Философия Бхагаватгиты. Часть
6
То, что возникает в логосе вначале - это просто образ, концепция
того, что должно быть в космосе. Этот свет или энергия
схватывает образ и отпечатывает его на космической материи,
которая уже проявлена. Так приходят в существование все
проявленные солнечные системы. Конечно, четыре перечисленных
нами принципа вечны и являются общими для всего космоса. Нет
места в целом космосе, где бы эти четыре энергии отсутствовали;
и они - элементы четверичной классификации, которые я принял для
обхождения с принципами самог о могучего космоса.
Помыслите об этой проявленной солнечной системе во всех её
принципах и всей её совокупности, как о составляющей
стхула-шариру всего космоса. Смотрите на этот свет, эманирующий
из логоса, как на соответствующий сукшма-шарире космоса.
Представьте дальше, что этот логос, содержа образ вселенной
единым зародышем, из которого происходит космос, находится в
положении карана-шариры космоса, существуя до того, как космос
начинает существование. И наконец, помыслите, что Парабрахман
находится в том же отношении к логосу, в каком наша атма
находится к карана-шарире.
Они, это следует помнить, являются четырьмя всеобщими принципами
бесконечного космоса, а не этой солнечной системы. Эти принципы
не следует путать с перечисляемыми в философии Веданты и
Упанишадах в связи со значениями Пранавы .
В одном смысле
Пранава представляет макрокосм и в другом смысле - микрокосм. С
одной из точек зрения Пранава также замысливалась как означающая
сам бесконечный космос, но не в том свете, как обычно
объясняется в наших ведантистских книгах, и для меня нет
необходимости объяснять этот аспект Пранавы . Относительно этого
предмета я могу, однако, сослаться и на другую точку зрения,
объясняющую, почему Ишвара называется Словом или логосом; почему
в действительности он называется Шабдабрахманом . Объяснение,
которое я собираюсь вам дать, покажется глубоко мистическим. Но,
если оно и мистическое, будучи правильно понято, оно имеет
огромное значение.
Наши древние авторы говорили, что существует
вак четырёх видов. Они называются пара, пашьянти, мадхьяма и
вайкхари . Это утверждение вы найдёте и в самой Ригведе, и в
некоторых упанишадах. Вайкхари-вак - это то, о чём мы говорим.
Каждая разновидность вайкхари-вак существует в своей мадхьяме ,
далее - в своей пашьянти , и в пределе - в своей пара форме.
Причина того, почему эта Пранава называется вак , в том, что эти
четыре принципа великого космоса соответствуют этим четырём
формам вак . Теперь вся проявленная солнечная система существует
в своей сукшма форме в этом свете или энергии логоса, потому что
её образ был схвачен и перенесён в космическую материю, а весь
космос обязательно должен существовать в одном источнике
энергии, из которого этот свет эманирует.
Весь космос в своей
вещественной форме есть вайкхари-вак , свет логоса - это
мадхьяма форма, сам логос - пашьянти , а Парабрахман - пара
аспект этого вак . Именно в свете этого объяснения должны мы
попытаться понять определённые заявления, сделанные различными
философами относительно того эффекта, что проявленный космос
есть Слово, проявленное как космос.
Эти четыре принципа состоят в том же отношении один к другому,
как и эти четыре состояния или проявления вак.
Теперь я перейду к рассмотрению принципов, составляющих саму
солнечную систему. Здесь я нахожу полезным сослаться на
разъяснения, даваемые обычно относительно Пранавы и значения её
матр . Пранава здесь замысливается как представляющая человека,
а также и проявленный космос, где четыре принципа в одном
соответствуют четырём принципам в другом.
Четыре принципа
проявленного космоса могут быть перечислены в следующем порядке.
Во-первых, Вайшванара . Теперь на эту Вайшванару не следует
смотреть как на просто проявленный мир объектов, но как на
единый физический базис, из которого весь вещественный мир
пускается в существование. За пределами этого следующим идёт то,
что называется Хираньягарбха . Это снова не следует путать с
астральным миром, но на это следует смотреть как на основу
астрального мира, находящуюся к нему в том же отношении, в каком
Вайшванара находится к миру вещественному. Далее - то, что
сейчас называется и тогда называлось Ишвара ; но поскольку это
слово, вероятно, может сбить с толку, я не назову это Ишварой,
но другим словом, также допустимым для использования - Сутратма.
