Арийские мистерии богини-матери. Часть 1
Сакральное предполагает отношение к абсолютному Бытию и высшей
ценности. Это высшее Бытие существует для религиозного человека
со всей несомненностью. "Независимо от исторического контекста,
в котором пребывает "homo religiosus", он всегда верит, что
существует абсолютная реальность, священное, которое не только
возвышается над этим миром, но и проявляется в нем и делает и
его реальным". Сфера сакральности есть сфера высшей реальности,
высшего могущества, сфера, из которой получают животворящие
импульсы все остальные сферы человеческой жизни. Сакральное
выступает организующим началом для вселенского и индивидуального
существования. Оно содержит в себе совершенные образцы,
прототипы для всех "спонтанно" происходящих природных явлений и
сознательно совершаемых индивидуальных и коллективных действий.
Без связи с сакральной сферой никакое существование невозможно.
Жизнь этой сакральной сферы описывается в мифологии и постоянно
воспроизводится в ритуале.
Для религиозного человека сакральное
не есть некая абстракция или отвлеченная гипотеза, не есть
область, к которой применимо "быть может". Напротив,
существование сакрального в высшей степени достоверно, гораздо
более достоверно, чем изменчивые явления повседневной жизни.
Более того, эта повседневная жизнь действительна, бытийна лишь
постольку, поскольку причастна к сакральному. Сакральное есть
стержень всей жизни для религиозного человека, краеугольный
камень всего его мировоззрения. Переживание сакрального
психологически может иметь различные архетипические аспекты,
важнейшими из которых являются материнский и отцовский. Архетип
Отца предполагает в первую очередь требовательность и строгость,
справедливый суд и жесткое подчинение заповедям. Материнский
аспект религии предполагает ничем не обусловленное
человеколюбие, готовность прийти на помощь человеку-ребенку в
любых ситуациях и в любых нуждах, независимо от того, каков этот
ребенок. С этими моментами тесно связаны два последующих.
Материнская забота, материнское внимание распространяются на все
сферы жизни ребенка, нет такой, на первый взгляд, мелкой или
незначительной области в жизни ребенка, которая была бы не важна
для матери. Для нее важно и ценно в ребенке и его существовании
просто все, в том, что касается ее чада, для матери нет мелочей.
Отец сосредотачивает свое внимание на тех моментах в развитии
ребенка, которые представляются ему более важными. Это прежде
всего сфера социальная - то, что касается учебы, воспитания
необходимых для жизни в социуме качеств и т.д. Таким образом, в
материнской аспекте религиозности мы можем ожидать тотальной
сакрализации всех сторон человеческой жизни. Священными могут
быть любые повседневные действия, если они совершаются в лоне
традиции. Нет объектов, явлений и действий безусловно профанных,
все причастно живительной силе Матери. Отцовская сакральность
более избирательна, и граница между священным и мирским здесь
намного жестче и резче. Определенные сферы жизни выделяются и
освящаются, другие же рассматриваются как не заслуживающие
внимания или даже как нечистые и греховные. Противопоставление
"верха" и "низа", "приличного" и "неприличного", "духовного" и
"материального" в отцовской традиции выступает наиболее
отчетливо.
Рассматривая нашу проблему далее, можно заметить, что
отцовский архетип связан с выделением человеческой личности из
природной среды и введением его в мир технических навыков и
социальных норм.. Здесь необходимо отметить, что то слияние с
универсальным, которое связано с материнским архетипом, может
выступать и как первоначальное состояние единства с природой, из
которого развивается дифференцированная личность, и, как
конечная цель мистической трансформации, Unio Mistica.
Материнская религиозная традиция предполагает мистическое
воссоединение человека с божественной универсальностью, активное
межличностное слияние, преодоление отделенности "эго" и
воссоединение его со сверхличностной полнотой. При этом не
отрицается ценность отдельных элементов человеческого
существования, но утверждается их включенность в целостное
бытие. Материнская религиозность носит таким образом
интегрально-монистический характер. Однако, поскольку сама
сущность "эго" связана с выделенностью из некоей доличностной
или сверхличностной целостности, то восстановление такой
целостности не может не восприниматься "эго" как его смерть.
С
этим связан так называемый "темный", негативный аспект
материнского архетипа, аспект, связанный с той изначальной
бездной, из которой выделился человек и которая может и должна
поглотить его снова. "Мать - главенствующая фигура там, где
происходит магическое превращение и воскрешение, а также в
подземном мире с его обитателями. В негативном плане архетип
матери может означать нечто тайное, загадочное, темное, бездну,
мир мертвых, все поглощающее, искушающее и отравляющее, т.е. что
вселяет ужас и что неизбежно, как судьба. <...>
Существуют три
наиболее важных аспекта матери: ее плодородное и
доброжелательное божество, ее оргиастическая эмоциональность и
ее стигийские глубины". К этому следует добавить, что три
вышеназванных аспекта тесно связаны друг с другом и обладают
глубоким внутренним единством и способностью переходить друг в
друга. "Стигийские глубины" могут быть как окончательным
распадом человеческого естества, переходом к метафизическому
небытию и онтологическому ничтожеству, а могут быть и вратами
новой жизни, переходом к новому сверхличностному онтологическому
статусу, новому измерению бытия, и тогда эти глубины
оборачиваются высшим мистическим "плодородием" и высшей, дающей
конечное спасение "благожелательностью". Что касается
"оргиастической эмоциональности", то оргиастичесий культ,
связанный в значительном числе случаев именно с материнским
аспектом Божества, оказывается орудием такой мистической
трансформации, средством достижения сверхличностного состояния
абсолютной полноты.
Развитие патриархальных, отцовских культов, культов мужских
Божеств связано с развитием обществ, в которых технические
факторы преобладали над природными. Для иудаизма и других
семитических культов характерен именно строго патриархальный
культ, в то время как в арийских религиях преобладал
органический синтез материнской и отцовской сакральности.
Экзотерический общественный культ Бога-Отца (Зевса, Одина,
Рудры-Рода) дополнялся эзотерическим посвятительным культом
Богини-Матери и Возлюбленной (Деметры, Фрейи, Лады и Рожаниц).
Совершенно беспочвенно представление, по которому культ Богини
носит неведический и неарийский характер. Для Вед характерно
почитание Адити, Вак и других женских божеств. Результатом
развития рудраистской традиции (связанной в первую очередь с
Яджурведой) стало образование тантрических шактистских и
шиваитских школ в Индии. Дионисовы и Элевсинские мистерии в
Греции были их аналогами. Их общий символизм - Бык и фаллос для
обозначения мужского Божества, тройное оружие, и особое
почитание женского Божества. В “Дэви Упанишад” Высшая Богиня
описывает свою истинную природу, которая превосходит все
эмпирическое существование:
- Великая Богиня, кто Ты?
Она отвечает: - Я сущностно являюсь Брахманом [Абсолютом].
Из меня произошла образующая мир Пракрити [материальная
субстанция]
и Пуруша [космическое сознание],
пустота и Полнота.
Я все формы блаженства и не-блаженства.
Знание и невежество - это Я.
Я - пять элементов, и так же то, что отлично от них,
панчабхуты [пять грубых элементов] и танматры [пять тонких
элементов].
Я - весь мир.
Я - Веда так же как то, что отлично от нее.
Я - неизвестное.
Снизу и сверху и вокруг - Я.
Продолжение...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|