Философия Бхагават-гиты. Глоссарий
А
Абхьяса йога - йога упорной, постоянной практики.
Авалокитешвара - “Взирающий (свидетельстувующий) Господь”;
относится к логосу в буддизме.
Аватара - божественное воплощение; сошествие в смертное тело
Бога или возвышенного существа, вышедшего из круга необходимости
перевоплощения.
Авидья - противоположность видье или знанию; незнание или
невежество, созданное иллюзией чувств.
Авьякта - непроявленное, используется в Санкхье для
Мулапракрити.
Авьяктамурти - непроявленная форма.
Агни - бог огня в Ведах.
Адвайта - недуалистическая школа философии Веданта, основанная
Шанкарачарьей.
Адвайти (адвайтины, адвайтисты) - последователи философии
Адвайта Веданта.
Аджа - нерождённый, несотворённый.
Адитья - сыновья Адити, которая является ведическим названием
Мулапракрити; семь планетарных богов или духов.
Адхарма - неправедность, противоположность Дхарме.
Адхьятма - высший дух, относится к Пратьягатма или логосу.
Акшара - неразрушимый, вечно совершенный.
Амша - фрагмент, часть.
Ананда - блаженство.
Антарикша - астральный или промежуточный план; в Упанишадах так
иногда называется Бхуварлока.
Антарйога - внутренняя йога; также глубокая мысль; используется
в тексте как “утончённая замена внешних ритуалов”.
Апара Пракрити - высшая, трансцендентальная пракрити; относится
к Мулапракрити.
Апана - вдохновляющее дыхание; одна из пяти Пран или жизненных
воздухов.
Ардха-матра - полмеры, половина слога.
Арупа - бесформенный.
Атмасамьяма Йога - йога самоконтроля, см. гл. VI Бхагавад Гиты.
Атма (атман) - вселенский Дух, высшая Душа; божественная Монада
или седьмой принцип в человеке.
Ахам - “я”, основа самости.
Ахамкара - понятие о “я”, самосознание или самоидентификация;
эгоистический принцип в человеке.
Ачидрупа (Ачит-рупа) - форма абсолютного отсутствия разума.
Ачит - абсолютная неразумность.
Ашрама - место отдыха, отшельничества; также есть четыре ашрама
или стадии жизни.
Б
Бандха - узы.
Бандха-карана - причина уз, привязанности.
Бимба - отражение.
Брахма(н) - высший, имперсональный, непознаваемый принцип, из
которого всё эманирует.
Брахма-сутры - см. Прастханатрая.
Брахмачарья - жизнь изучения и целомудрия.
Брахма или Праджапати - первое проявленное существо на этой
планете.
Бхава - становление; состояние или условие.
Бхагавата - одна из главных Пуран или индусских метафизических
текстов, рассказывающих о жизни Кришны.
Бхагаваты - относящийся или приходящий от Бхагавата, т.е. Вишну
или Кришны; преданные Вишну.
Бхакти Йога - йога или путь преданного служения.
Бхакти - поклонение, преданное служение.
Бхишма - “ужасный”, героический предок Пандавов и Кауравов.
Бхуварлока - астральный план.
Бхулока - физический план.
Бхута - элементы (первичные).
В
Вайвасвата - седьмой, теперешний Ману.
Вайкунтха (Вайкунтха-лока) - обитель Вишну, второго аспекта
индусской троицы.
Вайкхари - самый грубый аспект четверичного Вака.
Вайшванара - “базис” вещественного мира; первый из четырёх
принципов в проявленном космосе.
Вайшья(и) - одна из четырёх каст в Индии; класс коммерсантов или
купцов.
Вайшнав - последователь Вишну.
Вамана - гном или карлик; пятый аватар Вишну.
Вараха - кабан, третий аватар Вишну.
Вач (Вак) - речь или слово; мистическая персонификация речи.
Васиштха - имя мудреца.
Васу - разряд дэвов, числом восемь, слуги Индры.
Ваю - воздух, бог воздуха.
Вибхути - могучая или сверхчеловеческая сила, превосходство.
Викара(ы) - модификации, изменения.
Вишварупа - множественная или всеохватывающая космическая форма
Вишну; космическая форма логоса, проявленного в свете.
Вишиштадвайта - ведантическая философия Рамануджачарьи,
излагающая ограниченную недвойственность.
Г
Гана(ы) - элементалы (на плане астрального света).
Гандхарва(ы) - особая группа элементалов; небесные певцы и
музыканты.
Гаятри - священная мантра; женская сила или божество,
энергетизирующее мантру; свет логоса.
