Брахман - совершенные аспекты Бытия
Часть 2
Эпоха скептицизма наступила в середине I тыс. до н.э., когда
множество «реформаторских» течений и школ выступили с
«переоценкой всех ценностей» брахманизма. Однако сами шраманские
источники, прежде всего тексты Палийского канона,
свидетельствуют о значительной популярности рассуждений о
Брахмане в эпоху Будды. Так, в Брахмаджала-сутте в качестве
устойчивого его определения как верховного божества и
одновременно субстанциальной основы мира приводится цепочка его
эпитетов и характеристик: «Почтенный Брахма, Великий Брахма,
всемогущий, всевластный, всевидящий, всесильный, господин [всего
сущего], деятель, созидатель, лучший, распределитель жребиев,
владыка, отец всего, что есть и что будет... безначальный,
неизменный, вечный, неподверженный изменениям навечно». Такая же
характеристика Брахмы вкладывается в уста обитателей мира Брахмы
(Брахма-лока) и его собственные по Кеваддха-сутте и дважды
воспроизводится в Патика-сутте . В последней из названных сутт
приводится и учение некоторых «шраманов и брахманов» о том, что
мир создан божеством-демиургом или Брахмой.
Ранний индуизм о Брахмане
По заявлению других, именно «брахманы – подлинные сыновья
Брахмана, рожденные из его уст, потомство Брахмана, создания
Брахмана, наследники Брахмана». Брахман для брахманистов не
только предмет гордости, но и конечное назначение духовной
практики. Тевиджджа-сутта открывается дискуссией между молодыми
брахманами Васеттхой и Бхарадваджей о том, кто из авторитетов –
Поккхарасатин или Таруккха – провозгласил правильный путь,
который ведет к спасению и, в конечном счете, «приводит
вступившего на него к единению с Брахманом». Брахманы при этом
допускают определенную широту подхода, полагая, будто, несмотря
на то, что различные авторитеты провозглашают разные пути, все
они могут сойтись в пункте «единения с Брахманом».
Ранний индуизм. Претензии брахманов на происхождение от самого
Брахмы откровенно высмеиваются буддистами. Идею соединения с
Брахманом (как обозначение достижения высшего блага) Будда не
отвергает, но считает, что сами брахманы на него претендовать не
могут, будучи обременены житейскими заботами и чувственными
страстями, и учат тому, чего сами не видели и чего не знают, не
видя Брахмана «лицом к лицу» и уподобляясь тому, кто влюблен в
совершенно незнакомую женщину, или строителю лестницы к
несуществующему дому. Реального «соединения с Брахманом» могут
достичь только сам Будда и следующие его пути монахи, ибо только
подобное может соединиться с подобным.
Послебуддийский период
Послебуддийские, или так называемые средние упанишады ( Катха,
Шветшватара, Майтри, Мундака, Прашна, Мандукья, Маханараяна
) определяют два основных направления развития центральной
концепции индуизма: освоение Брахмана как чисто
«субстанциального» абсолютного начала сущего и его «прочтение» в
качестве абсолюта персонифицированного. Первое направление
развивает древние характеристики Брахмана как единого,
объемлющего вселенную и скрытого, одновременно, во всех
существах; вместе с тем здесь намечается и определенное
разделение уровней самого Брахмана, в котором различают незнание
и знание, Брахмана-слово (шабда-брахман) и Брахмана-выше-слова.
В Мандукья-упанишаде Брахман отождествляется с Атманом, который
существует на четырех уровнях сознания: бодрствования, сна со
сновидениями, сна без сновидений и четвертого уровня – высшего и
непостижимого состояния. Второе направление представлено
попытками подчинить Брахмана персонифицированному божеству,
когда, например, утверждается, что Нараяна-Вишну составляет
высшую сущность Брахмана; эта тенденция становится преобладающей
в поздних, «сектантских» упанишадах, где, к примеру, «высший
Брахман» может быть назван именем Рама.
Веданта и Брахмасутра
Веданта. Брахмасутры (3–4 вв.) – основной текст веданты как
философской системы – открывается введением: «Теперь –
исследование Брахмана. [Брахман – это то,] из чего рождения и
прочие [состояния] этого [мира]. Ввиду того, что шастра –
источник [знания о Брахмане]. Последнее же – ввиду связанности
[между речениями шрути]». Здесь содержатся четыре исходных
тезиса веданты как «науки о Брахмане»:
1) Брахман – специальный предмет изучения веданты; 2) Брахман
неопределим по своей сущности, но обнаруживается по своим
проявлениям, которые равнозначны состояниям этого мира, у
которого нет иного источника, кроме него; 3) учение веданты как
особая экзегеза текстов – единственный источник знания о нем (не
умозрение и не умозаключения); 4) метод этой экзегезы –
выявление единства сакральных текстов, прежде всего Упанишад,
как содержащих учение о Брахмане. Эти аксиоматические положения
в дальнейшем уточняются, когда в полемике с санкхьей
доказывается, что Брахман есть не только движущая, но и
материальная причина мира. Другое уточнение касается того
момента, что согласно составителю Брахма-сутр индивидуальный
атман является частицей (амша) или отражением (абхаса) Брахмана,
тождественного Высшему Атману.
Начало...
Продолжение...
|