Главная

Йога в Крыму

Туры за рубеж

Отзывы о нас

Контакты


Курсы Йоги

Вебинары

Рассылка

Поиск по сайту


Начинающим

Опытным

Консультации

Персонально

Симферополь


Практика Йоги

Теория Йоги

Тантра

Мантра-йога


Долголетие

Астрология

О центре


Йога-маг

Библиотека

Скачать книги

Фото галерея

Видео





 






School of Yoga Shambhu
Подписка на рассылку Лесной Школы Йоги


йога Шивананды - курс онлайн

Курс онлайн по йоге
мастера Шиваннанды

методики йоги

 

 

Философия индуизма тексты по йоге и тантре


Генезис значения в философии индуизма

Зильберман Д.Б.

Имя Зильбермана мало что скажет читателю, даже считающему себя искушенным в философии. Между тем, это один из самых оригинальных и значительных мыслителей, чье философское созревание произошло в России. Он родился в Одессе в 1938 году, там же закончил технический вуз и попал в Туркменистан, где с 1962 по 1967 год работал метеорологом в Ашхабадском аэропорте. Там же он начал свои занятия философией и индологией, которые продолжил в аспирантуре Института конкретных социальных исследований АН СССР в Москве. Но ему не дали возможности защитить фундаментальную диссертацию о культурной традиции, и вскоре - из-за публикации за границей статьи о каббале -
Д. Зильберман был отлучен от научной деятельности и ему было предложено покинуть Москву. До отъезда из Союза ему так и не удалось найти работу по специальности. Научные работы публиковались под псевдонимами, а средства к существованию приносили переводческие работы, выполнявшиеся им для Московской патриархии (перевод Оксфордского богословского словаря).



В США, куда Зильберман эмигрировал в 1973 году, его профессиональная судьба резко изменилась: он был сразу же приглашен читать лекции по философии и антропологии в Нью-Йоркском университете, затем преподавал индийскую философию в университете Чикаго, а последние два года своей жизни работал профессором философии Брандайзского университета в Бостоне. Погиб Давид Зильберман в автомобильной катастрофе, в Бостоне, в возрасте 39 лет.

А.М.Пятигорский, который знал Зильбермана по московскому методологическому кружку (Школа деятельностной методологии под руководством Георгия Петровича Щедровицкого), пишет о нем в статье "О философской работе Зильбермана" (опубликовано: А.М.Пятигорский. Избранные труды. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1996). По мнению Пятигорского, основная проблема современного философствования - это проблема формы, понимаемой не в смысле противопоставления содержанию, а в смысле выражения и самовыражения личности философствующего. Зильберман являет собой исключительный случай современного философствования - исключительный в том отношении, что он оказался как вне содержания современной философии, так и вне проблемы формы в целом. Зильберман занимается модальной методологией , которая работает с разными философскими системами как с объектами .

При том, что сами эти системы работали со своими объектами как с природными сущностями. Работа Зильбермана избегает традиционной европейской стратегии натурализации объектов и трансценденции объектного мира в направлении его сущности и, рассматривая философские системы как артефакты, сама претендует не более чем на роль артефакта. Именно поэтому она не может быть направлена ни на материю, ни на сознание, ни на сущность, ни на явление, ни на теорию, ни на практику, ни на разум, ни на опыт. Ибо все эти вещи мыслятся в философских системах в отношении к природно-сущностному (все равно - человеческому или божественному). Зильберман же рассматривает и осмысливает только то, что со всеми вещами, понимаемыми как искусственные, искусственно же и делается. Поэтому его методология называется модальной : она занимается модусами искусственного делания. Даже если это делание самим деятелем (Гегелем, Платоном, кем угодно) мыслилось как естественное или превращалось в естественное, натурировалось, Зильберман опять превращает его в искусственное, денатурирует в модусах своей методологии.

В предлагаемой читателю работе, впервые вышедшей на английском языке в 1988 году в известной серии "Boston Studies in the Philosophy of Science", Зильберман строит свою модальную методологию на материале шести великих философских систем индуизма. Этот материал в наибольшей степени подходит для универсального и весьма радикального проекта реформирования самой идеи философии, предлагаемого здесь. Цель этого проекта - представить философию как объект новой науки, науки о философиях . Исходным условием такой науки представляется создание категориальной системы, в рамках которой можно будет затем разворачивать анализ ее предметностей. Такая категориальная система уже существует - в виде шести классических индийских даршан, рефлексий мысли. Возможность создания науки о философиях становится реальной только при условии обоснования, что философия обладает (или обладала) собственной "реальностью", присущей только ей предметностью, с независимым онтологическим статусом и метафизическим приоритетом.

Согласно Зильберману, такое обоснование возможно только на индийском материале. Ведь даже древнегреческая философская мысль в апогее ее славы, не сумела достичь того состояния, которое стало традиционным для философии в классической индийской цивилизации - статуса системы культуры . В Индии философская деятельность была организована как особая форма материального производства смыслов культуры, жизненно важных для воспроизводства всей социальной системы индуизма. Даже индийские философские тексты напоминают скорее сборники технических инструкций для весьма странной производственной деятельности, направленной на создание некоторой формы объективной реальности. Предметность индийской философии, таким образом, - не мыслительные образы, присутствующие в реалиях человеческого существования, а сама действительность его, принадлежащая искусственному, сконструированному, техническому миру социальной природы. Индийские даршаны не только конституируют этот мир, но и конституируются им, объективируются, достигая такой степени культурной автономии и очевидности, что становятся даже более "вещественными", нежели мир физической природы.
 

 Продолжение...