Философия Бхагаватгиты. Часть
7
По мере того, как индивидуальность становится всё более и более
различимой и всё более отделённой от других индивидуальностей
собственным окружением человека, создаваемыми им
интеллектуальными и моральными побуждениями и действием его
собственной кармы, принципы, из которых он состоит, становятся
более определёнными. В человеке имеется четыре принципа.
Во-первых, есть физическое тело, относительно которого мы не
должны вдаваться в детали, так как они относятся скорей к полю
исследования физиолога, чем религиозного исследователя.
Несомненно, некоторые отрасли физиологии становятся предметами
определённой важности в некоторых делах, связанных с философией
Йоги, но мы не будем обсуждать эти вопросы сейчас.
Далее следует сукшма-шарира . Она находится к физическому телу в
том же отношении, в каком астральный мир - к предметному плану
солнечной системы. В наших теософических трудах её иногда
называют камарупой . Это неудачное выражение дало начало
ошибочному представлению о том, что принцип, называемый кама ,
представляет само астральное тело и трансформируется в него. Но
это не так. Оно состоит из элементов совершенно отличной
природы. Его чувства не так разделены и локализованы, как в
физическом теле, и будучи составлено из более тонкой материи,
оно обладает способностями действия и мысли, значительно
большими, чем обнаруживаются в нашем физическом организме.
Карана-шарира может быть представлена лишь как центр праджни -
центр силы или энергии, в который третий принцип (или Сутратма)
космоса дифференцировался по причине того же импульса, который
вызвал дифференциацию всех этих космических принципов.
И теперь
возникает вопрос, что же завершает эту троицу и делает её
четвёркой? [8]Конечно же, этот свет логоса. Как я уже говорил,
это такой свет, который проникает каждый вид организмов, и в
этой троице он проявлен в каждом из упадхи как истинная джива ,
или Я человека. Теперь с целью дать вам возможность получить
ясное понимание этого предмета, я выражу свои идеи фигуральным
языком. Представьте, что мы сравниваем логос с солнцем.
Представьте, что я возьму в руку чистое зеркало, поймаю
отражение солнца, направлю отражённые лучи на полированную
металлическую пластину и лучи, в свою очередь отражённые,
направлю на стену. Теперь мы имеем три образа, один яснее и ярче
другого. Я могу сравнить ясное зеркало с карана-шарирой ,
металлическую пластину с астральным телом и стену - с физическим
телом.
В каждом случае формируется определённая бимба , и эта
бимба , или отражённый образ, на время считается “я”. Бимба ,
формируемая в астральном теле, даёт начало идее “я”, когда оно
рассматривается в отдельности от физического тела; бимба ,
формируемая в карана-шарире , рождает наиболее выдающуюся форму
индивидуальности, которой обладает человек. Далее вы увидите,
что все эти бимбы - неодинакового сияния. Свет этой бимбы вы
можете сравнить с человеческим знанием, и он затухает по мере
того, как отражение переносится из ясного упадхи к менее ясному,
и так далее, пока вы не достигнете физического тела. Наше знание
зависит в основном от состояния этих упадхи , и вы также
заметите, что как отражение солнца на гладкой поверхности воды
может быть нарушено и сделано движением самой воды невидимым,
так и человек страстями и эмоциями может нарушить и исказить
образ своего истинного Я, и даже сделать образ столь неясным,
что станет почти невозможным воспринимать его свет.
Далее вы увидите, что эта идея “я” обманчива. Почти все великие
авторы, писавшие о философии Веданты, как и Будда, и
Шанкарачарья, определённо утверждали, что это ошибочная идея. Вы
не должны предполагать, что эти великие люди говорили, что идея
“я” обманчива по той же причине, которая привела Джона Стюарта
Милла к предположению, что идея “я” производится соединением или
серией умственных состояний. Это не произведённая идея, и не
вторичная идея, которая произошла из какой-либо серии ментальных
состояний. Сказано, что она обманчива, как я пытался объяснить,
потому что истинное Я - это сам логос, и то, что обычно
принимается за Я - всего лишь его отражение.
Если же вы скажете,
что отражённый образ не может действовать как индивидуальное
существо, я просто напомню вам, что моя аналогия не может
проводиться слишком далеко. Мы обнаруживаем, что каждый
различимый образ может сформировать отдельный центр. Вы увидите,
к каком затруднении это нас оставит, если вы отвергнете это и
будете держать “я” за отдельное существо в самом себе. Если так,
то в то время как я нахожусь в своём предметном состоянии
сознания, моё Я есть нечто существующее в качестве реального
существа в самом физическом теле. Возможно ли перенести его же в
астральное тело? Тогда, опять, его придётся перенести и в
карана-шариру .
Мы встретимся с ещё большей трудностью при
перенесении этого существа в сам логос, и вы можете оказаться
зависимыми уже от него, если, конечно, человеческая
индивидуальность или Я, которое можно перенести в логос - не
просто название. В некоторых особенных случаях будет очень
трудным составить отчёт о большом количестве феноменов на основе
той идеи, что это “я” представляет некоторую разновид ность
энергии или какую-то существующую монаду, переносимую из одного
упадхи в другое.
По мнению ведантистов и, как я вам покажу, и по мнению Кришны -
человек представляет четвёрку. Он имеет, во-первых, физическое
тело, или стхула-шариру , во-вторых, астральное тело, или
сукшма-шариру, в-третьих, местопребывание его высшей
индивидуальности, карана-шариру, и в четвёртых, наконец, свою
атму . Здесь, конечно, существует разница во мнениях
относительно конкретной природы этого четвёртого принципа, как я
уже говорил, которая даёт начало различным ошибочным пониманиям.
Например, согласно некоторым последователям философии Санкхья,
по крайней мере тех, кто называется Ниришвара-санкхья, у
человека есть три этих принципа с их Авьяктой, завершающей
четвёрку. Эта Авьякта есть Мулапракрити или скорее Парабрахман,
проявленный в Мулапракрити, как в упадхи.
С этой точки зрения
Парабрахман является в действительности четвёртым принципом,
высшим принципом в человеке; а другие три принципа просто
существуют в нём и по причине его. Эта Авьякта , так сказать, -
единый принцип, который является корнем всего “я”, который
становится дифференцированным в ходе эволюции, или скорее
кажется разделённым на отдельные организмы, который существует в
каждом виде упадхи и который - истинная духовная сущность,
которой человек должен достичь.
Теперь давайте посмотрим, что должно случиться согласно этой
гипотезе. Логос совершенно не допускается, о нём даже не было
замечено; и потому-то эти люди и на званы Ниришвара-санкхьями
(не потому, что они отвергли существование Парабрахмана,
поскольку они этого не делали, - но) потому что они не уделили
внимания логосу и его свету - двум наиболее важным сущностям в
природе - в классификации принципов человека.
Начало...
Часть 2...
Часть 3...
Часть 4...
Часть 5...
Часть 6...
Часть 8...
Словарь...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|