Мистическое
значение символов праздника Пасхи и Йоги
Пасха. Таинство Жизни и Смерти.
Параллели с древними учениями востока и запада
Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является
ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит
Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности
воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».
В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море
Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство
Петра, а также более чем пяти сотням других людей.
На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя
апостолов.
На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа
получают дары Святого Духа.
Пасха в церковном году
Относительно Пасхи отмечаются все переходящие праздники в последовательности
евангельских событий:
Лазарева суббота;
Вход Господень в Иерусалим — за неделю до Пасхи;
Страстная Седмица — неделя перед праздником Пасхи;
Пасха — Светлое Христово Воскресение;
Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме)
— явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование
Фомы;
Вознесение Господне — сороковой день после Пасхи;
Пятидесятница — пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает
с Днём Святой Троицы).
Пасхальный огонь
Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении,
а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий
все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных
городах России в православных храмах до начала пасхальной службы
верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае
успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят
его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи.
После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются
поддерживать его в течение года.
Свет
всегда символизировал ясность и победу над тьмой заблуждения, неведением,
силами мрака. Это ореол света вокруг головы святого, как символ
просветленности его духа и ума. В восточных традициях также свету
придается большое значение и в храмах возжигаются свечи, совершаются
ритуалы подношения священному огню очищенной пищи, возносятся гимны
и пожелания верующих. Свет возникает в сознании человека как знак
его духовной силы и чистоты. Того, кого люди чувствуют как личность
возвышенную, благородную, человечную - называют «светлым». Высший
принцип Сознания, Космический Разум (Шива) в индуизме всегда окружен
ореолом света и сияния и в состоянии радости от полноты бытия и
свободы, Он танцует бесконечный танец вселенной, танец Жизни и гармонии.
Пасхальная трапеза
В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах
освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к
праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные
яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на
свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина
поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения
Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не
становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг
стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является
красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший
Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала.
Эта фигура, близкая по форме яйцу, у греков означало чудо или загадку,
в отличие от правильного симметричного круга.
Пасхальный хлеб образно напоминает «тонкое
тело» - энергетическое поле человека. Этот прототип соотносится
с древними языческими культами плодородия, являясь фаллическим символом
мужского начала. Женское начало - энергия жизни представлена в символизме
Пасхи - яйцами.
В индийской философии и йоге, в частности, Высшее Сознание - Абсолют
(Бог) представляют символически как совершенную форму сферы Света
или в аспекте развития - как столб Света (Шивалингам). Образ яйца
соответствует идее Космического золотого зародыша (хиранья-гарбха)
из которого развилась Жизнь и вселенная (в период Большого взрыва),
и в которую все будет свернуто в период полного разрушения мироздания
(пралайи).
Святые отцы о Пасхе
Святитель Григорий Богослов:
«Господня Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств;
столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные,
но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит
звёзды, ныне празднуем самое воскресение, не ожидаемое ещё, но уже
совершившееся и примиряющее собою весь мир.
Открывая и преподавая, что ныне явлено Им (Богом) в некоторой мере;
ибо познаваемое ныне всегда ново. В чём же состоит это питиё и это
вкушение? — Для нас в том, чтобы учиться, а для Него, чтобы учить
и сообщать ученикам Своим слово; ибо учение есть пища и для питающего».
Задуматься над тем, кто ты и какова твоя
миссия на Земле, получает ли твоя душа то, для чего она пришла в
этот мир, напоминает нам Пасха. Потому как не только ради поверхностной
жизни мы пришли, но ради обретения Знания и опыта, дабы развить
зрелость нашей души и освободится от заблуждений - понять свою истинную
природу. Человек, наигравшись в бесконечном «театре» жизни, с переменой
масок и ролей, наконец-то приходит в зрелости и мудрости...
