"Шанкара и индийская философия"
Н.В.Исаева
Адвайта использует три способа усвоения писаний:
1. шравана (слушание)
2. манана (размышление)
3. нидидхьясана (глубокая медитация)
Шанкара считает, что джива вечна – безначальна и неуничтожима. С
другой стороны и дживы и окружающего мира ну существует, вообще
нельзя говорить о творении как таковом, в абсолютном смысле, так
как в конечном счете все есть Брахман.
1) Душа не реальна, не является отдельной независимой сущностью,
т.к. душа есть Брахман, по этому поводу приводится пример: когда
в эфире находится множество предметов которые ограничивают этот
эфир, но тем не менее эфир не меняется.
2) Части эфира есть тот же эфир, а не абстрактная
индивидуальность.
3) Когда ограничения предметами устраняется, ограниченные части
сливаются с целым.
4) «Если для ведантиста Рамануджи, скажем, вечность души связана
с ее несократимой реальностью отдельного атмана субстанции, то,
с точки зрения адвайтиста, вечность дживы обусловлена ее
тождеством с Брахманом» стр 115.
5) «Известно, что оба ведантиста придерживались концепции
причинности, носящей название «саткарья-вады»; согласно ей,
следствие всегда предсуществует в своей причине».
6) Брахман реально развертывается в мир, как глина превращается
в горшки, а молоко – в творог.
7) «Бог Рамануджи развивается и вырастает из бесформенного
единства в разнородность вещей и отдельных душ, заложенную в нем
потенциально. Такая разновидность концепции саткарья-вада носит
название «паринама – вада , или учение о модификации, эволюции.
Кроме вишишта-адвайты Рамануджи она характерна, например, для
санкхьи» стр. 116.
8) Шанкара придерживается другой концепции сат-карья-вады,
получившей впоследствии название «виварта-вада».
9) Здесь Брахман это основа видимой, кажущейся вселенной, чьи
многообразные свойства временно «накладываются» на него.
10) Душа у Шанкары сат ( реальная), вибху ( вездесущая),
сарвагата (всепроникающая), хотя, конечно, эти характеристики не
стоит толковать буквально, поскольку джива в адвайте вообще не
может трактоваться по принципу субстанции.
11) Душа у Ш. трактуется не как отражение чистого сознания
(бимба – пратибимба), а как само сознание.
12) Множественность душ относится лишь к уровню эмпирического
мира, она связана с предшествующей эволюцией ( паринама),
происходящей целиком в сфере авидьи и наделившей душу
индивидуальностью - сжатой историей ее прошлых рождений.
13) До тех пора пока атман находится в системе
тело-разум-чувства, невозможно полное единство Брахмана и
атмана, а их отношения сходны с образом (пратибимба) и
отражением, прообразом (бимба).
14) В комментарии к «Брахма-сутрам» прямо говорится: «А душа –
лишь отражение высшего Атмана»(36) стр.116.
15) Эта концепция в позднейшей веданте ( в частности у
Пракашатмана, Сарваджнятмана и Видьяраньи) получила название
«бимба-пратибимба- вада» - учение об образе и прообразе.
16) Можно сказать, что если «бимба-пратибимба-вада» более
подходит к состоянию подобия высшему Атману, достижимому при
жизни, то концепция « аваччхеда-вада» Вачаспатимишры настаивает
на полном растворении души в Брахмане, обретаемому после смерти,
когда истощается инерция прошлой кармы.
17) «Само тождество дживы и высшего Брахмана Шанкара
постулирует, исходя из их одинаковой сущности. Возражая
вайшешикам считавшим сознание преходящей ( агантука), случайной
характеристикой души, он присоединяется к утверждению санкхьи,
что душа сознает по собственной своей природе.» стр.117.
18) Таким образом сознание (чайтанья, видья) рассматривается в
адвайте как независимая, вечно существующая, самоочевидная
реальность.
19) Она проявляет все остальное, освящая все как лампа, но сама
не нуждается для своего проявления ни в какой иной сущности,
понимается как самосветящаяся.
20) Одна из сутр Бадараяны примерно звучит так: «Значит,/душа-
это/само/со/знание» (11.3.18).
21) Рамануджа также полагает, что знание есть неотъемлемая
характеристика принадлежащая Атману (душам и Ишваре) в отличие
от джада ( неодушевленных вещей).
22) Шанкара связывет сознание (знание) с внутренней сущностью
души, как например у огня свет и тепло являются не в качестве
существенных характеристик, но как собственная природа.
23) У Шанкары есть два вида знания:
1. высшее ( тождество души и Брахмана)
2. профаническое (чувственный опыт, логическое рассуждение, вся
обыденная религиозная практика)
Философия Шанкары...
|