Философия природы вайшешики и космогония
А.Л.Симанов
Возможные параллели
I
Интерес к космологическим проблемам существует, видимо, столь же
долго, сколько существует и человеческая цивилизация. Интерес
этот и оправдан, и обоснован изначально присущим человеку
любознанием, стремлением понять и объяснить природу мира,
причины и механизм его возникновения и развития (если развитие
принималось как неотъемлемый атрибут мира). И уже в ранних
мифологических системах особо выделяются мифы о происхождении
мира – космологические мифы. Сформировавшиеся на основе
мифологии и преднаучного знания философские учения также в свою
очередь ставили как одни из главных проблемы, которые мы сейчас
называем космологическими.
Религиозные учения, объясняя
происхождение мира божественным актом творения, тем не менее,
обращались к собственно космологическим вопросам. Все развитие
самого научного знания происходило под знаком решения
космологических проблем как наиболее фундаментальных и значимых.
И отсюда совершенно очевидным кажется вывод, что среди огромной
массы космологических мифов, разного рода философских и
религиозных, научных и паранаучных мнений, высказываний,
предположений, гипотез и теорий существуют сходные, подобные,
общие моменты, «пересекающаяся» информация, но есть и особенное,
специфическое для каждого из них. Именно в этом особенном
следует искать то, что может способствовать развитию научной
космологии, стимулировать научный поиск, разработку научных
космологических гипотез.
Существует множество разного рода литературы, где с разной
степенью достоверности и детальности исследуется развитие
космологических представлений, анализируются взгляды на
космологические проблемы как древних, так и современных авторов,
космологические гипотезы и теории. Однако по большей части этот
анализ сводится к обсуждению гносеологических, социальных,
эмпирических, философских, конкретно-теоретических и других
предпосылок тех или иных представлений, их истинности и
ложности, степени достоверности и т.п.
Причем преимущественно
исследуются идеи, сосуществующие одновременно. И крайне мало
исследований сравнительного плана, когда сопоставляются точки
зрения, концепции и гипотезы, принадлежащие разным школам,
направлениям, отраслям человеческого знания, имеющим еще и
большой временной разрыв. Но именно такие исследования, на мой
взгляд, могут приносить неожиданные результаты, могущие иметь
большое эвристическое значение для развития современной науки. В
этом и состоит их особая привлекательность, несмотря на те
опасности, которые подстерегают исследователя, идущего по такому
пути.
И самая главная из них – вольное или невольное осовременивание
взглядов прошлого, приписывание им черт настоящего,
интерпретация их с узкоограниченных позиций той или иной теории,
господствующей в настоящем. Иными словами, опасно исследовать
прошлое, заключив себя в рамки парадигмы настоящего и не отдавая
себе в этом отчета, не учитывая всей истории развития познания.
Особенно важно помнить об этом при сравнительном анализе идей из
таких разных культур, как культуры Востока и Запада.
Достижения Востока на пути изучения мира поистине грандиозны и
потрясающи. Техногенная цивилизация Запада, далеко опередив в
своем материальном развитии Восток, достигла высочайших высот в
овладении природой, но и привела к противостоянию человека и
природы, своим рационализмом и прагматизмом ограничила
возможности познания как человека, так и мира в целом. В то же
время восточная традиция, сохраняя на протяжении веков
мировоззренчески-созерцательный характер, сохраняла и идею
единства, неразрывности, синкретичности человека и природы.
Такой подход позволил разработать философские концепции,
существенно отличные от европейских. Чрезвычайно ярко эти
отличия проступают, в частности, в учениях о природе при
сохранении, тем не менее, ряда общих мест. В космологических
концепциях таким общим местом является идея происхождения нашего
мира из хаоса. Но для нас более интересны отличия, так как
именно в них мы можем найти то, что может предоставить нам
необходимый для решения поставленной задачи материал.
Однако анализ древних и средневековых философских концепций
Востока чрезвычайно затруднен из-за лингвистического и
культурного барьера. Буквальный, подстрочный перевод понятий,
которыми оперируют восточные философские школы, вообще не дает
возможности для сколько-нибудь правильной их интерпретации. Это
обусловлено несколькими соображениями. Во-первых, сами эти
понятия многозначны, и во многом их смысл зависит не только от
контекста источника, но и от социально-исторического контекста,
от того времени, когда этот источник создавался. Во-вторых,
смысл понятий изменялся с течением времени, и в одной и той же
философской школе в процессе ее эволюции одно и то же понятие
получало разное смысловое содержание. И, в-третьих, есть
опасность «европеизировать» смысл исследуемых понятий.
В этой
ситуации наиболее целесообразным представляются перевод и
интерпретация понятий прежде всего в том источниковом и
социокультурном контексте, в котором то или иное понятие
формировалось. И только вторым шагом может быть анализ развития
этих понятий, и опять же с учетом соответствующих контекстов.
При этом сопоставление с похожими европейскими понятиями должно
быть не буквально-понятийным (например, понятие хаоса в том или
ином восточном варианте и понятие хаоса в европейских учениях,
атом вайшешики и атом Демокрита и др.), но проводиться на основе
анализа их смысловой и контекстуальной нагрузки.
Учитывая эти самые общие требования к анализу философских
представлений древнего и средневекового Востока, я попытаюсь
сопоставить космологические представления философии природы
вайшешики с современной космологией с целью выявления того, что
может дать нам (если может) эта индийская философская школа для
понимания и решения проблем как оснований космологии, так и ее
методологии. Интерес к космологическим представлениям философии
природы вайшешики вызван прежде всего тем, что они, на мой
взгляд, в данном контексте практически не исследованы, в отличие
от европейских мифологических и ранних философских
представлений.
В то же время уже первое знакомство с этой школой
вызывает удивление из-за совпадения ряда ее положений с
современными космологическими представлениями. Так, в частности,
в натурфилософии вайшешики существует идея развертывания и
свертывания вселенной, причем в процессе развертывания
происходит структурное усложнение объектов этой вселенной и их
эволюция, приводящая к появлению человека. Однако наступает
период усталости, приводящий к распаду, упрощению структур и,
как итог, к свертыванию вселенной. И здесь напрашивается самая
простая и поверхностная параллель с современной космологией,
точнее – с моделью пульсирующей вселенной и, соответственно, с
идеей «пульсации энтропии».
Продолжение...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|