Философия Бхагаватгиты. Часть
3
ГЛАВА I.
Прежде чем приступить к предмету, я думаю, необходимо сделать
несколько предварительных замечаний. Все вы знаете, что наше
Общество [2]учреждено на космополитической основе. Мы не
обручены с какой-либо особенной верой или конкретной системой
или религиозной философией. Мы считаем себя просто
исследователями. Каждая великая система или философия
представляется перед нами как предмет для исследования. В
настоящее время не все мы согласны относительно какой-либо
конкретной философии, что могла бы проповедоваться как философия
нашего Общества. Это, без сомнения, очень безопасная позиция для
начала.
Но из всего этого не следует, что мы должны быть
исследователями и только исследователями. Мы сможем, несомненно,
выявить фундаментальные принципы всей философии и основать на
них систему, которая будет наилучшим образом соответствовать
нашим нуждам и чаяниям. Имейте это в виду и не принимайте мои
взгляды как взгляды Общества или же как взгляды какого-либо
другого авторитета, высшего, чем я сам. Я просто представлю их
так, как они того заслуживают. Это результаты моих собственных
исследований различных систем философии и никакого высшего
авторитета им не приписывается. Только в таком свете я хотел бы
видеть те немногие замечания, что собираюсь сделать.
Вы помните, что я прочитал вводную лекцию, когда мы встречались
здесь в прошлый раз, и указал на фундаментальные понятия,
которые следует всегда помнить, пытаясь понять Бхагавад Гиту.
Мне не следует перечислять всё, сказанное мною тогда; достаточно
будет просто напомнить вам, что имелось в виду, что Кришна
представляет логос, о котором позже я разъясню подробнее; и что
Арджуна, который был назван Нарой, был задуман как
представляющий человеческую монаду.
Бхагавад Гита, как она сейчас существует, исключительно
практична по своему характеру и учениям, подобно беседам всех
религиозных учителей, появлявшихся на мировой сцене с целью дать
несколько практических указаний человечеству для его духовного
руководства. Точно как высказывания Христа, беседы Будды и
проповеди различных других философов, которые сошли к нам,
глубоко поучительны по своему характеру, такова же и Бхагавад
Гита. Но эти учения не будут поняты правильно - и действительно,
с течением времени они скорее понимались неправильно - без
постоянного принятия во внимание их основы. Бхагавад Гита
начинается с некоторых отправных точек, которые не объясняются в
дальнейшем - на них просто делаются намёки здесь и там, и они
цитируются с целью усилить учение, или как авторитетное мненине,
и Кришна не вдаётся в детали философии, которая является их
основой. Однако за его учением имеется философский базис, и без
его внимательного рассмотрения мы не сможем понять практических
приложений учения Бхагавад Гиты, или хотя бы проверить их
единственным путём, коим они могут быть проверены.
Прежде чем продолжить, я нахожу абсолютно необходимым предварить
свою беседу вводной лекцией, сообщающей общие черты философии,
которая, как я сказал, является основой практического учения
Кришны. Я не могу собрать или вывести эту философию из самой
Бхагавад Гиты, но могу показать, что предпосылки, с которых она
начинается, указаны в ней с достаточной ясностью.
Это очень обширный предмет, значительную часть которого я не
могу вообще охватить; но я представлю немногие фундаментальные
принципы, которые могут быть более или менее приняты как
аскиоматические по своему характеру - вы можете пока назвать их
постулатами - их столько, сколько совершенно необходимо для
целей понимания философии Бхагавад Гиты. Я не буду делать
попыток подтвердить каждый философский принцип из тех, что
собираюсь изложить, таким же образом, как современный учёный
пытается доказать все законы, полученные им из исследования
природы.
В случае большинства этих принципов индуктивные рассуждения или
эксперимент немыслимы; и будет почти невозможно проверить их в
обычном течении жизни или путями, доступными большинству
человечества. Но как бы то ни было, эти принципы основываются на
очень авторитетном источнике. Будучи тщательно разъяснены, они
будут обнаружены лежащими в основе всякой системы философии,
которую когда-либо создавал человеческий ум, и более того, будут
признаны - я отважусь обещать - находящимися в полном
соответствии со всем тем, что было найдено человеком на ниве
науки; так или иначе они дают нам рабочую гипотезу - гипотезу,
которую мы можем спокойно принять в начале нашей работы - на
время. Эта гипотеза может быть изменена, если вы совершенно
уверены, что новые факты требуют её изменения, но тем не менее
это рабочая гипотеза, представляющаяся объясняющей все факты,
которые для нас необходимо понять, прежде чем мы начнём изучение
гигантского и сложного механизма природы.
Перейдём же теперь к этой гипотезе. Прежде всего я должен
показать вам, что любая система практических инструкций для
духовного руководства должна быть во-первых оценена относительно
природы и состояния человека и возможностей, которые в нём
заключены, а во-вторых, относительно космоса и сил, действующих
на человека, и условий, при которых он должен развиваться.
Не исследовав эти два пункта в достаточной степени, вряд ли
будет возможно для нас удостовериться в высшей цели, которой
человек способен достичь; а без определённой цели или идеала, в
направлении которого человек должен прогрессировать, будет почти
невозможно сказать, ведёт ли какая-либо конкретная инструкция к
благу человечества или нет. Теперь я говорю, что эти поучения
могут быть поняты только исследованием природы космоса, природы
человека и цели, к которой стремится весь эволюционный прогресс.
Начало...
Часть 2...
Часть 4...
Словарь...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|