Шри Ади Шанкарачарья - учитель и мистик
ШАНКАРА - индийский философ, проповедник и реформатор индуизма,
основатель адвайта-веданты, творивший, по современным
датировкам, в 7–8 вв. Жизнеописание Шанкары представлено во
многих версиях, которые составлялись вплоть до 19 в.
включительно. Наиболее ранним жизнеописанием признана
Брихатшанкаравиджая (Подробное изложение побед Шанкары)
адвайтиста Читсукхи (13 в.), наиболее основательным –
Прачинашанкаравиджая ( Собрание побед Шанкары ) другого его
последователя Анандагири (14 в.), а наиболее популярным –
Санкшепашанкаравиджая ( Краткое изложение побед Шанкары ),
приписывавшаяся адвайтисту Мадхаве, но на деле составленная не
ранее 17 в.
Рождение Шанкары (Шри Шанкарачарья)
Шанкара родился в небольшой брахманской деревушке в Керале (на
юго-востоке Индии) у добродетельного брахмана Шивагуру и его
супруги Шиватараки (по другой версии, его родителей звали
Вишваджит и Вишишта), которые были долгое время бездетными, но
просили небо о даровании им сына, посещая святилища Шивы. После
очередного паломничества Шива сам явился во сне Шивагуру в
прикровенном образе и предложил ему на выбор рождение сотни
обычных сыновей или одного великого, жизнь которого будет
краткой. Шивагуру предпочел второе.
Шива явился и Шиватараке – уже при всех “регалиях”, верхом на
священном быке Нандине, – пообещав, что ее сын станет великим
учителем веданты. Затем он объявил им вместе, что сам воплотится
на земле в виде их сына. Рождение Шанкары, имя которого
(“Благой”) относится к наиболее почтенным прозвищам Шивы,
сопровождалось, естественно, небесной музыкой и пением,
благоуханием цветов и умиротворением хищных зверей, тело
младенца ослепляло своим сиянием, а над его головой был различим
полумесяц – знак Шивы.
Детство Шанкарачарьи
Спустя год после рождения Шанкара уже прекрасно говорил и писал
на санскрите и совершал чудеса (огромная обвившаяся вокруг его
шеи кобра на глазах у всех превратилась в цветочное ожерелье), к
пяти годам, когда умер его отец, превзошел местных учителей, а к
семи выразил твердую решимость стать странствующим
отшельником-санньясином. Когда Шанкара в восемь лет переходил с
ней реку (которую до этого заставил течь поближе к дому, дабы
избавить Шиватараку от хождения за водой), его схватил огромный
крокодил, не желавший его отпускать, пока мать Шанкары не дала
согласие на его отшельничество. Шанкара в тот же день оставил
дом, пообещав матери посетить ее перед смертью.
Ученичество и становление Шанкары
Шанкара направился к северу и достиг берегов Нармады
(Центральная Индия), где было множество шиваитских святилищ и
среди лесных отшельников жил Говинда, ученик ведантиста
Гаудапады, к которому он обратился как к учителю.
Ученичество Шанкары длилось как минимум два года (за это время
Шанкара успел совершить чудо, забрав разлившиеся воды Нармады в
свою чашку для сбора подаяния), после чего Говинда послал его
далее на север в священный город Бенарес (где он нашел первого
своего ученика – Падмападу). Затем Шанкара двинулся в Бадринатх
(Гималаи), где и написал свои знаменимые комментарии к
Брахма-сутрам, Упанишадам, Бхагавадгите и трактаты.
Там он узнал о тяжелой болезни матери и возвратился домой.
Шанкара стал утешать Шиватараку своим учением об иллюзорности
всего сущего, но это только усугубило страдания несчастной, и
ему пришлось пропеть ей более жизнеутверждающие гимны Вишну и
Шиве. Вскоре пришла весть о кончине Говинды, и Шанкара с
несколькими учениками (признавшими в нем учителя) отправился в
другой священный город, Праягу (Аллахабад), где встретился со
знаменитым мимансаком Кумарилой. После диспутов, в которых
Шанкара проявил великое мастерство, он обратил в свое учение
сына другого известнейшего мимансака Прабхакары и мимансака
Мандана Мишру (по ведантийским легендам, тот стал его будущим
учеником Сурешварой).