Святитель Мелитон Сардийский: «О таинство новое
и неизречённое! Заклание овцы сделалось спасением Израиля, и смерть
овцы стала жизнью народа, и кровь отпугнула ангела. Скажи мне, о
ангел, чего испугался ты? Овечьего заклания или Господней жизни,
смерти овцы или образа Господа, крови овцы или Духа Господня? Ясно,
что ты испугался, видя таинство Господне, происшедшее в овце, жизнь
Господню в заклании овцы, образ Господа в смерти овцы. Услышьте
о силе таинства! Что такое Пасха? Итак, научитесь, кто страдает,
и кто сострадает страждущему, и для чего Господь сошёл на землю:
чтобы, облекшись в страждущего, восхитить его превыше небес».
Наши страдания обостряют ясность разума
и учат нас видеть все вещи в истинном свете, так постепенно исчезают
иллюзии, и мы начинаем понимать мир таким, каким он есть на самом
деле. Мы начинаем понимать, кто мы и перестаем впадать в крайности
самовозвеличивания и гордыни или самоуничижения и комплексов неполноценности...
Святитель Григорий Нисский: «Ныне и праведник радуется
и неочистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий
день облегчает всякую скорбь, и нет человека так печального, который
не находил бы утешения в торжестве праздника.
В нём сокрыта надежда вашего воскресения, которая побуждает ревновать
о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о воскресении
у всех будет одна господствующая мысль: „Станем есть и пить, ибо
завтра умрём!“ (1Кор.15:32)».
Забвение знания себя, что природа человека
неуничтожима - ведет к озабоченной жизни потребителя и страху, что
все скоро кончится и надо «спешить» утопая в плотских утехах сколько
возможно. Так человек только накапливает страдания и приходит неминуемо
к душевной пустоте и самовырождению, рассеивая свои таланты впустую...
Святитель Лев Великий: «Итак, нужно умереть для
диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости,
чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое»
Преподобный Феодор Студит: «Почему же мы с таким нетерпением ждём
Пасхи, которая приходит и уходит? И эта придёт и уйдёт — в настоящем
веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь
бежит. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни.
Давайте радоваться намного больше той Пасхе, которая происходит
каждый день. Что это за Пасха? — Очищение грехов, сокрушение сердца,
слёзы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда,
нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится
достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но
каждый день».
Пасха - рубеж, который становится неким
духовным переходом от власти пагубных пристрастий к гармоничной
жизни, где в человеке пробуждаются позитивные силы и качества. Прояснение
жизненного пути и следование ему, жизнь в духе и истине...
Это духовное возрождение будет происходить в нас каждый день, каждое
мгновение, если мы помним о нем и стремимся к нему.
Святитель Иоанн Златоуст: «Итак, все войдите в радость Господа нашего;
и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг
с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся
и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь
все; телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь
пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть
не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть
не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть
не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил
её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того (дьявола),
который коснулся плоти Его.
Он (дьявол) взял тело, и нашёл в нём Бога; взял землю, и нашел в
ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. Воскрес
Христос, — и ты (дьявол) низложился; воскрес Христос, — и пали бесы;
воскрес Христос, — и радуются ангелы; воскрес Христос, — и водворяется
жизнь; воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо
Христос, воскресший из мёртвых, — „первенец из умерших“
Победа над страхом смерти делает человека
духовно свободным, меняется его мировоззрение, устремления и жизненные
ценности, он уже не может быть временщиком на этой Земле, не может
быть эгоистом, для которого должны все стать слугами. Исчезают связывающие
силы страха и сомнений, появляется вера в себя и в законы правды
и справедливости. Так обретается подлинная свобода личности, которая
осознает мир и самого себя как божественное творение, созданное
по образу и подобию в неразрывности, единстве и любви со всеми существами...
Материал составлен на основе информации Википедии с комментариями
Сабинина Александра.
Комментарии даны прописным шрифтом.
Для знакомства с полными текстами обращайтесь к первоисточникам.
Светлого праздника Вашей душе!
Начало...
|