О четырех функциях сознания и философии санкхьи
В философии санкхьи Шри Капиладевы, как она представлена в
Бхагавата пуране [13] также есть упоминание о четырехчастной
структуре психики:
манах буддхир аханкараш
читтам итй антар-атмакам
чатурдха лакшьяте бхеда
вриттйа лакшана рупайа
"Ум, разум, эго, сознание - представляют собой внутренние тонкие
чувства, существующие в этих четырех аспектах. Их можно
различить по их функциям, поскольку каждый из этих аспектов
проявляет себя по-разному согласно своим качествам." (стих
3.26.14) 1
Здесь термином сознание ( читтам) называется изначальная форма
чистого сознания живого существа, от которой в обусловленном
состоянии остается то, что называется интуицией. Его основными
признаками согласно философии санкхьи являются невозмутимость,
ясность и сосредоточенность. То озарение, которое испытывает
ученый, совершая открытие, является результатом или признаком
работы этой высшей формы сознания. Персонифицированная форма
чистого сознания называется Васудева [13].
Эго, или ложное эго ( аханкара) заставляет живое существо
отождествлять себя с материальным телом и его окружением,
являясь, таким образом, предпосылкой для материальной
деятельности, основанной на телесных обозначениях. Ложное эго,
согласно философии санкхьи, может трансформироваться под
влиянием гун материальной природы в другие формы сознания такие
как ум (под влиянием саттвы) и разум (под влиянием раджаса), а
также в чувства (действующие и воспринимающие) и материальные
элементы. Персонифицированная форма аханкары называется
Санкаршана [13].
К признакам разума ( буддхи) относятся сомнение, заблуждение,
верное представление, память и сон. Иначе говоря, представления
об истинном и ложном, на которых основана логика, относятся к
юрисдикции разума. Персонифицированная форма буддхи называется
Прадьюмна [13].
Ум ( манас) играет роль концентратора чувственного восприятия и
на основании данных, поступающих от органов чувств, порождает
мысли и образы, формирующие наши желания. Ум обычно очень
неустойчив и занят тем, что постоянно принимает или отвергает
объекты чувств исходя из различных желаний. Различные виды
духовных практик часто стремятся к тому, чтобы зафиксировать
беспокойный ум на чем-нибудь одном, тем самым остановив его, и
создать предпосылку для доступа к высшим формам сознания.
Персонифицированная форма манаса называется Анируддха [13].
Вышеперечисленные формы сознания составляют так называемую
чатур-вьюху, играющую важную роль в философии Веданты. Абсолют в
этой философии, называемый Брахманом, проецируется на разные
уровни сознания и воспринимается как любовь, добро, истина,
красота.
Проанализировав приведенные материалы несложно заключить, что
интуиция, как функция психики соответствует восприятию чистого
сознания ( читтам) или Васудеве. Этика по своему функциональному
содержанию эквивалентна ложному эго ( аханкара) или Санкаршане,
поскольку основана на формировании ценностных установок в
результате отождествления себя с теми или иными объектами
окружающего мира, на экспансии ложного эго. Логика соответствует
разуму ( буддхи) или Прадьюмне, а сенсорика, как совокупное
чувственное восприятие хорошо соотносится с умом ( манас) или
Анируддхой. Экстравертная или интровертная установка психики
может трактоваться как ориентация на деятельные или
воспринимающие органы чувств соответственно. Некоторое
подтверждение такому соответствию можно найти в Бхагавата пуране
[13] (стих 3.26.31).
В результате таких выводов появляется соблазнительная
возможность адекватно перевести многие идеи индийской философии
на язык современной психологии (скажем, в лице соционики), и
наоборот, изложить типологию К.Г. Юнга в терминах индийской
философии. Взаимное оплодотворение этих двух областей знания,
несомненно, с одной стороны приведет к более глубокому и
правильному пониманию такого сложного предмета, как философия
Веданты, а с другой - придаст новый импульс к развитию
соционики, обогатив ее новыми идеями и связав с практиками
духовного самоосознания.
Отметим несколько примеров такого концептуального соответствия,
не приводя, впрочем, для них развернутого обоснования, поскольку
такое обоснование всякий раз рискует превратиться в отдельную
большую и содержательную работу, непомерно увеличивая объем
настоящей статьи.
Делению людей согласно философии Веданты на четыре варны в
соответствии с их качествами можно сопоставить деление 16-ти
типов соционики на профессиональные группы по 4-ре типа в
каждой. При этом, пользуясь терминологией работы [7], брахманы
соответствуют сциентикам, кшатрии - лингвикам, вайшьи -
продактикам и шудры - трейдикам.
Индийскому понятию дхармы можно сопоставить понятие парадигмы,
введенное Т. Куном [15]. При этом парадигму можно трактовать как
своеобразную дхарму научного сообщества, а дхарму, как своего
рода парадигму сообщества религиозного. Парадигме соответствует
т.н. дисциплинарная матрица, имеющая четырехчастную структуру:
1) набор предписаний или символических обобщений, законы,
термины - логика;
2) метафизические элементы, задающие способ видения универсума -
интуиция;
3) ценностные установки, влияющие на выбор направления
исследований - этика;
4) общепринятые образцы или схемы решения задач и проблем -
сенсорика.
Начало...
Продолжение...
|