Шанкарачарья вел дискуссии с вишнуитами, одерживал многочисленные
победы над буддистами, а на севере соперничал с шиваитскими
тантриками. Обходя всю Индию с проповедью своего учения и
неизменно побеждая оппонентов, прежде всего буддистов, он собрал
общину в Бенаресе в одном из святилищ для совершения
погребальных обрядов на берегу Ганга. Там же произошла его
встреча с низкорожденным чандалой (сын шудры и брахманки),
общения с которым он хотел избежать, но который убедил его в
равенстве всех живых существ. Шанкара не только проповедовал, но
и основывал ведантийские монастыри-матхи, главные из которых
были созданы в Двараке (запад), Бадринатх (север), Пури
(восток), Шрингери (юг) и один в Канчи (крайний юг), учредив 10
“орденов” отшельников-адвайтистов.
Хотя Шанкаре, как и многим другим учителям, индийская традиция
приписывает великое множество произведений (ср. прецеденты с
Нагарджуной или Васубандху в буддизме или с Хемачандрой в
джайнизме), современная индология относит к числу его бесспорных
сочинений 1) Брахмасутра-бхашью – обстоятельнейшее истолкование
четырех разделов (адхьяи) сутр веданты, каждый из которых
делился на четыре главы (пады); 2) комментарии к Брихадараньяка-
, Чхандогья- , Айтарея- , Тайттирия- , Кена- , Иша- , Катха- ,
Мундака- , Шветашватара - и Прашна-упанишаде , которые стали
“каноническими” благодаря авторитету Шанкары; 3) комментарий к
Бхагавадгите ; 4) комментарий к Мандукья-карике Гаудапады; 5)
трактат Упадешасахасри ( Тысяча наставлений ), состоящий из 19
глав в стихах и прозе.
Учение Шанкарачарьи
Основным учением Шанкары является учение о Брахмане – простом,
безличном и “бескачественном” (ниргуна) мировом сознании – как
единой и единственной реальности, на которую каким-то образом
проектируется универсум “имен и форм”, множественного и
становящегося феноменального мира, в результате “наложения”
(адхьяса) друг на друга Атмана и не-Атмана как следствия
безначального действия мирового Незнания (авидья),
обусловливающего состояние трансмиграции (сансара) и страдания
(духкха) заблуждающихся индивидов. Выход из них – “освобождение”
(мокша) мыслится как осознание идентичности Я и Абсолюта.
Шанкара осознавал, что это учение находится в противоречии,
во-первых, с реальным опытом, не позволяющим считать внешний мир
иллюзией; во-вторых – с религиозным сознанием, сопротивляющимся
отождествлению Я с Абсолютом и “снятию” реальности самих
объектов почитания; в-третьих, с логикой, по которой достаточно
трудно совместить строгий монизм с признанием другого (помимо
самого Абсолюта), мистифицирующего первоначала мира (при
включении же его в сам Абсолют последний раздваивается, теряя
свою “простоту”).
Из первого затруднения Шанкара пытался выйти, применив
аргументацию своих же оппонентов буддистов-виджнянавадинов
(последователей Асанги и Васубандху) о трехчастном делении
реальности на уровни – абсолютной реальности Брахмана,
относительной реальности эмпирического мира и фантомной
реальности собственно иллюзорных объектов типа рогов зайца,
небесного цветка или сына бесплодной. Второе затруднение
помогает преодолеть другая буддийская конструкция – деление уже
самой истины, развивавшееся последователями Нагарджуны и
учителем его учителя Гаудападой, – по которой различаются истина
безусловная и условная, позволяющая признать почитание
божества-Ишвары как создателя, хранителя и разрушителя мира, а
также всего пантеона и соблюдение предписаний дхармы для тех,
кто еще не “реализовал” до конца конечную истину веданты.
