Философия Бхагаватгиты. Часть
4
Перед тем, как я продолжу, позвольте мне сказать вам, что я не
имею в виду принятие семеричной классификации принципов
человека, которая к этому времени в общем принята в
теософических сочинениях. [3] Точно так же, как и принципы
человека, я мог бы классифицировать принципы солнечной системы и
космоса. Существует некоторое подобие и закон соответствия - как
он называется некоторыми авторами - закон, имеющий место в
значительном большинстве явлений природы; и очень часто, зная,
что происходит в случае микрокосма, мы можем делать заключения о
том, что имеет место в макрокосме. Теперь, что касается
количества принципов и их отношения между собой, эта семеричная
классификация, которую я не собираюсь принимать, кажется мне
очень ненаучной.
Несомненно,
представляется, что число семь играет важную роль в космосе,
хотя это не энергия и не духовная сила; но из этого вовсе не
следует обязательно, что мы должны принять это число. Какому
количеству путаницы положила начало эта семеричная
классификация! Эти семь принципов, как они обычно перечисляются,
не соответствуют никаким, так сказать, естественным линиям
деления в конституции человека. Если взять эти семь принципов в
порядке перечисления, в котором они обычно даются, то физическое
тело получится отделённым от так называемого жизненного
принципа, а последний - от того, что называется линга-шарирой
(очень часто смешиваемым с сукшма-шарирой ).
Таким образом,
физическое тело получается разделённым на три принципа. Теперь
мы можем проделать любое количество делений; если хотите, можете
перечислить нервную силу, кровь и кости как многие различные
части и сделать число делений столь большим как 16 или 35. Но
тем не менее, ни физическое тело не составляет отдельной
сущности отдельно от жизненного принципа, ни жизненный принцип -
в отдельности от физического тела, и так же обстоит и с
линга-шарирой . Опять же, в так называемом “астральном теле”
четвёртый принцип, будучи отделён от пятого, быстро разрушается,
и так называемый четвёртый принцип почти безжизнен, не будучи
совмещён с пятым. Эта система деления не даёт нам никаких
определённых принципов, обладающих чем-то похожим на
самостоятельное существование.
И более того, семеричная
классификация почти бросается в глаза своим отсутствием во
многих наших индусских книгах. Так или иначе значительная часть
её почти непонятна индийским умам; так что лучше принять
проверенную временем классификацию из четырёх принципов - по той
простой причине, что она разделяет человека на столько
сущностей, сколькие способны обладать отдельным существованием,
и поскольку эти четыре принципа соотносятся с четырьмя упадхи,
[4] которые связаны в свою очередь с четырьмя определёнными
состояниями сознания. Так что для всех практических целей - и
для цели разъяснения учений религиозной философии - я нашёл
гораздо более подходящим придерживаться четверичной
классификации, чем принять семеричную и умножать принципы в
манере, более подходящей для того, чтобы внести путаницу, чем
бросить свет на предмет. Поэтому я приму четверичную
классификацию, и когда я принимаю её в случае человека, я также
приму её в случае солнечной системы, и также в случае принципов,
которые можно обнаружить в космосе. Под космосом я подразумеваю
не только солнечную систему, но весь космос целиком.
В перечислении этих принципов я буду следовать порядку эволюции,
что представляется мне наиболее подходящим.
Я покажу, какое положение каждый из этих принципов занимает в
эволюции природы, и проходя от первопричины к организованному
человеческому существу наших дней, я дам вам основу четверичной
классификации, которой я обещал придерживаться.
Первый принцип, или скорее, первый постулат, который я должен
представить - это существование того, что называется
Парабрахманом. Конечно, вряд ли есть система философии, которая
бы отрицала существование первопричины. Даже так называемые
атеисты никогда не отрицали её. Различные вероисповедания
принимали разные теории относительно природы этой первопричины.
Все сектантские споры и различия возникли не от разницы во
мнениях относительно существования этой первопричины, а от
разницы атрибутов, которые человеческий ум постоянно пытался к
ней приложить. Возможно ли знать что-нибудь о первопричине?