И обычно утверждается, что за этими тремя - Парабрахман. В
отношении этого четвёртого принципа возникала разница во
мнениях, и из этой разницы может возникнуть сколько угодно
трудностей. Для этого принципа нам надо бы иметь, как у нас
имеется для космоса, некоторый принцип или сущность, из которого
остальные три принципа начинают существование и которые
существуют в нем и по причине его. В таком случае нам несомненно
следовало бы принять в качестве этого четвёртого принципа
Авьякту санкхьев. Эта Авьякта и есть Мулапракрити, о которой я
уже объяснял, как о завесе Парабрахмана, рассматривая её с
объектной точки зрения логоса, и этот взгляд принят большинством
последователей Санкхьи. В детали же эволюции самой солнечной
системы мне нет необходимости вдаваться.
Вы можете получить
некоторое представление о том, как различные элементы начинают
своё существование из этих трёх принципов, в которые
дифференцировалась Мулапракрити, изучив лекцию о так называемых
элементах современной химии, недавно прочитанную профессором
Круксом. Эта лекция даст вам по меньшей мере некоторое
представление о способе, которым эти так называемые элементы
зарождаются из Вайшванары - наиболее вещественного из этих трёх
принципов, который, как мне представляется, может быть поставлен
на место упомянутого в ней протила . Исключая немногие
частности, эта лекция, кажется, даёт набросок теории физической
эволюции на плане Вайшванары и, насколько я знаю, является
наибольшим приближением, сделанным современными исследователями,
к истинной оккультной теории этого предмета.
Сами по себе эти принципы находятся так далеко за пределами
нашего обычного опыта, что скорей могут быть лишь объектами
теоретической концепции и логического заключения, чем предметами
практического знания.
Конечно, нам очень трудно понять эти
различные принципы такими, как они существуют в природе, и ещё
труднее будет для нас составить какую-либо определённую идею об
их основе. Но так или иначе, эволюция и работа дифференциации
этих принципов - предмет, относящийся скорее собственно к
физической науке, чем науке духовной этики, и для нашей
теперешней цели будет достаточно тех фундаментальных принципов,
что я изложил. Вы и без моего углубления в весь этот процесс
эволюции должны понять, что вся проявленная солнечная система со
всеми различными объектами в ней начинает существование из этих
трёх принципов, имеющих Мулапракрити своей единой основой.
Помните также, что единственная энергия, которая производит весь
процесс эволюции - это свет логоса, распространяющийся через все
эти принципы и все их проявления. Это единый свет, который
стартует с определённым импульсом, сообщённым интеллектуальной
энергией логоса и выполняет всю программу от начала до конца
эволюции. Если мы начнём наше рассмотрение с низших организмов,
то станет видно, что эта единая жизнь здесь как бы
недифференцирована. И если мы возьмём для примера минеральное
царство, или все те объекты в космосе, которые мы, строго
говоря, не можем назвать живыми организмами, мы найдём этот свет
недифференцированным.
С ходом времени, когда мы достигаем
растительной жизни, она становится дифференцированной в
определённой мере, и формируются организмы, всё более и более
склонные к дифференциации. И когда мы достигаем животной жизни,
мы находим, что дифференциация уже более полная, и этот свет
кроме того проявляет себя как сознание. Не следует полагать, что
сознание есть нечто вроде независимой сущности, созданной этим
светом; это разновидность или проявление самого этого света,
который есть жизнь. Когда мы достигаем человека, этот свет
становится дифференцированным и формирует тот центр или Я,
которое даёт начало всему умственному и физическому прогрессу,
наблюдаемому нами в процессе космической эволюции. Эта
дифференциация происходит первым делом из окружающей среды
конкретных организмов. Различные действия, вызванные в данном
организме, и те, что он вызывает в других организмах или своём
окружении, а также генерируемые им на этой стадии в самом себе,
с трудом можно назвать кармой; тем не менее, эта жизнь и
действия, вероятно, могут возыметь некоторый эффект в
определении будущих проявлений этой жизни-энергии, действующей в
нём. К тому времени, когда мы достигаем человека, этот единый
свет становится дифференцированным на отдельные монады, и с тех
пор устанавливается индивидуальность.
Начало...
Часть 2...
Часть 3...
Часть 4...
Часть 5...
Часть 7...
Словарь...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|