Шива Махапурана
- глава 18
(избранные главы)
ВИДЬЕШВАРА-САМХИТА
ГЛАВА 18-я часть 1-я
Природа связанности и Освобождения. Величие Лингама Шивы
Мудрецы (риши) сказали:
1. "О лучший среди знающих все, пожалуйста, разъясни природу
связанности и Освобождения ".
Сута сказал:
2. Я разъясню связанность, Освобождение и пути Освобождения.
Слушайте внимательно. Джива (душа), говорится, пребывает в
состоянии связанности, если она соединена (связанна) узами
(оковами) восьми первичных "сутей" (таттв): Пракрити и т.д.
Когда она свободна от них, тогда называется освобожденной.
3. Совершенный (полный) контроль и подчинение Пракрити и ее
порождений и есть Спасение. Связанная джива, когда освобождается
от нее, называется освобожденной душой.
4. Эти восемь "сутей", что связывают ее, (т.е. дживу) таковы:
Пракрити (первоматерия (Буддхи) космический разум и интеллект),
Ахамкара (космическое эго), соотносящее себя с теми или иными
атрибутами (характеристиками) и пять танматр (космических
первоэлементов: Земли, Воды, Огня, Воздуха и Эфира).
5. Тело развивается из этих восьми. Тело становится деятельным.
Деятельность, формирует тело. Так рождение и деятельность
продолжаются, чередуясь.
6-7. Тело существует в трех формах: грубое, тонкое и причинное.
Грубое тело приспособлено ко всем видам деятельности, тонкое
обеспечивает наслаждение через органы чувств. Причинное тело
служит для переживания благих и дурных результатов деятельности
дживы. Джива переживает счастье, как результат добродетели и
страдание, как результат греха.
8. Джива, связанная веревками деятельности (кармы) вращается
вокруг и вокруг непрерывно, как колесо, состоящее из трех тел и
их действий.
9. Творец (Создатель) колеса должен почитаться для (ради)
прекращения этого круговорота. Пракрити и другие составляющие
колеса, а Шива пребывает выше (вне) Пракрити.
10-11. Создатель колеса - Господь Шива. Он превосходит собой
Пракрити. Подобно тому ребенок (мальчик) пьет или разбрызгивает
воду так, как ему хочется, так же и Шива поддерживает Пракрити и
другие "сути" (таттвы), как Он Сам того желает. Он именуется
Шива потому, что Он держит ее под Своим контролем (Вашикрита).
Один лишь Шива всеблаг, совершенен и свободен от желания.
12. Ментальное совершенство (мощь) Махешвары, которую только
Веды способны постичь (охватить, объять), состоит (заключается)
в вездесущности, всеудовлетворенности, безначальности,
всепонимании, независимости, непогрешимости и безграничном
могуществе.
13. Поэтому Пракрити и другие (таттвы, "сути") приходят под
контроль по милости Шивы. Потому следует служить одному лишь
Шиве ради снискания Его милости.
14. Если кто-либо спрашивает: "Как же тогда служение
совершенного существа может быть бескорыстным?", то ответить
следует так: "Деятельность, выполненная с посвящением ее
результатов Шиве, становится причиной удовлетворения".
15. Имея Шиву в виду, преданный должен почитать фаллический или
воплощенный (мурти) образ Шивы или же Его преданного. Он
(поклоняющийся) должен почитать Его преданных своим телом, умом,
речью и денежными дарами.
16. Шива, Великий Господь, который превыше Пракрити,
удовлетворяется таким служением и особо благословляет
поклоняющегося.
17-19. Карма и т.п. приходят под контроль уверенно вследствие
(благодаря) милости Шивы. Начиная с кармы и кончая Пракрити,
когда все приходит под контроль, джива становится освобожденной
и сияет как самореализованная личность. По милости Шивы, когда
это тело - результат деятельности (кармадеха) - приходит под
контроль, преданный достигает обители Шивалоки. Такая форма
Освобождения известна как салокья ("того же места, мира"). Когда
тонкие элементы приходят под контроль, преданный достигает
приближенности к Шиве.
20. Затем он (преданный) достигает уподобления Шиве по всем
признакам и атрибутам. Это называется Освобождение Сарупья ("той
же формы"). Когда преданный обретает великую благосклонность,
космический интеллект (Буддхи) также становится подконтрольным.
21. Космический интеллект (Буддхи) - единственная сила
(действие, эффект) Пракрити. Контроль интеллекта называется
Саршти - форма Освобождения, при котором преданный становится
равным Шиве по положению и могуществу. Затем, благодаря
последующей великой милости Шивы, Пракрити становится
подконтрольной.
22-23. Ментальная мощь Шивы становится тогда его без какой-либо
трудности. Обретая вездесущность и процветание (благополучие)
Шивы, преданный становится великолепным (сияющим) в Атмане. Это
Освобождение называется Саюджья ("Полное отождествление")
людьми, хорошо сведущими в Ведах и Агамах (Тантрах). Вот в каком
порядке (последовательности) преданный обретает Спасение
посредством почитания Лингама Шивы.
24. Потому преданный должен поклоняться (служить) Шиве, совершая
священные обряды и т.д. для снискания милости Шивы: священные
ритуалы Шивы, тапасьи (аскезы) во имя Шивы и джапу мантр Шивы
постоянно.
25. Знание Шивы и медитация на Него должны практиковаться все
больше и больше (интенсивнее). Время вплоть до отхода ко сну,
время вплоть до самой смерти должны быть заняты (задействованы,
проводиться) в созерцании (медитации на) Шивы.
26-27. Он должен почитать Шиву мантрами "Садьо..." и цветами. Он
обретет благополучие (процветание, благо).
Мудрецы (риши) сказали:
"О превосходный, приверженный благим правилам (поведения, образа
жизни), пожалуйста разъясни правила совершения поклонения Шиве в
образе Лингама и других формах".
Начало...
Глава 5-я...
Глава 18-я 2-я часть...
|