Главная

Йога в Крыму

Туры за рубеж

Отзывы о нас

Контакты


Курсы Йоги

Вебинары

Рассылка

Поиск по сайту


Начинающим

Опытным

Консультации

Персонально

Симферополь


Практика Йоги

Теория Йоги

Тантра

Мантра-йога


Долголетие

Астрология

О центре


Библиотека

Скачать книги

Фото галерея

Видео





 






School of Yoga Shambhu
Подписка на рассылку Лесной Школы Йоги

 

Семинары и йога в Симферополе Крым


 

 

 

 

Каталог вопросов и ответов теория и практика йоги


Часто встречающиеся вопросы практики

Познакомьтеь с рекомендациями по конкретным вопросам практики и теории йоги, которые возникают у занимающихся.

Вы можете задавать здесь свои вопросы и если это будет полезно многим практикующим - мы разместим Ваш вопрос в каталоге.
Для просмотра ответов откройте ссылку на вопрос (при повторном клике ответ сворачивается)

Беседы по йоге

 

1. Как соврееннму человеку обрести правильное Знание Йоги?
Ответ:
Поскольку Йога это Учение, созданное человеком, о человеке, то каждый, осознанно или нет, стремится познать самого себя. Даже те, кто ничего не знают о Йоге и живут обычной жизнью, - пришли в этот мир обрести опыт и сделать из него выводы.... и, в конечном счёте, - развить своё сознание. Пришли, чтобы понять свою действительную природу, своё место в мире, устранить конфликт в себе и по отношению к другим. Открыть своё сердце и пробудить сознание. 2. Можно ли практику Шакти-Чалана делать перед сном?

Ответ:
Если практику Шакти-Чалана делать перед сном в мягком режиме, то будет достигнуты следующие результаты:
уравновешивание ветров праны, пополнение энергии, умиротворение ума, лучший сон, снятие напряжения тела и психики.
Если усилить пранаяму и интенсивность концентрации перед сном, то возникнет слишком большая стимуляция нервной системы и ума.
Это приведёт к бессоннице на какой то период после выполнения. Всё зависит от количества циклов Чаланы и степени интенсивности выполнения упражнения. 3. Важно ли сохранять равное соотношение вдоха и выдоха?

Ответ:
при определённых ритмах дыхания могут быть достигнуты разные эффекты :
- если равное время вдоха и выдоха - балансировка ветров и психики;
- если выдох длиннее - разовьётся умиротворение ума, расслабление тела;
- если вдох длиннее - стимуляция организма и психики, общее тонизирование;

Это относится к спокойным ритмам дыхания. Но важно помнить, что на эффект пранаямы прямо влияет интенсивность самого дыхания. Так, предельное торможение выдоха может привести к внутреннему напряжению, ввиду недостатка кислорода и перегрузки дыхательной мускулатуры. 4. Какие практики применяются перед сном? Хотелось бы это время использовать эффективно.

Ответ:
В вечерний период, непосредственно пере сном, могут выполняться практики йоги сновидений, медитативные визуализации в анахате, вишуддхе, манипура чакрах, мантра, медитации над растворением формы тела и т.п. садханы. Сосредоточение в Аджне нежелательно. Детали выполнения уточните у преподавателя.

5. В книгах Свами Сатьянанда техники подобные Шакти-Чалана выполняются наоборот, относительно других методик.
В чем отличия? Важно ли это или главное - развитие концентрации?

Ответ:
Действительно, в наставлениях мастера Сатьянанда Сарасвати, во время вдоха энергия поднимается по переднему каналу, во время выдоха по заднему. Это разные подходы к подъёму энергии Кундалини. Например, Свами Шивананда и большинство первоисточников рекомендовали осуществлять подъём праны по спине на вдохе, по переднему каналу - выдох. Это наиболее традиционно и соответствует методикам в основной массе техник йоги и кундалини в частности, т.к. инициируется очищение сушумны и вход пран в неё.
Это обусловлено вероятно тем, что Гуру Сатьянанда Сарасвати приверженец определённой линии тантры и у него, соответственно, отличается метод контроля энергии.
Считается, что при варианте Сатьянанды, быстрее может быть получен опыт переживаний, т.к передний канал менее закрыт, по нему активно
движутся энергии чувств. Поднимать энергию по позвоночнику сложнее и дольше, но результаты стабильнее и долговременнее, хотя это требует труда и настойчивости. Оба метода полностью авторитетны. В обоих случаях успех практики зависит от сосредоточения и сам по себе факт выполнения практики постепенно развивает глубину и стабильность концентрации, что даст продвижение и в других методах йоги, а также решении любых жизненных задач.

6. Какое оптимальное соотношение вдоха и выдоха при ходьбе если стоит задача прогресса в пранаяме? И на сколько глубоким должно быть дыхание?

