О четырех функциях сознания по Юнгу и
санкхья
Дхарма, в качестве принципов религии, сравнивается с быком о
четырех ногах. Ее четыре части: аскетизм - интуиция, чистота -
сенсорика, милосердие - этика, правдивость - логика. Не зря наше
время, век Кали, когда у быка религии осталась всего одна нога -
правдивость, называют веком разума.
Интересный вывод можно сделать, вспомнив идею Бхагавад-гиты [14]
о том, чтобы оставить временные и преходящие дхармы во имя
вечной санатана-дхармы, состоящей в любовном преданном служении
Бхагавану. Что если развитие науки, протекающее как смена
парадигм, достигнет своего апофеоза в формировании некоей
абсолютной парадигмы, аналогичной санатана-дхарме? Доводы в
пользу такого исхода можно найти в работе [16].
Норберт Классен в работе [17], посвященной философии Карлоса
Кастанеды утверждает, что психологические типы К.Г. Юнга
"полностью, вплоть до мельчайших подробностей соответствуют
типологии тольтеков".
Женщины-воины ассоциируются с направлениями, четырьмя углами
квадрата и представлены четырьмя женскими темпераментами:
1) Восток, порядок - логический тип;
2) Север, сила - сенсорный тип;
3) Запад, чувство - этический тип;
4) Юг, рост - интуитивный тип.
Деление женских типов на сталкеров и сновидящих соответствует
дихотомии: экстраверты - интроверты.
Мужские типы не имеют такого деления по вертности, но также
включают в себя четыре группы с несколько другими названиями:
1) любознательный человек - логический тип;
2) человек действия - этический тип;
3) организатор - интуитивный тип;
4) курьер - сенсорный тип.
Кроме этого, тольтекам известен один промежуточный тип, который
очень редко встречается и объединяет в себе свойства всех
четырех типов. Он встречается как среди мужчин, так и среди
женщин, и для него характерна двойная структура светящегося
кокона, следствием которой является большой потенциал энергии.
Поэтому часто такие двойные существа становятся руководителями
т.н. партии нагваля [17].
В индийской философии существует понятие о последовательной
смене мировых эпох - юг. Таких эпох всего четыре: Сатья юга,
Трета юга, Двапара юга и Кали юга. В Сатья югу у быка дхармы
четыре ноги, но с каждой новой эпохой число ног уменьшается на
одну, пока в век Кали у него не остается всего одна нога -
правдивость. В соционике также есть представление о динамике
процессов в социуме, заключающейся в смене четырех периодов
времени, каждый из которых связан с господством мировоззрения
одной из соционических квадр [4, 10].
В этой связи уместно вспомнить идеи известного философа-мистика
начала XX века Рудольфа Штейнера, состоящие в том, что для
различных культурных периодов в истории человечества характерны
акценты на соответствующие им формы сознания, как источники
духовной жизни [18]. Так, для праиндийского культурного периода
это - бессознательные интуиции, для праперсидского -
бессознательные инспирации
(соционическая этика), для египетско-халдейского -
бессознательные иммагинации (соционическая сенсорика). Д
ля греко-латинского культурного периода и нового времени
Р. Штейнер в качестве определяющей формы сознания отмечает
понятийное мышление ( соционическая логика), перемешанное с
иммагинациями.
Заключая отметим, что в данной работе мы лишь обозначили
проблему и возможные пути ее решения. Не исключено, что
детальная разработка предложенных тем может вылиться в целую
науку со своей методологией, хорошо совместимую с системной
парадигмой [16].
Литература
[1] Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем., М.
"Университетская книга", ACT, 1996, 717 с.
[2] Аугустинавичьюте А. Соционика: Введение. / Сост. Л. Филипов,
М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", СПб., Terra Fantastica, 1998,
440 с.
[3] Аугустинавичьюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. / Сост. Л.
Филипов, М.: ООО Фирма "Издательство АСТ", СПб., Terra
Fantastica, 1998, 416 с.
[4] Букалов А.В., Бойко А.Г. Соционика: Тайна человеческих
отношений и биоэнергетика. К.: Редакция газеты " Соборна
УкраIна", 1992, 80 с.
[5] Слинько О.Б. Ключ к сердцу - соционика. Фирма "Доверие",
1991, 74 с.
[6] Слинько О.Б. Люди в вашем деле: Энциклопедия соционического
менеджмента, К.: Трамвай, 1996, 222 с.
[7] Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как
метапсихология. М., 1994, 256 с.
[8] Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. СПб.:
Дельта, 1998, 368.
[9] Филатова Е.С. Соционика для вас. Новосибирск: Сибирский
хронограф, 1994.
[10] Гуленко В.В. О развитии социума. Киев, 26.12.1991.
[11] Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей. 16 типов личности,
определяющих, как мы живем, работаем и любим. / Пер. с англ.,
М.: Персей, Вече, АСТ, 1995, 544 с.
[12] Крегер О., Тьюсон Дж.М. 16 дорог любви. Как 16 типов
личности определяют ваши возможности в любим. / Пер. с англ.,
М.: Персей, Вече, АСТ, 1995, 544 с.
[13] Bhaktivedanta Swami Prabhupada. (1972-1980) Srimad
Bhagavatam of Krishna- Dvayapayana Vyasa. Sanskrit text,
translation and commentary. Cantos 1-12 (17 volumes). Los
Angeles , Bhaktivedanta Book Trust.
[14] Bhaktivedanta Swami Prabhupada. (1986) Bhagavad-gita as it
is. Sanskrit text, translaion and commentary. London ,
Bhaktivedanta Book Trust.
[15] Кун Т . Структура научных революций . М .: Наука , 1975.
[16] Козицкий С.Б. Генезис новой парадигмы в физике: системный
подход и восточная философия. Часть 1: перспективы
концептуальной революции в физике. // В кн. "Международный
симпозиум: проблемы сознания в трудах индийских философов и
современные аспекты человеческой деятельности". Изд-во ДВГУ,
Владивосток, 1997, стр. 39-48.
[17] Норберт Классен. Мудрость тольтеков. Карлос Кастанеда и
философия дона Хуана. Пер. с нем., К. "София", Ltd., 1996,
288 с.
[18] Штейнер Р. Основные черты социального вопроса в жизненных
необходимостях настоящего и будущего. Пер . с нем ., Ереван "
Ной ", 1991.
Abstract
S.B. Kozitskiy "About four functions of consciousness in the
typology of C.G. Jung and in the ancient Indian sankhya
philosophy."
In the article a correspondence between Jung's psychical
functions and four fold structure of consciousness in indian
sankhya philosophy of Kapila is analyzed. It is shown, that
Jung's intuition is equivalent to cittam, feeling - to ahankara,
thinking - to buddhi, and sensing - to manas. So modern Jung
typology in the form of socionic is nothing but rebirth of an
ancient Vedic science. One can easily see an analogy between
professional groups of socionic and Vedic varnas, between
paradigma of T. Kun and dharma, between set of time periods,
rulled by four different socionical kvadras and four Vedic
Yugas. An investigation of such parallels could not only deepen
our understanding of consciousness, but also find a key to
solutions of many social and psychological problems of modern
age.
Начало...
Предыдущая...
|