Гуна(ы) - качества, атрибуты.
Д
Дайви Пракрити или Пара Пракрити - первичный, однородный Свет,
называемый некоторыми светом логоса; по-тибетски Фохат.
Дакшинаяна - путь на юг, символизирующий Правриттимаргу или путь
выступления, ведущий к воплощённому существованию.
Дашаратха Рама: Рама, сын Дашаратхи.
Джанма(ы) - рождения, воплощения.
Джапа - молчаливое повторение мантр или слов силы.
Джива - душа, индивидуальность, человеческое я.
Дживанмукта - освободившийся, будучи в теле; относится также к
махатмам.
Джнея(м) - то, что познаётся.
Джняна - знание, мудрость.
Джнята - тот, кто знает; познающий.
Дрона - военный наставник и Пандавов, и Кауравов в Махабхарате.
Дурваса - имя одного из Риши (мудреца).
Дхама - местопребывание.
Дханамджая - другое имя Арджуны.
Дхарма - праведность, закон.
Дхарма-Раджа - владыка дхармы; имя персонифицированной Смерти.
Дэва(ы) - “сияющие”; боги или небесные существа.
Дэвагана(ы) - небесные элементалы, элементалы высшего порядка.
Дэвалока - мир небесных существ.
Дэвачан - небесный мир, промежуточное состояние между двумя
земными жизнями, в которое входит перевоплощающееся Я.
И
Индра - бог небес, царь звёздных богов; ведическое божество.
Ишвара - Господь или Божественный Дух в человеке; относится к
логосу, слову и т.д.
Йогамайа - иллюзия (заблуждение), созданная йогой; здесь это
относится к свету логоса, который застит прямое его восприятие.
К
Кали - чёрный или тёмный.
Кали - имя супруги (женского аспекта) Шивы; аспект Шакти.
Кальпа - цикл, представляющий “день” и “ночь” Брахмы; период в
4320000000 лет.
Кама - желание; один из семи принципов человека.
Камарупа - форма желания или тело желаний; субъективная форма,
созданная посредством ментальных и физических желаний и мыслей.
Капила - считается основателем Санкхьи, одной из шести систем
индийской философии.
Карана Шарира - каузальное (причинное) тело или проводник.
Каранопадхи (Карана + упадхи) - каузальный проводник.
Карма - действие, метафизически имеется в виду Закон Причины и
Следствия или Этической Причинности, названным Е.П.Б. законом
гармонии.
Карма-бандха - узы кармы.
Карма-йога - йога действия.
Карма-йоги - тот, кто практикует путь действия.
Карма-канда - раздел Вед, относящийся к церемониальным действиям
и жертвенным ритуалам.
Карма-самньяса-йога - йога отречения от кармы или действия; она
обсуждается в главе V Бхагавад Гиты.
Кармавади - те, кто следует ритуалам, предписанным Ведами для
достижения небес.
Карна - сын Кунти, матери Пандавов, который был на стороне Куру.
Киннара(ы) - класс небесных элементалов, имеющих человеческую
фигуру с головой лошади; также “небесные певцы”; один из четырёх
классов существ, называемых махараджами.
Кунти - мать Пандавов.
Курма - черепаха; второй Аватара или воплощение Вишну - это
Курма Аватара.
Кутастха - неизменная, стоящая на вершине; недифференцированная;
относится к Мулапракрити.
Кшара - непостоянный; проявленный космос.
Кшетра - поле; тело как проводник сознания.
Кшетраджня - Знающий Поле; сознательное Я в своём высшем
проявлении; перевоплощающийся Принцип; также воплощённых Дух или
Атман.
Л
Лайа - поглощение; растворение; уход на отдых.
Линга-шарира - астральное тело, жизненное или прототипное тело;
отражение человека во плоти.
Лока - мир, план (подразделение) космоса, от тонкого к плотному.
Лока-пала Сабха Варнана - описание суда Локапалы или Ямы,
Владыки Смерти; относится к части Махабхараты.
М
Мадхва(ы) - последователи Мадхвачарьи, основателя дуалистической
школы ведантической философии.
Мадхьяма - “середина”, звук или речь на тонком уровне, за
пределами физического; третий из четырёх видов Вак или Речи.
Майа - обычно переводится, как “иллюзия”, но это скорее
“заблуждение, видимость”; Космическая Сила, делающая возможным
феноменальное существование и его восприятие.
Манава - произошедший от Ману, здесь это относится к четырём
Кумарам, умом рождённых сынов Праджапати; человек.
Манас - ум.
Манасапутры - сыны ума.
