Главная

Йога в Крыму

Туры за рубеж

Отзывы о нас

Контакты


Курсы Йоги

Вебинары

Рассылка

Поиск по сайту


Начинающим

Опытным

Консультации

Персонально

Симферополь


Практика Йоги

Теория Йоги

Тантра

Мантра-йога


Долголетие

Астрология

О центре


Йога-маг

Библиотека

Скачать книги

Фото галерея

Видео





 






School of Yoga Shambhu
Подписка на рассылку Лесной Школы Йоги


курс йоги онлайн

Йога для начинающих
в Симферополе

 
Курсы йоги онлайн

методики йоги

 

 

Философия индуизма тексты по йоге и тантре


О четырех функциях сознания и философии санкхьи

В философии санкхьи Шри Капиладевы, как она представлена в Бхагавата пуране [13] также есть упоминание о четырехчастной структуре психики:
манах буддхир аханкараш
читтам итй антар-атмакам
чатурдха лакшьяте бхеда
вриттйа лакшана рупайа

"Ум, разум, эго, сознание - представляют собой внутренние тонкие чувства, существующие в этих четырех аспектах. Их можно различить по их функциям, поскольку каждый из этих аспектов проявляет себя по-разному согласно своим качествам." (стих 3.26.14) 1
Здесь термином сознание ( читтам) называется изначальная форма чистого сознания живого существа, от которой в обусловленном состоянии остается то, что называется интуицией. Его основными признаками согласно философии санкхьи являются невозмутимость, ясность и сосредоточенность. То озарение, которое испытывает ученый, совершая открытие, является результатом или признаком работы этой высшей формы сознания. Персонифицированная форма чистого сознания называется Васудева [13].



Эго, или ложное эго ( аханкара) заставляет живое существо отождествлять себя с материальным телом и его окружением, являясь, таким образом, предпосылкой для материальной деятельности, основанной на телесных обозначениях. Ложное эго, согласно философии санкхьи, может трансформироваться под влиянием гун материальной природы в другие формы сознания такие как ум (под влиянием саттвы) и разум (под влиянием раджаса), а также в чувства (действующие и воспринимающие) и материальные элементы. Персонифицированная форма аханкары называется Санкаршана [13].

К признакам разума ( буддхи) относятся сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон. Иначе говоря, представления об истинном и ложном, на которых основана логика, относятся к юрисдикции разума. Персонифицированная форма буддхи называется Прадьюмна [13].
Ум ( манас) играет роль концентратора чувственного восприятия и на основании данных, поступающих от органов чувств, порождает мысли и образы, формирующие наши желания. Ум обычно очень неустойчив и занят тем, что постоянно принимает или отвергает объекты чувств исходя из различных желаний. Различные виды духовных практик часто стремятся к тому, чтобы зафиксировать беспокойный ум на чем-нибудь одном, тем самым остановив его, и создать предпосылку для доступа к высшим формам сознания. Персонифицированная форма манаса называется Анируддха [13].

Вышеперечисленные формы сознания составляют так называемую чатур-вьюху, играющую важную роль в философии Веданты. Абсолют в этой философии, называемый Брахманом, проецируется на разные уровни сознания и воспринимается как любовь, добро, истина, красота.
Проанализировав приведенные материалы несложно заключить, что интуиция, как функция психики соответствует восприятию чистого сознания ( читтам) или Васудеве. Этика по своему функциональному содержанию эквивалентна ложному эго ( аханкара) или Санкаршане, поскольку основана на формировании ценностных установок в результате отождествления себя с теми или иными объектами окружающего мира, на экспансии ложного эго. Логика соответствует разуму ( буддхи) или Прадьюмне, а сенсорика, как совокупное чувственное восприятие хорошо соотносится с умом ( манас) или Анируддхой. Экстравертная или интровертная установка психики может трактоваться как ориентация на деятельные или воспринимающие органы чувств соответственно. Некоторое подтверждение такому соответствию можно найти в Бхагавата пуране [13] (стих 3.26.31).

В результате таких выводов появляется соблазнительная возможность адекватно перевести многие идеи индийской философии на язык современной психологии (скажем, в лице соционики), и наоборот, изложить типологию К.Г. Юнга в терминах индийской философии. Взаимное оплодотворение этих двух областей знания, несомненно, с одной стороны приведет к более глубокому и правильному пониманию такого сложного предмета, как философия Веданты, а с другой - придаст новый импульс к развитию соционики, обогатив ее новыми идеями и связав с практиками духовного самоосознания.

Отметим несколько примеров такого концептуального соответствия, не приводя, впрочем, для них развернутого обоснования, поскольку такое обоснование всякий раз рискует превратиться в отдельную большую и содержательную работу, непомерно увеличивая объем настоящей статьи.
Делению людей согласно философии Веданты на четыре варны в соответствии с их качествами можно сопоставить деление 16-ти типов соционики на профессиональные группы по 4-ре типа в каждой. При этом, пользуясь терминологией работы [7], брахманы соответствуют сциентикам, кшатрии - лингвикам, вайшьи - продактикам и шудры - трейдикам.

Индийскому понятию дхармы можно сопоставить понятие парадигмы, введенное Т. Куном [15]. При этом парадигму можно трактовать как своеобразную дхарму научного сообщества, а дхарму, как своего рода парадигму сообщества религиозного. Парадигме соответствует т.н. дисциплинарная матрица, имеющая четырехчастную структуру:
1) набор предписаний или символических обобщений, законы, термины - логика;
2) метафизические элементы, задающие способ видения универсума - интуиция;
3) ценностные установки, влияющие на выбор направления исследований - этика;
4) общепринятые образцы или схемы решения задач и проблем - сенсорика.

Начало...     Продолжение...