Веды, источник религий и их история
Шанкар Пандуранг пандит
В представлениях людей о том, что же включить, а что же
исключить из понимаемого под весьма широким термином Веда,
существует много расхождений. И строго пропорционально точности
того, что мы подразумеваем под этим словом, можно справедливо
сказать, включает ли оно то или иное. Одну крайность
представляют решительно заявляющие, что Веда включает всё, то
есть будучи записью собственного откровения Бога, это кладезь
всех знаний, уже полученных человеком,* или которыми он овладеет
в будущем, не исключая последние открытия и изобретения,
связанные с телефоном и микрофоном.
С другой стороны, люди,
представляющие другую крайность - а это огромное большинство
иностранцев в нашей стране и за её пределами, слышавших о Ведах
- придерживаются мнения, что в них ничего и не заслуживает
названия знания, что это книга или набор книг, полных, там, где
что-то можно понять, описаний и предписаний, касающихся
суеверных ритуалов, а там где они непонятны, настолько
безнадёжно мистичных, что служащих лишь целям эгоистичного
жречества, которое всегда ищет прибежища во всём древнем и
туманном, чтимом, но непонятном, в том, во что верят, но что не
исследуется. Подобно всем крайностям, упомянутые и верны, и
неверны - не просто из-за разницы интерпретаций, но так же и
потому что одно и то же одними включается в понятие Веда, а
другими из него исключается.
Ортодоксальный индус понимает под
этим не только все Самхиты или сборники гимнов, Брахманы и
Упанишады, но даже второстепенные ведические трактаты,
касающиеся грамматики Вед, произношения ведических слов, их
словари и так далее; в то время как многие ограничивают это
понятие сборниками (самхитами), Брахманами и Упанишадами; а
некоторые не допустили бы применения этого слова ни к чему,
кроме Самхит.
____________
* В Индии существует мнение, что Ведавьяса, считающийся автором
Вед, составил из единой, вечно существующей Веды имеющиеся
сейчас тексты четырёх Вед, скомпоновав их так, чтобы они
отвечали потребностям кали-юги - прим. пер.
Самхиты - это главным образом собрания гимнов, а иногда -
религиозных формул, молитв, описаний жертвенных ритуалов и
прочих церемоний. Брахманы - это класс сочинений, имеющие в
значительной степени природу комментариев, объясняющих
ведические предметы, а чаще размышляющие о них. Вещи эти,
первоначально простые и всем понятные, начали становиться
сложными, когда прошло уже много времени с тех пор, как
преобладала простая религия авторов этих многочисленных гимнов.
Упанишады представляют более поздний период, когда люди начали
сознавать бесполезность одних лишь ритуалов и начали
философствовать о человеке и природе в общем, и будучи записью
свободного полёта мысли, указуют на совсем другую эпоху
интеллектуальной истории индийских арьев.
И хотя, если говорить в общем, Самхиты, Брахманы и Упанишады
указывают на на три различных последовательных периода времени,
и учитывать природу этих трёх классов книг, а Самхит - в
особенности, всё же не может быть сомнения, что каждый класс
содержит нечто принадлежащее к периодам двух других.
Самхиты включают в себя гимны, охватывающие очень длинный период
времени, за который человеческий ум несомненно прошёл через
многие стадии развития, равно как и через разные фазы упадка.
Включение в понятие Веда и Брахман, и Упанишад, как прибавляет
что-то к прекрасной репутации Веды, так и убавляет её. Ведь в то
время как в Упанишадах мы встречаем многие, если не все, из
высших идей, которые когда-либо мог помыслить человек, в
Брахманах имеем самые детские рассуждения об обыденных вещах,
самые жалкие извращения красоты и карикатуру на простоту.
И всё
же мы думаем, что Самхиты, Брахманы и Упанишады вместе могут
быть уместно названы Ведой или ведической литературой, поскольку
вместе взятые они раскрывают именно аутентичную историю -
аутентичную потому, что были написаны тогда, когда это
происходило - подъёма и падения, причём большего, чем подъём, и
последующего возрождения индусского ума в его религиозном и
философском аспектах. Популярное высказывание, что нет взлёта
без падения и наоборот, не менее приложимо к истории
человеческой мысли, чем к истории человеческой деятельности. За
высшими достижениями человеческой мысли, как учит нас история,
следовали падения, пропорциональные подъёму. Никакая религия,
какой бы чистой она ни была основана, не избегала принижения
теми, кто следовал за её благородным основателем. Теми же, кто
хочет получить верное представление обо всём сооружении и
подъём, и упадок должны изучаться вместе.
Такое исследование
истории особенно необходимо, когда подъём - не просто подъём, но
содержит черты упадка, а упадок не так прост и содержит элементы
подъёма.
Приняв такой взгляд на ведическую мысль арьев, мы думаем, что
позволительно считать и Самхиты, и Брахманы, и Упанишады
составляющими Веду. Ведь Самхиты содержат больше, чем может
трактоваться в Брахманах, а брахманы не всегда лишены вещей,
стоящих Самхит, а Самхиты опять же не чужды философских
размышлений Упанишад, только поданных поэтически, последние же
иногда столь же просты и примитивны, как содержание Самхит.
Очертив таким образом это понятие, мы считаем, что Веда -
источник всех религий. Несомненно, что Веда - древнейшая из
существующих книг арьев, более того, весьма вероятно, что это
древнейшая книга в мире. Это можно с уверенностью сказать по
меньшей мере о части гимнов Самхит. И как таковые, эти книги
являются самой надёжной записью постепенного возникновения и
развития религиозных идей у по меньшей мере одной, причём самой
важной расы человечества - арьев. Здесь содержатся
фундаментальные истины универсальной религии, причём не только
они, но и их история, история их первоначального возникновения и
прогресса. В Веде - в смысле, описанном нами выше - есть не
только единое божество как создатель, хранитель и разрушитель
всей вселенной, мы имеем здесь ясное свидетельство того, каким
же образом впервые возникла идея Бога, а также связные звенья
цепи стадий, через которые прошла эта идея на протяжении многих
веков, пока не выросла в выдвижение веры в несуществование
многих богов, и существование одной единой Высшей Силы без
иного.
Голая, невинная и неприкрытая истина без всяких ухищрений - это
то, что идея многобожия наиболее естественна для человеческого
мышления, а идея о Всевышнем Боге - результат мышления, многих
умствований и обобщения. Так, мы видим происхождение многих
богов из великих явлений природы - тех из них, которые, так
сказать, поражают воображение склонных к мудрствованиям, но
простых умов. Индра, бог дождя, бури и света, посылающий
освежающий душ ливня, несущего плодородие - это предполагаемый
демон, владеющий дождём и не дающий свету с небес достичь земли.
Варуна представлялся великой силой, оборачивавшей Землю тёмным
покровом ночи, наказывающей злых и вознаграждающей справедливых,
которые и не знают, кто это их наказывает и вознаграждает. Агни
был необходим для объяснения явлений, связанных со светом и
теплом, простирающихся от земли до неба. Солнце, плодовитый
источник многих религий всех времён и стран, также не избежало
рассмотрения с различных поэтических точек зрения. Оно стало
Савитой, ежедневным прародителем мира, поскольку заставляло мир
ежедневно рассветать к видимому существованию из смерти и
темноты, в коей он лежал предыдущей ночью.
Продолжение...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|