Манвантара - “между Ману” - период проявления, в
противоположность Пралае.
Маниманджари - название текста.
Ману - отец человеческой расы; относится к любому из 14
последовавших прародителей.
Манусмрити - книга Законов Ману.
Матбхава (мама + бхава) - моё состояние.
Матра(ы) - измерение или длительность; “количество”
санскритского слога.
Матсья - рыба; первый аватара Вишну это Матсья Аватара.
Маусала Парва - глава Махабхараты, в которой описывается, как
Кришна покинул эту землю.
Махариши - великий мудрец или видящий, дживанмукта.
Махабхарата - один из двух великих эпосов Индии, рассказывающий
“Историю Великой Битвы”.
Махавишну - Великий Вишну; логос индусов и также второй аспект
индусской Троицы - Брахма, Вишну и Шива.
Махатма - великая душа, адепт высшего порядка, дживанмукта.
Махачайтанья - Великое Сознание или Высший Разум; свет логоса.
Махешвара - Великий Ишвара или Господь; другое имя Шивы в
индуистской религии.
Мокша - иногда относится к достижению Небес в индусской мысли;
освобождение.
Мукта - духовно освобождённое существо.
Мукти - то же, что и вышеупомянутая Мокша.
Мулапракрити - Коренная или Первичная Материя.
Н
Нара - одно из имён Арджуны, значащее “человек”.
Нарада - имя Риши (мудреца).
Нарасимха - получеловек и полулев; Аватара Вишну.
Нараяна - “движущий воды” пространства; титул Вишну; в
эзотерической символогии используется для первобытного
проявления жизненного принципа , распространяющегося в
бесконечном пространстве.
Нивриттимарга - Путь Возвращения; Путь Света и Освобождения.
Нирамша - без частей, недифференцированный.
Нирвана - Состояние абсолютного существования и сознания; высшая
степень совершенства.
Ниришвара Самкхьи - секта среди последователей философии
Санкхья, не верящая в логос и его свет.
Нитья-мукты - освободившиеся навсегда; здесь это относится к
группе тех, кто верит, что они навечно освобождены независимо от
их образа жизни.
Нитьянарики - вечно осуждённые на “ад”.
Нитьясамсарики - вечно привязанные к земле или те, кто не может
покинуть круг рождений и смертей.
П
Пада - обитель, место.
Пандит - учёный, образованный человек.
Панчатанматры - Пять Элементов в их первоначальном состоянии.
Панчаятанапуджа - форма поклонения, введённая тхеравадинами или
южными буддистами.
Пара - запредельный, трансцендентальный: звук, который за
пределами физического и психического уровней; первый из четырёх
степеней (видов) Вак (звука).
Парабрахм (Парабрахман) - Высший Брахман; Бесконечный,
Абсолютный, Безымянный и Универсальный Принцип.
Параматма - Высший Дух; душа вселенной.
Паранирвана - Абсолютное не-существование, которое эквивалентно
абсолютному существованию или бытию; то же, что паранишпанна.
Парапракрити - другое наименование Дайвипракрити.
Парашакти - “великая сила”; одна из шести сил природы; здесь
используется для Дайвипракрити.
Парашурама - воплощение (аватара) Вишну.
Пашьянти - вторая из четырёх степеней (разновидностей) Вака
(звука).
Пишача(и) - развоплощённые сущности в Камалоке, такие как
оболочки или элементарии.
Правритти-марга - путь воплощённого существования; в
противоположность Нивритти-марге; путь темноты (дакшинаяна) в
противоположность пути света (уттараяна).
Праджапати - прародитель, жизнедатель всех существ на Земле; о
Брахме говорят, как о Праджапати.
Праджня - сознание на каузальном уровне существа.
Пракрити - природа вообще; природа, как активная, созидательная
сила в противоположность Пуруше, бездеятельному
сознанию-свидетелю; один из двух первоначальных аспектов Единого
Неизвестного Божества.
Пралайа - период обскурации (сокрытия) или отдыха; планетарное,
космическое или вселенское Растворение; противоположность
Манвантаре.
Прана - жизненная сила или энергия; один из пяти жизненных
воздухов (сил).
Пранава - Первое Слово, священный слог Ом.
Пранагнихотра - ритуальный обряд; буквально “жизненная сила, как
предложенная огню”.
Прастханатрая - “важные три”, относится к трём авторитетным
индусским текстам - Бхагавад Гите, Упанишадам и Брахма-сутрам.
Пратиштха - установить; образ, проявление или представление.
Пратьягатма (Пратьягатман) - индивидуальный Атман или душа; в
тексте относится к логосу, Ишваре, самому Кришне и пр.