Ответ:
В пранаяме, во время ходьбы, можно применять равные (1:1) и неравные (1:2 ; 1:3) ритмы дыхания, если не включать задержки с воздухом. Остановки дыхания тоже возможны, например в пропорции 1:1:2; 1:2:1; 1:2:2. Важно создать равномерное движение, ровный ритм ходьбы, который обеспечит постоянную динамичную нагрузку на тело и дыхательную систему. Тогда показатели пранаямы будут расти, какую Вы бы ни выбрали пропорцию.

Если говорить о глубине, то для развития нагрузок на дыхательную, сосудистую и нервную системы необходимо, увеличивая длительность цикла, развивать и глубину (до разумного предела). Важно помнить, что глубокое дыхание при малых нагрузках приведёт к обратному, негативному эффекту вследствие гипервентиляции.
Поверхностное дыхание (без задержек) применяется в медитативной ходьбе или движении с мантрой. Оно также будет способствовать укреплению организма, но не за счёт напряжения, а за счёт расслабления, улучшения питания тканей и клеток, лучшей циркуляции энергии праны, снятия психического напряжения.

7. Какой смысл и перевод имеют мантры? Как они влияют на ум?

Ответ:
Каждая мантра имеет некий внутренний смысл, но не все мантры имеют чёткий перевод. Мантры развёрнутые, имеющие конкретный перевод, несут в себе определённую смысловую идею - призывание, пожелание получить какие-то качества и т.д. Для этих мантр смысл важен, так как формирует ментальный поток, концентрирует ум на чём-то.
Мантры сущностные, коренные слоги например, не переводятся, а трактуются. В них смысл заключён в реализации энергии и особого состояния сознания, которые содержит мантра (или ум практика, если угодно).
Часто встречаются комбинированные мантры, включающие в себя как смысловой контекст, так и сущностные вибрации (которые, кстати сказать, обладают наибольшей силой воздействия)

Когда кто-либо произносит мантру он извлекает энергию в самом себе, в первую очередь, так как все потенциальные звуки содержит в своём теле Кундалини-шакти. И чем больше наработана мантра, тем большей духовной силой начинает обладать адепт.

Мантра и образ
Мантры вызывают изменённые состояния сознания и энергии, которые традиционно персонифицировались в разного рода божеств. Фактически каждое проявление вибрации или звука имеет свою особую визуальную форму, как янтра, мандала, диаграмма - абстрактно или "божество" - персонифицировано.
Естественно, для более точной практики мантра-йоги желательно иметь посвящение в этот метод.

8. Каким образом происходит изменение сознания при практике мантра-йоги? Что на это влияет?
Если получен и практикуется правильный метод то, изменение сознания при практике мантра-йоги происходит при наличии ряда условий:
- была ли передача силы мантры при посвящении учителем;
- сила мантр не равноценна, одни приводят к трансу быстрее чем другие;
- от предварительной чистоты ума (через яму-нияму) зависит как глубоко мантра входит в сознание, насколько прозрачен поверхностный ум;
- понимание сокровенного смысла и сути метода мантры, т.е. знание как развивать практику и избегать ошибок;
- искренность и вера, основанные на знании, самоотдача, которая будет вести адепта к чистым состояниям мысли;
- степень сосредоточения на рецитации (и визуализации, если она дана), это индивидуальные способности к интенсивной концентрации;
- регулярность и объём практики, количество переходящее в качество;
- место и время могут способствовать усилению процесса (например: лунные фазы, день или утро-вечер, где практикуется, в каких обстоятельствах и т.п.)
- практика мантры в группе может быть порой более эффективна (для начинающих);
- практика в полной изоляции быстрее вызывает измерения ума

Если практикуют мантру некорректно, без должного посвящения, то изменённые состояния могут быть вовсе не божественной природы
- может наступать нестабильность сознания при неосознанной практике;
- от избытка упорства и нечистом уме могут возникать эффекты расщепления психики (псевдодуховные видения, голоса и т.п.)
- бессмысленная рецитация может приводить к ступору ума, инертной прострации;
- мантра, расслабляя ум, может вызвать состояние псевдоблаженного безволия и ментальной тупости (так порой бывает с ТМ практикующими);

Однако, перечисленные проблемы возникают лишь у самонадеянных, амбициозных людей, не имеющих достаточной искренности и веры в Учение и захваченных корыстными мотивами. Нормальный практик йоги фактически застрахован от подобных рецидивов, так как он, по определению, следует методу и мастеру.

9. Даже при не долгой 30-ти минутной медитации затекают ноги, что приводит к неприятным ощущениям при восстановлении кровообращения. Эти ощущения пройдут при дальнейшей практике или же не обращать внимания на них?