Без
сомнения, возможно знать о ней кое-что. Возможно знать всё о её
проявлениях, однако за пределами возможного для человеческого
знания - проникнуть в её внутреннюю суть и сказать, какова она
действительно сама по себе. Все религиозные философы
соглашались, что эта первопричина вездесуща и вечна. Когда
наступает космическая пралайа , она неактивна, а когда
начинается эволюция, она становится активной.
Но даже истинная причина этой активности и пассивности
непостижима для наших умов. Это не материя, или что-то вроде
материи. Это даже не сознание, потому что всё, что мы знаем о
сознании, состоит в отношении к определённому организму. Чем
является или будет являться сознание, когда оно полностью
отделено от упадхи - вещь крайне непознаваемая для нас - и не
только для нас, но и для любого другого разума, мнящего о “я”
или ego , или имеющего индивидуализированное существование.
И
снова, это даже не атма . Слово атма используется в наших книгах
в различных смыслах. Оно постоянно связывается с идеей Я. Но
Парабрахман не так с этим связан, это не Я, это не не-Я, и это
не сознание, или, если использовать фразеологию древних
философов, это не джнята , не джнянам и джнеям . Конечно, каждое
существо в космосе должно подойти под одно из этих трёх
названий. Но Парабрахман не подходит ни под одно из них. Тем не
менее, он представляется единым источником, проявлениями или
способами существования которого джнята , джнянам и джнеям
являются. Имеются и несколько других аспектов, которые мне
необходимо предложить вашему вниманию, поскольку на них
обращается внимание и в Бхагавад Гите.
Мы знаем, что в случае каждого объектного сознания, то, что мы
можем назвать материей или не-Я, является, в конце концов,
просто собранием атрибутов. Но приходим ли мы к нашему
заключению при помощи логических заключений, или добываем его из
естественного сознания, мы всегда полагаем, что есть существо -
истинная сущность того, к чему все эти атрибуты применяются -
которая несёт эти атрибуты, как она есть, сама оставаясь
неизвестной нам.
Все ведантические авторы старины формулировали принцип, что
Парабрахман - это единственная сущность всего в космосе. Когда
наши древние авторы говорили сарвам-кхалв-идам-брахма , [5]они
не имели в виду, что все эти атрибуты, которые мы ассоциируем с
идеей не-Я, должны рассматриваться как Брахман, также не имели
они в виду и того, что на этот Брахман следует смотреть, как на
упадана карану [6] в том смысле, в каком земля и вода являются
упадана караной этой колонны. Они просто имели в виду, что
истинное в связке атрибутов, которые замечает наше сознание,
сущность, которая представляется дном и основанием всех явлений,
есть Парабрахман, который, хотя сам и не является объектом
познания, тем не менее способен давать поддержку и начало всем
видам объектов и всем видам существования, которые становятся
объектами познания.
Теперь, этот Парабрахман, который существует прежде всех вещей в
космосе, является сущностью, из которой начинает существование
центр энергии, который я пока буду называть логосом.
Этот логос может быть назван на языке древних авторов и Ишварой,
и Пратьягатмой , и Шабдабрахманом . Он называется Verbum или
Словом у христиан, и это божественный Христос, который вечно
пребывает в лоне своего отца. Он называется буддистами
Авалокитешварой ; так или иначе, Авалокитешвара в одном из
значений есть логос вообще, хотя несомненно, в китайской
доктрине с ним ассоциируют и другие идеи. Почти в каждой
доктрине формулируется существование центра духовной энергии,
который нерождён и вечен и который существует в латентном
состоянии в недрах Парабрахмана во время пралайи, и начинает
быть центром сознательной энергии во время космической
активности.
Это первая джнята или Я в космосе, и всякое другое
Я, как я покажу здесь позже - всего лишь его отражение или
проявление. Эта его сокровенная природа не является
непознаваемой, как Парабрахман, но она - объект высочайшего
знания, которого человек может достичь. Это единая великая тайна
в космосе, с учётом которой все посвящения и все системы
философии и были созданы. Какова в действительности его
сокровенная природа - не будет предметом рассмотрения моей
лекции, но имеются некоторые точки зрения, с которых мы можем
взглянуть на него, чтобы понять учения, изложенные в Бхагавад
Гите.
Начало...
Часть 2...
Часть 3...
Часть 5...
Словарь...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|