Прахлада - великий бхакта Вишну, хотя и сын демона.
Протил - химический термин, обозначающий первичную однородную
субстанцию.
Пунарджанма - перерождение.
Пурана - древний; раздел древних текстов, содержащий мифы,
аллегории и пр.
Пурва-Мимамса - одна из шести систем индусской философии,
акцентирующая ритуальные действия.
Пуруша - человек; относится к одному из первичных аспектов
Единого Неизвестного Божества; небесный человек; духовное Я.
Р
Раджа-йога - царственная йога; систма Патанджали.
Раджариши - царственные мудрецы; один из трёх классов Риши в
Индии.
Ракшаса(ы) - демоны
Рама - седьмой аватар или воплощение Вишну.
Рамаяна - индийский эпос, рассказывающий о жизни Рамы.
Ригведа - одна из четырёх Вед; самое авторитетное из писаний.
Риши - мудрецы, видящие, адепты.
Рудра(ы) - разновидность дэв или богов; могущественные; владыки
трёх высших миров.
С
Саманья Шарира (Карана шарира или Каранопадхи) - каузальное
тело, проводник света логоса.
Самкхья (Санкхья) - одна из шести систем индусской философии.
Самтати (сантати) - потомство.
Санака, Санандана, Санаткумара и Санатсуджата - умом рождённые
сыны Брахмы.
Санга(м) - привязанность; контакт; желание совершать (карму).
Санкальпа - намерение или мотивация; здесь относится к
“подтверждению” мотива перед началом джапы или ритуала или в
течение церемонии.
Сапта - семь.
Сапташати - гимн Дурге или Шакти
Саптариши - семи Риши или мудрецов, являющихся Манасапутрами или
рождёнными умом сынами Брахмы; также относится к созвездию
Большой Медведицы.
Сарвам-кхальв-идам-брахма - “На самом деле всё это - Брахман”.
Сат - истина, бытие; здесь относится к Парабрахману.
Сатьялока - мир истины; “уровень” бесконечной чистоты и
мудрости, высший из семи уровней или полей выражения сознания.
Саундарьялахари - классический гимн Шанкарачарьи “богине” или
женской энергии.
Сач-чид-ананда (Сат-чит-ананда) - Бытиё-Сознание-Блаженство;
относится к логосу в тройственном аспекте.
Сварга - рай.
Сваямбху (Сваямбхува) - самосозданный; имя первого Ману, первого
проявленного существа на этой планете.
Смрити - “то, что помнится”, в противоположность Шрути - “то,
что услышано” или получено откровением; раздел авторитетных
индусских трудов.
Стхула-шарира - грубое или физическое тело; то же, что
Стхулопадхи.
Суварлока (Сварлока) - тонкий мир сознания; небесный мир.
Сукшма-шарира - тонкое тело, то же что и Сукшмопадхи.
Сутра - афоризм. Многие из основных текстов индийской философии
написаны в афористической форме.
Сутратма - нить-Атма, та индивидуальность (духовное Я), которая
перевоплощается и на которую нанизываются бесчисленные личности.
Сушупти - одно из четырёх состояний сознания; третье,
предшествующее трансцендентальному состояния; обычно
переводится, как “глубокий сон”.
Т
Танматры - элементы в их первичной форме.
Тапас - практика аскетизма.
Тарака-йога - система йоги, позволяющая “перейти” к
освобождению.
Тарам - имя Пранавы, священного слога.
Таттва-трая - три основных Принципа - Логос, его Свет и
Мулапракрити, согласно школе Вишиштадвайта Веданты.
У
Упадана карана - материальная причина следствия.
Упадрашта - беспристрастный свидетель.
Упадхи - базис; проводник; обычно используется слово “тело”; то,
что ограничивает.
Уттама Пуруша - высший Пуруша или Душа Вселенной.
Уттараяна - Северный Путь; Путь Света, Путь Возвращения или
Нивриттимарга.
Ф
Фохат - Первичный свет или Дайви-пракрити; универсальная
движущая жизненная сила; также свет логоса.
Х
Хатха-йога - низшая форма практики йоги, использующая физические
средства для духовного развития.
Хиранъягарбха - золотое или сияющее яйцо или лоно; светящийся
“огненный туман” или вечная материя, из которой формируется
вселенная.
Ч
Чайтанья - чистое сознание, Реальность в своём аспекте Сознания.
Чандрамасам джйотхи - свет, относящийся к луне или лунный свет,
имеет отношение к Правриттимарге.
Чатвара - четыре.