Ответ:
Неприятные ощущения, от долгого сидения во время медитации или пранаяме, постепенно пройдут, непременно.
Поэтому нужно продолжать занятия, но Вы можете помочь себе следующими действиями:
- используйте удобное мягкое сидение (одеяло в четверо, плоскую широкую подушку и т.п.);
- положите под ягодицы небольшой валик, так, чтобы приподнять таз над полом на 10-15 см;
- массируйте (простукивайте, похлопывайте, растирайте, разогрейте) проблемные участки ног перед занятием медитацией;
- на первых этапах тренировок, во время сидения, чаще меняйте позу, начиная с трудной и переходя к более простой, по мере продолжения сеанса;
- для улучшения циркуляции энергии в ногах применяйте очистительные процедуры йоги (басти, агнисару, наули, ашвини-мудру);
- выполняйте для ног больше раскрепощающих и перевёрнутых асан, позиций сидя, тонизируя тазобедренные, коленные суставы и стопы;
- обязательно регулируйте диету, используя сатвическое питание, устраните тяжёлую, грубую пищу;
- для глубокого очищения примените 1-3-х дневное голодание периодично, до достижения эффекта.
Все эти меры, в совокупности, обязательно принесут результаты. И медитировать можно будет длительное время безболезненно.

10. Какие изменения в человеке происходят в ходе практики йоги с телом, энергией и душой?

Ответ:
Изменения зависят от многих факторов: какие йогином ставились цели, какие применялись методы и с какой интенсивностью +
личные особенности и внешние факторы (они могут быть благоприятными или же нет).

Изменения физического тела: - статические нагрузки в асанах и пранаямах приводят к изменению структуры тела, тканей, костей, жизненных субстанций. Эти трансформации значительно отличают йогина от непрактикующего человека. На продвинутых уровнях (многолетней практики с полным погружением) тело становится настолько преображённым, что с ним, по желанию йога, он может проделывать самые необычные вещи - невозможные для обычного человека. Это изменение характеристик функционирования внутренних органов (замедление, ускорение, остановка их работы, снижение и подъём температуры и т.п.). Изменение характеристик всего тела - желаемое изменение веса, формы, скорости движения, физической силы и т.п.

Изменение на уровне энергии: В результате очищения силой праны энергетических каналов (нади) и центров (чакр) структура нервной системы, сосудов, тонких каналов тела изменяется. Усиливается жизнестойкость, общая чувствительность, острота восприятия, интенсивность различных ощущений (блаженства, боли и т.п.).
Могут проявиться визуальные и аудиальные эффекты в медитациях. Трансформируется состояние снов, они становятся более яркими и живыми.
Уменьшается продолжительность сна, потребность в пище. Это может сопровождаться преобразованием сексуальной энергии, её сублимацией.
За счёт высокого накопления праны будут доступны особые переживания в плане внутреннего мистического опыта и необычные возможности (длительная остановка дыхания, торможение-активизация метаболизма, способность расщеплять ядовитые субстанции и т.п.) Могут активизироваться энергии различных чакр, что даст специфически окрашенный опыт или способности. Приходит способность управления движением праны внутри тела (концентрация в определённых зонах, органах) и передача праны вовне (праническое лечение, воздействие на живые и неживые объекты).

Изменения в энергетике обязательно затрагивают планы физического тела и сознания, духовную сферу адепта. Они настолько разнообразны, что перечислить практически нереально... Многое зависит от того, какими методами достигается управление энергией и какова цель этого процесса.
Примечание: здесь не рассматриваются процессы полного пробуждения Кундалини, а лишь пранические изменения.

Изменения на духовном уровне: - исчезает цепляние за личное я, и человека более не тревожит мнение других о себе, как плохое, так и хорошее;
- в сознании пробуждается творческий потенциал, за счёт высвободившейся энергии исчезнувших омрачений;
- приходит глубокий душевный покой и мир; - обретается колоссальная устойчивость сознания к деструктивным влияниям сансары, беспристрастность по отношению к прошлым захваченностям;
- проявляется спонтанная радость, причина которой свободное состояние энергии души и ума;
- внезапно раскрывается недоступное ранее знание, интуитивное прозрение событий;
- сердце адепта наполняет любовь, доброта и сострадание;
- проявляются различные психические силы, в зависимости от уровня реализации и методов, которые применялись на пути;
описать все духовные перемены не представляется возможным.

Эти трансформации происходят наиболее заметно только с теми, кто действительно ставит перед собой цели духовного роста и активно практикует. Но если личность не стремится меняться внутренне, отказываясь от проявлений своего эго, то она остаётся в том же состоянии омрачённости, что и ранее. Более того, практика йоги и успехи на поверхностном (телесно-энергетическом) уровне, могут усилить ложные амбиции и развить чувство собственной значимости. Как это ни печально, но такое тоже может происходить...