Природа Брахмана
Часть 3
По свидетельству Шанкары в Брихадараньякопанишад-бхашье,
философ Бхартрипрапанча отстаивал идею одновременного единства и
двойственности Брахмана – Брахман как множество подобен волнам и
брызгам океана, как единство – самим его водам (V.1.1).
Следующей значительной фигурой веданты является грамматист
Бхартрихари (5 в.), трактат которого “ О речи и слове” (
Вакьяпадия ) открывается тезисом о том, что безначальный и
бесконечный Брахман является сущностью слова (вач), проявляется
в виде объектов и благодаря ему развертывается мир. Брахман –
опора различных потенций (шакти) и, будучи в своей сущности
простым (нераздельным), благодаря им он как бы раздробляется.
Эти силы – источники рождения и прочих состояний тех, кто
населяет мир, а сам Брахман – семя всего сущего – содержит в
себе разделение на субъект и объект опыта, равно как и сам опыт.
Сохраняя основоположение Брахма-сутр о Брахмане как источнике
мира, Бхартрихари уточняет, что он «материально» осуществляет
«саморазвертывание» в этом мире.
Праджняна - мировое Сознание
Гаудападе, автору Мандукья-карики (7 в.) – авторизованного
истолкования Мандукья-упанишады, – принадлежит трактовка
Брахмана как мирового сознания (праджняна) и «акосмическая»
трактовка отношения Брахмана и мира: последний возникает в силу
действия мировой иллюзии Майи. Гаудапада дифференцирует, следуя
«средним» упанишадам, Брахмана низшего и высшего, а также
«рожденного» (джата) – персонифицированного, наделенного
многообразными свойствами – и «нерожденного», в котором следует,
соответственно, видеть Абсолют.
Решающая по значимости трактовка как природы Брахмана, так и его
соотношения с миром была представлена основателем
адвайта-веданты Шанкарой (7–8 вв.). В комментарии к начальной
сутре веданты Шанкара от лица абстрактного собеседника задается
вопросом: известен нам Брахман или нет? При любом решении этого
вопроса изучение веданты оказывается бессмысленным (то, что нам
неизвестно, непознаваемо, а то, что известно, нет смысла
исследовать). В ответ на свой вопрос Шанкара отвечает, что
Брахман известен как чистая, сознающая и свободная сущность,
всеведущая и всемогущая. Более того, он на самом деле известен
каждому без доказательств, ибо он есть Атман, внутреннее Явсех
существ, ибо каждый ощущает свое Я и не скажет: «Меня нет».
Веданта необходима потому, что существует множество ложных
мнений об этом внутреннем Я, правильное же мнение нуждается в
разъяснении. Передав многообразие потенций, о котором писал
Бхартрихари, в ведомство «низшего Брахмана», который стал теперь
именоваться «Брахманом с качествами» (сагуна-брахман), и
отождествив Абсолют только с «Брахманом бескачественным»
(ниргуна-брахман), коему можно приписать только существование,
сознательность и блаженство, Шанкара объявляет, в соответствии с
этим, все миропроявление действием Неведения (авидья),
идентичного Мировой Иллюзии (майя). Брахман возглавляет иерархию
реальности, будучи реальным в абсолютном смысле: эмпирический
мир обладает ограниченной реальностью, фантомные объекты –
псевдореальностью. Брахман, обусловливающий мистерию мироздания,
но не причастный ему, сравнивается с фокусником или с актером.
Брахман не может быть познан в реальном смысле слова, ибо на
уровне высшей истины не существует различия между познанием,
познаваемым и самим познанием. Подлинным познанием Брахмана
является такое узнавание индивидуальным сознанием собственной
природы, при котором оно «становится Брахманом». Это и есть
«освобождение», которое нельзя, таким образом, выработать
каким-либо действенным путем, но после него достигается все, что
может быть достигнуто.
Брахман в адвайта-веданте
«Акосмическая» трактовка Брахмана в адвайта-веданте вызвала
реакцию в вишнуитских школах веданты, считавших, что она
противоречит «нормальному» богопочитанию – при иллюзорности, в
конечном счете, любого варианта персонифицированного божества и
обращения к нему, поскольку индивиду, тождественному в конечном
счете Брахману, остается обращаться к самому себе. Первой
реакцией было создание Бхаскарой (8–9 вв.) доктрины
бхеда-абхеда-вада («учения о неразличии и различии»), по которой
Брахман, отождествляемый с Вишну, и индивидуальные души не
только тождественны, но и различны, а мир является результатом
реальной эманации Брахмана. Фактически доктрина бхеда-абхеда
определяет трактовки всех последующих вишнуитских школ веданты:
вишишта-адвайты Рамануджи (11–12 вв.), подвергшего резкой
критике учение Шанкары об иллюзорности мира, двайта-адвайты
Нимбарки (13 в.), шуддха-адвайты Валлабхи (15–16 вв.), где
Брахман отождествляется с Вишну, а затем и с Кришной. Сходным
образом в школе кашмирского шиваизма Абхинавагупты (10 в.)
Абсолют – на сей раз «высший Шива» – неотделим от своей
космической манифестации, в которой покоится и которой
одушевляется все сущее.
"ШАНКАРА " "КРУГОСВЕТ " ® .Энциклопедия 2001
Copyright © 1998 by Atlas Editions, Inc. All right reserved .
Copyright © 2000, 2001 Central European University Regents. All
right reserved.
Начало...
Предыдущая...
|