Критике Шанкары подвергаются как “неортодоксальные” философские
доктрины, так и положения тех “ортодоксальных” даршан, которые
претендовали на мирообъяснение и сотериологию, альтернативные
ведантийским. Шанкара полемизирует с материалистами,
отождествлявшими Атман с телом, с джайнами, учившими о
соразмерности души телу, с буддистами всех основных направлений,
доказывая, в частности, что способ опровержения виджнянавадинами
реальности объектов внешнего мира (Шанкара постоянно
дистанцируется от иллюзионизма) вполне подходит и для
опровержения признаваемой ими реальности сознания. Cреди
неприемлемых положений “ортодоксальных” даршан – учения санкхьи
о бессознательной Первоматерии мира, вайшешиков об атомах как
конечных началах вещей, отдельных “теистов” о том, что Божество
является лишь инструментальной, но не материальной также
причиной мира. Шанкара расходится и с мимансаками, которые
утверждали, что конечное благо есть реализация дхармы и его
можно “заработать” выполнением ведийских предписаний.
Примерами экзегезы Шанкары могут служить его истолкования
“великих речений” Упанишад вроде “Брахман есть блаженство”, “То
еси ты” и др. или соответствующая его учению трактовка
Бхагавадгиты, при которой в текст “вчитывается” идея, что
никакой альтернативы между “путем познания” и “путем действия”
на деле не существует, а потому бескорыстное действие (как и
третий “путь” Гиты – преданности-бхакти) целесообразно для
“очищения” тех, кто стремится к пути познания – единственному с
точки зрения конечной истины.
Влияние Шанкары на развитие всей последующей индийской
мысли огромно. Комментарии к его произведениям,
составляемые до настоящего времени, не подсчетам калькуляции, а
библиография посвященной ему литературы могла бы составить
солидный том.
Первыми последователями Шанкары были четыре его ученика, каждому
из которых он, по преданию, поручил возглавить один из четырех
основанных им монастырей в Шрингери. Самым трудолюбивым среди
них был Сурешвара, составивший комментарий к
Брихадараньякопанишад-бхашье в 11 151 стихах, где попытался
уточнить соотношение “разделов действия и знания” в Ведах
посредством критики мимансаков и некоторых ведантистов, а также
к Тайттирийопанишад-бхашье, где он предлагает интерпретации
исходного текста, частично отличающиеся от предложенных его
учителем.
Падмапада комментировал основное произведение Шанкары
Брахмасутра-бхашью, но сохранился комментарий лишь к первым
четырем сутрам (задающим, правда, всю “аксиоматику” веданты).
Гири Тотаке принадлежал трактат в 179 стихов
Шрутисарасамуддхарана ( Выжимки сути ведийских текстов ),
созданный якобы непосредственно в присутствии учителя и
соучеников. Хастамалаке принадлежало четырнадцатистишье, носящее
его имя. Значительной вехой в истории адвайты был комментарий к
Брахмасутра-бхашье Вачаспати Мишры (9–10 вв.) Бхамати
(Лучезарное истолкование).
Самым усердным средневековым комментатором Шанкары был
Анандагири, истолковавший практически весь корпус его сочинений.
Авторитетными для традиции комментариями к сочинениям Шанкары
стали толкования Амалананды (13 в.), Мадхавы Видьяраньи (14 в.)
и Шридхарасвамина (14–15 вв.); среди более поздних толкователей
выделяется Аппая Дикшита (17 в.). В концептуальном контексте
наследники Шанкары разрабатывали три линии интерпретации
Незнания (авидья). У Падмапады, а затем Пракашатмана (12 в.) и
Читсукхи (13 в.) Незнание, в котором отражается Брахман,
относительно независимо и “субстанциально”. По Сурешваре, а
затем Сарваджнятману (10–11 вв.), его местопребыванием является
само абсолютное чистое сознание, тогда как для Вачаспати Мишры
оно может находиться только в индивидуальных душах.
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|