Три типа характера (бхавы) практикующих Тантру
Шрипада Садашивачарья
Часть 1
Тантрическое Учение подразделяет всех людей на три основных
бхавы (характера): пашу, вира и дивья. Иногда рассматриваются
еще махапашу и асурья. Только пашу, вира и дивья имеют отношение
к людям, способным осознанно практиковать тантрическую садхану
(духовную практику).
Махапашу стоят вообще вне всякой религии и ведут полускотский
образ жизни. Это наиболее деградировавший во всех отношениях тип
людей, лишенных каких бы то ни было духовных запросов:
психически больные, наркоманы, алкоголики, бродяги, уголовники и
т.п. Такие "люди" живут лишь низменными инстинктами.
Асурья (демоничный) — обычно существо
нечеловеческой природы. Но демонический характер может
проявляться и в людях. Когда в человеке доминирует асурья-бхава,
он с крайней ненавистью относится к преданным Богу людям и
вообще к любой религии. Часто такие "люди" отличаются поистине
звериной жестокостью, имеют особую склонность ко злу и насилию.
Говоря языком христианства, такой человек "одержим дьяволом",
т.к. не принадлежит самому себе, являясь слепой игрушкой в руках
невидимых демонов (асуров), хотя сам может считать себя
"свободной и незакомплексованной личностью". Махапашу и асурья
являются тамо-йогья-дживатмами (душами, связанными с
материальным качеством тьмы, т.е. с тамо-гуной) и являются
существами с крайней степенью помрачения сознания. Такое
помрачение делает их практически невосприимчивыми к духовному
знанию, и они обычно привержены вульгарному материализму,
воинствующему атеизму или же какому-нибудь "культу" сатанистской
направленности. Однако, и они способны Духовно эволюционировать.
Пашу-бхава ("природа животного") — первый и
низший тип собственно человеческого характера. Это своего рода
"человек-животное". Слово пашу имеет несколько значений:
"животное", "живое существо", "душа", "человек, следующий
пашвачаре( "пути правой руки")", "тот, кто связан узами (паша)
неведения". Когда слово пашу используется в широком смысле, то
оно обозначает вообще любое живое существо ( дживу), душу — от
божеств до микроорганизмов. В таком смысле его используют в
некоторых школах шиваизма, например, последователи школ пашупата
и шайва-сиддханта. Иногда словом пашу Тантры обозначают животных
и существ, а также невежественных и тамасичных людей, стоящих
вне любой религии.
Например, в "Куларнава-тантре" (1.69) Шива говорит, обращаясь к
Шакти: "Сон, совокупление и потребность в пище одинаково
свойственны всем живущим. О Возлюбленная, лишь обладатель знания
именуется человеком, лишенный знания — животное ( пашу)". В
данном случае имеются в виду не только животные, но и крайне
невежественные люди, иногда именуемые в Тантрах махапашу. Но
чаще всего под пашу Тантры подразумевают именно низший тип
людей, практикующих садхану. Причем в этом случае только
посвященный (дикшита) в садхану низшего уровня (т.е. в практику
нетантрических и низших тантрических школ "пути правой руки")
человек называется пашу. Совсем непосвященный (адикшита)
именуется махапашу.
В западных эзотерических традициях (например, у гностиков и в
каббале) тантрическому понятию пашу-бхавы соответствует понятие
"физического, плотского человека". В состоянии пашу-бхавы
находятся молодые незрелые души, у которых еще только начинает
пробуждаться духовное самоосознание. Как правило, пашу — это
заурядный среднестатистический обыватель, привязанный к миру
страданий многочисленными узами. Так "Парашурамакальпа-сутра"
(10.70) перечисляет восемь уз (ашта-паша), ведущих к порабощению
души в сансаре (круговороте перерождений и страданий): гхрина
(ненависть, злоба), ладжджа (смущение, стыд), бхайя (страх),
шанка (суета, волнение, беспокойство), джугупса (отвращение,
омерзение), кула (семейство, клан, родословная), шила (обычаи и
привычки) и джати (принадлежность к определенной категории людей
с момента рождения). В пашу преобладает тамо-гуна (качество
неведения, инертности и тьмы).
Поэтому пашу обычно ленив, пассивен, не проявляет достаточной
решимости в достижении духовных целей, сильно зависит от всего
того, что привязывает его к материальному миру. Такой человек не
в состоянии достичь Освобождения самостоятельными силами и
нуждается в духовной опеке. Пашу может принадлежать к любой
религии (как правило, господствующей в обществе), но непременно
должен быть религиозен (а точнее, "дхармичен"), привержен
духовной культуре и этике. Поэтому пашу не так уж и плох: это
обыкновенный законопослушный и богобоязненный обыватель.
Совершенно равнодушный к религии и морали человек, не желающий
даже внешне считаться с общепринятыми в здоровом обществе
нормами поведения и образа жизни, опускается до уровня махапашу,
стоящего гораздо ниже обычного пашу.
Благодаря упорным моральным усилиям и благим кармическим
заслугам пашу постепенно развивается в вира.
Продолжение...
|