О четырех функциях сознания и
древнеиндийской санкхьи
О четырех функциях сознания в типологии К.Г. Юнга и
древнеиндийской философии санкхьи
Козицкий С.Б.
В 1921 году Карл Густав Юнг, долгое время работавший с
основателем психоанализа З. Фрейдом, издал книгу
"Психологические типы" [1], в которой обосновал необходимость
для изучения сознания и подсознания человека, учета его
психологического типа. Идеи Юнга, как это часто случается с
гениальными идеями, опередили свое время. Лишь более чем через
50 лет в этом направлении был сделан следующий серьезный шаг
литовской исследовательницей Аушрой Аугустинавичьюте, которая
обосновала различие между Юнговскими типами наличием различных
типов информации, названных аспектами, и неодинаковым
восприятием одного и того же аспекта разными людьми. Также, на
основании разработанных моделей психики ею была создана теория
интертипных отношений, что в конечном счете вылилось в создание
новой науки, названной " соционика" [2, 3].
На сегодняшний день соционика на практике показала свою
эффективность в таких областях, как профориентация, психология
семейных отношений, психиатрия, и даже в прогнозировании
процессов в социуме [4-10]. В западных странах юнговская
типология также не осталась без внимания. В 1959 году Изабель
Майерс и ее дочь Катарина Бриггс после кропотливых, более чем
десятилетних исследований сформулировали методику определения
психологического типа человека, получившую название Индикатора
типов Майерс-Бриггс ( Myers-Briggs Type Indicator - MBTI). В
настоящее время только в США по данной методике свой тип
определили более 3-х миллионов человек.
Этот подход успешно зарекомендовал себя в таких областях как
бизнес, образование, личностное и семейное консультирование,
профориентация, разрешение конфликтов и др. Говорят, что
менеджеры многих известных западных корпораций не только смогли
сходу назвать свой психологический тип в терминах MBTI, но и тип
своих близких, друзей, а также свободно обсуждали разногласия
между коллегами, исходя из особенностей их типов [11, 12].
Основная идея данной работы заключается в том, что открытая
К.Г. Юнгом четверичная структура сознания должна быть отражена и
в древнеиндийской философии санкхьи, поскольку для индийской
философии вообще характерна очень глубокая проработка вопросов,
связанных с сознанием и самоосознанием. А обнаруженные параллели
могут привести к дальнейшему углублению нашего понимания
феномена сознания, и, как следствие, к разрешению многих
психологических и социальных проблем, стоящих перед людьми в
наше неспокойное время.
Теория психологических типов К.Г. Юнга строится на понятии о
четырех психологических функциях, которые сопровождаются общей
экстравертной, либо интровертной установкой личности.
К.Г. Юнг пишет: "Под психологической
функцией я понимаю известную форму психической деятельности,
которая принципиально остается равной себе при различных
обстоятельствах." Исходя из своего многолетнего опыта он
выделяет четыре функции: "Я различаю, в общем, четыре основных
функции: две рациональные и две иррациональные, а именно,
мышление, чувство, ощущение и интуицию". У А. Аугустинавичьюте
эти функции названы несколько по-другому, соответственно:
логика, этика, сенсорика, интуиция.Этими названиями мы и будем
пользоваться в настоящей работе. Далее К.Г. Юнг замечает: "Я
отличаю эти функции одну от другой потому, что они не допускают
ссылки друг на друга или соответственно не могут быть сведены
одна на другую. Принцип мышления, например, абсолютно отличается
от принципа чувства и т.д."
Логика, как функция психики, означает способность к
дискурсивному мышлению, умение делать логические выводы,
размышлять в терминах правильно - неправильно. К логике
относится все, что связано с деловой целесообразностью,
принципами построения систем, техникой и технологией,
классификацией и иерархией, структурностью. Логика вскрывает
механизм явлений, порядок, существующий в природе и обществе
[1-12].
С этикой связывается формирование ценностных установок личности,
субъективная оценка окружающего, проявление и восприятие эмоций,
умение хорошо чувствовать и понимать настроения и чувства других
людей, способность разбираться в их взаимоотношениях. Мышление
здесь строится по принципу справедливо - несправедливо [1-12].
Сенсорика означает погружение в конкретную чувственную
обстановку, восприятие форм, красок, звуков, запахов, вкусовых и
тактильных ощущений, умение создавать комфортную обстановку
вокруг себя, уверенность во всех физических аспектах
существования, таких как состояние здоровья [1-12].
Интуиция предполагает способность к абстрактному мышлению,
умение видеть внутреннюю сущность предметов и явлений,
прогнозировать их развитие во времени, распознавать глубинные
возможности и способности человека. Философские способности,
сверхчувственное восприятие, продуцирование новых идей также
относятся к области интуиции [1-12].
Продолжение...
|