развивается в вира.

Продолжение...