Чит - сознание.
Чиччакти (чит + шакти) - сила Чита или сознания; третий аспект
логоса.
Ш
Шабдабрахмам(н) - Звук или Слово-брахман; непроявленный логос;
Verbum; Слово откровения, отождествляется с Высшим.
Шакти - реальность как Вселенская Энергия, божественная сила;
активная женская энергия Единого Принципа в проявлении.
Шамбху - благодетельный, другое имя Шивы.
Шанкарачарья - великий представитель философии Адвайты.
Шарира - тело, проводник.
Шекина - завеса над логосом в иудейской традиции.
Шудры - одна из четырёх каст в Индии, слуги и рабочие.
Шука - имя мудреца.
Ю
Юга - мировой период, аналогичный эонам греков; согласно
индусской мысли, их четыре - Сатья, Трета, Двапара и Кали.
Я
Якши - класс элементалов, существующих в астральном свете.
Яма - владыка смерти.
Ямалока - мир Ямы.
Перевод К. Зайцева
[1]Книг .
[2]Теософическое .
[3]См . T. Subba Row, “Esoteric Writings”, 1980, IV, p. 3.
[4]Четыре упадхи, если включать “я” (Ego) - отражённый образ
логоса в карана-шарире - проводнике света логоса. Оно иногда
называется в индусских книгах саманья-шарирой. Но строго говоря,
имеется только три упадхи.
[5]Всё в действительности есть этот Брахман (санскр) .
[6]Основную причину.
[7]В оригинале не Christ, а Christos, чтобы, очевидно, не
возникло путаницы с историческим Христом - прим. пер.
[8]Отражённый образ логоса, созданный действием этого света, или
карана-шарира , может рассматриваться как четвёртый принцип в
человеке, и рассматривался так некоторыми философами. Но в
действительности истинная сущность - это сам свет, а не его
отражение.
[9]Числительное, соответствующее десяти миллионам - прим. пер .
[10]Описание суда Локапалы, или Ямы, владыки смерти.
[11]Я в действительности Парабрахман.
[12]В оригинале - ваю . - прим. пер.
[13]В оригинале - акаша . - прим. пер.
[14]Будучи исключены из оригинального издания за недостатком
места, они приводятся здесь в переводе А. Каменской.
[15]М. Коллинз
[16]Например, в переводе Прабхупады говорится: “Семь великих
мудрецов, и четверо других великих мудрецов до них, и Ману
исходят из меня” - прим. пер.
[17]Я должен поблагодарить м-ра Бхашьячари за то, что он указал
на ошибочную ссылку в моей третьей лекции. Вместо того, чтобы
указать на Бхашьяпрадиподйоту и Спхотаваду Нагешабхатты, я по
недосмотру сослался на саму Маха-бхашью. Делая эти заявления, я
имел в виду именно замечания Нагешабхатты о четырёх формах Вак в
его Спхотаваде. Патанджали в своей Махабхашье пришлось
интерпретировать первоначальный рик Риг Веды с точки зрения
грамматика, но конечно же, он признавал важность интерпретации,
даваемой ему хатха и раджа-йогами, как легко видеть по символам,
которые он ввёл в мистическое убранство храма Чидамбарам. Кроме
мистической символогии, Нагешабхатта руководствовался в
интерпретации рик очень высокими и древними авторитетами.
Различными группами авторов и философов предлагалось около семи
его интерпретаций. Четыре формы вака, перечисленные мною,
присущи интерпретации хатха-йогов и мантра-йогов с одной
стороны, и раджа-йогов - с другойЕсть и более авторитетные
подтверждения взглядов, высказанных в моей лекции, а именно - в
комментарии Шанкарачарьи на Нрисимхоттара Тапани. Эти четыре
формы вака объясняются там с точки зрения тарака раджа-йоги.
Особенно я хотел бы обратить внимание читателя на объяснение
мадхьямы. Мадхьяма названа так, поскольку занимает промежуточное
положение между объектной формой и субъектным образом. Из
внимательного изучения этого комментария можно увидеть, что
данные там объяснения как раз и являются основаниями заявлений
об этих четырёх формах вак, сделанных мною в лекциях. Припишем
ли мы этот комментарий Шанкарачарье, как делают многие, или
Гаудапатхе, как некоторые другие, авторитетность его
непоколебима. (Из письма Суббы Роу в журнал “Теософист” в ответ
на сообщение о замеченной ошибке).
Начало...
Часть 2...
Часть 3...
Часть 4...
Часть 5...
Часть 6...
Часть 7...
Часть 8...
Часть 10...
Словарь...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|