Брахман - высшее Начало бытия
БРАХМАН (санскр. brahman ), в индийской философии, абсолютное
первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов.
Ведизм. Основное значение слова «брахман» в Ригведе и других
собраниях ведийских текстов – «молитва», «молитвенная формула».
Уже в Атхарваведе Брахман есть «лоно [всего] сущего и
не-сущего», и в нем заключены все боги – «как коровы в
коровнике». Одновременно в поздневедийский период складываются
основные понятийные производные от «брахмана»: брахманы как
класс жрецов, брахман как жрец с особой сферой компетентности,
Брахманы как истолкования священнодействия и священного слова,
Брахма как персонифицированное божество, один из будущих
верховных богов индуизма.
Брахман в Ведах
Брахманизм. В ответ на вопрос, поставленный в гимне Ригведы о
том, чем были лес и дерево, из которого вытесали небо и землю,
составитель Тайттирия-брахманы отвечает, что этим исходным
материалом был Брахман. В Шатанатха-брахмане риши Шандилья
сообщает о том, что «мой Атман» есть Брахман. Но первоначалом и
сущностным ядром всего сущего Брахман окончательно становится в
Упанишадах.
По Брихадараньяка-упанишаде , вначале мироздание было
Брахаманом, который достиг самопознания («Я есмь Брахман») и
потому стал всем сущим. Брахман оказывается тем «корнем», из
которого человек возрождается после смерти. В беседе царя
Джанаки с мудрецом-риши Яджнявалкьей выясняется, что Брахман
обнаруживается в основных жизненных силах: в речи, в жизненном
дыхании (прана), в зрении, слухе, разуме и сердце, а в т.н.
дополнительном разделе Брахман характеризуется как
действительное (сатья) и утверждается, что тот, кто знает его
таким, обретает эти миры и становится недоступным для всех
врагов. Здесь же впервые упоминается и мир Брахмана
(брахмалока), достижение которого соответствует вечному
блаженству. Уже в этой древнейшей упанишаде приводятся
знаменитые «великие речения», предназначенные для медитативной
интериоризации, в которых Брахман как мировое первоначало
отождествляется с духовным центром индивида: «Я есмь Брахман»;
«Тот Атман есть, поистине, Брахман». Помимо Атмана синонимами
Брахмана оказывается также Пуруша (однопорядковая Атману
духовная сердцевина живого существа, имеющая универсальное
наполнение).
Упанишады о Брахмане
В Чхандогья-упанишаде выявляются два бытийных аспекта Брахмана –
как основания всеединства сущего и одновременно единства сил
микрокосма, когда указывается, чтo есть «пространство» вне и
внутри человека, или когда он отождествляется с жизненным
дыханием, радостью и пространством, и еще точнее – в знаменитом
речении «То есть ты» и «Ты еси то». Брахман – бессмертное,
бесстрашное и действительное, четыре «стопы» которого охватывают
все стороны света. Он пребывает в «граде Брахмана» (тело), в его
«малом лотосе» и, далее, в «малом пространстве» последнего. Путь
восхождения к Брахману проходит через последовательность его
идентификаций – как имени, речи, разума, воления, мысли,
созерцания, познания, силы, пищи, воды, жара, пространства,
памяти, надежды, жизненного дыхания. Плоды «реализации» Брахмана
для адепта, посвященного в мистерию тайнознания, весьма
значительны: тот, кто прочно «утвержден» в нем, обретает
бессмертие; для того, кто знает упанишаду (тайное наставление) о
Брахмане, солнце не восходит и не заходит и вечно длится день;
лицо того, кто познал Брахмана, сияет особым блеском; путь,
ведущий к Брахману, – путь к богам. Но Брахман выступает и в
качестве персонифицированной силы: он передает наставление этой
упанишады владыке всех существ Праджапати, тот, в свою очередь,
прародителю людей Ману, а тот – своим потомкам.
Невыразимая сущность Реальности
Данные аспекты учения о Брахмане развиваются в последующих
древних (добуддийских) Упанишадах. В Каушитака-упанишаде Брахман
– само дыхание живого существа, а «знающий Брахмана идет к
Брахману», освободившись и от добрых и от злых дел. Вершину
осмысления Брахмана в качестве принципиально непостижимого
источника всей человеческой активности можно видеть в пассаже из
Кена-упанишады , по которому Брахман – то, что невыразимо через
речь и чем выражается сама речь, что не мыслится мыслью, но чем
мыслится сама мысль, что не видно глазом, но чем виден сам глаз
и т.д. Одновременно эта апофатически постигаемая сущность
персонифицируется в виде божества, превосходящего всех прочих,
которые без него (т.е. без своей внутренней энергии) не могут
сжечь или сдунуть даже травинку. В Тайттирия-упанишаде Брахман
характеризуется как действительный, знающий, бесконечный,
скрытый в тайнике сердца, в глубинах внутреннего пространства
последнего, и как пребывающий на всех пяти «ярусах» индивида –
тела, дыхания, мысли, распознавания и блаженства; истинный же
знаток Брахмана достигает исполнения всех желаний.
Продолжение...
|