Шива Махапурана
- образ Лингама
ВИДЬЕШВАРА-САМХИТА
ГЛАВА 5-я
О величии Шива Лингама
Сута сказал:
1. Тот же, кто неспособен выполнять шравану (слушание) и т.д.,
должен установить Лингам, или образ Шивы, и почитать его
ежедневно. Так он сможет пересечь океан мирского
(сансарического) существования.
2. По мере своего состояния и достатка преданный должен
подносить дары, не обманывая (при этом других), Лингаму или
образу (мурти) Шивы. Он должен совершать служение ему (т.е.)
Лингаму постоянно.
3-7. Следует тщательным образом совершать служение: сооружение
украшенных алтарей, матхов (обителей для монашествующих),
храмов, святых мест и т.д., предложение одежды, благовонных
масел, (цветочных) гирлянд, благовонных воскурений, светильников
с подобающим почитанием, угощений (найведьи) из различным
образом приготовленного риса, испеченных пирогов, лепешек и т.п.
на блюдах, зонтиков, вееров, - все, что предназначено для
служения Шиве.
(прим.: Имеется в виду, конечно же пураническое Богопочитание,
т.е. совершение поклонения согласно предписаниям шиваитских
Пуран. Однако, помимо пуранического поклонения, которое
практикуют большинство индусов-шиваитов, имеются еще и
ведическое, и тантрическое почитание как наиболее эффективное. В
основных чертах оно сходно с пураническим, но отличается от него
большей медитативностью и не является таким пышным.)
В действительности, все царское почтение должно быть оказано.
Ритуальный обход (парикрама) и поклонение с джапой, в
соответствии с возможностью, должны совершаться. Всевозможные
обряды служения - такие как "призывание" (авахана) и другие -
должны совершаться с подобающей преданностью. Человек, который
почитает Лингам или образ (мурти) подобным образом, достигнет
освобождения даже без шраваны и др. (т.е. киртаны и мананы).
Многие благочестивые люди в прошлом спаслись (достигли
освобождения) простым исполнением этого служения.
Мудрецы сказали:
8. Повсюду Божества почитаются только в своих образах (мурти).
Как же тогда (почему же) Шива почитается и в образе, и в
Лингаме?
9. О мудрецы, этот вопрос свят и восхитителен. (Поэтому) теперь
будет говорить Сам Шива, а не какая-либо обычная (заурядная)
личность.
10. Я поведаю вам то, что Сам Шива сказал и я слышал от моего
собственного учителя. Шива - единственный, кто почитается как
Нишкала (безатрибутный, т.е. безымянный и бесформенный), поэтому
Он идентичен с Высшим Брахманом.
11. Он - также и Сакала как имеющий явленные формы. Он -
одновременно Сакала и Нишкала. Его аспекту Нишкала Лингам и
соответствует.
12-13. Его аспекту Сакала соответствует поклонение явленной
форме (т.е. мурти). Поскольку Он и Сакала, и Нишкала, то
почитается и в антропоморфном, и в фаллическом образах людьми и
называется высочайшим Брахманом. Другие же Божества, не будучи
Брахманом, не обладают аспектом Нишкала ни в чем.
14. Поэтому Божества не почитаются в бесформенном символе
Лингама. Другие Божества - одновременно не-Брахман и
индивидуальные души (дживы).
15. С этой точки зрения на них как на воплощенных они и
почитаются исключительно в воплощенных формах (мурти). Только
Шанкара (Шива) обладает Брахмататтвой (природой Брахмана), а все
остальные - дживатвой (природой дживы, т.е. индивидуального
воплощенного существа).
16. Это было разъяснено, между прочим, (во время разъяснения) о
пранаве (слоге Ом), сущности Веданты, Нандишварой
(Нандикешварой), Санаткумаре, премудрому сыну Брахмы, на горе
Мандара.
Санаткумара сказал:
17-18. Только воплощенные формы (мурти) используются в служении
Божествам, отличным от Шивы. Но оба - и воплощенный образ, и
Лингам - можно видеть только в служении Шиве. Потому, о
благословенный, поведай мне, пожалуйста, в точности все, чтобы я
смог понять истину.
Нандикешвара сказал:
19. Невозможно ответить на этот вопрос, не раскрыв тайну
Брахмана.
20-24. О безгрешный, поскольку ты благочестив, я поведаю тебе
то, что сказал сам Шива. Поскольку Шива имеет бестелесный
аспект, так как является Высшим Брахманом, Нишкала Лингам в
соответствии со смыслом Вед, используется только в служении Ему.
Поскольку Он - обладатель также и воплощенных форм (мурти), Его
мурти также почитается и принимается всеми людьми. В
соответствии с заключением Вед, только воплощенные формы
используются в служении другим Божествам, которые всего лишь
воплощенные дживы. Дэвы (боги) обладают только воплощенным
аспектом в своем проявлении. В священных Писаниях (Шастрах) как
Лингам, так и мурти соотносятся с Шивой.
Санаткумара сказал:
25. О благословенный, ты разъяснил служение Лингаму и мурти -
различным для Шивы и других Божеств. Теперь же, о повелитель
богов, я желаю услышать подробности появления Лингама Шивы.
Нандикешвара сказал:
26-27. О Уважаемый, из любви к тебе я поведаю тебе истину.
Давным-давно, в знаменитой первой кальпе благословенные души
Брахма и Вишну сражались друг с другом.
28. Чтобы положить конец их высокомерию Господь Парамешвара явил
Свою невоплощенную форму Нишкала в форме огненного столпа
(Лингама) между ними.
29. Он явил Свой Лингам, отделившийся (выделившийся из) от
огненного столпа, желая благословить миры.
30. С того времени и божественный Лингам, и также воплощенный
образ (мурти), соотносятся с Одним лишь Шивой.
31. Только мурти посвящены Божествам, отличным от Шивы.
Различные виды воплощенных форм различных дэвов даруют только
наслаждение (бхукти) поклоняющимся им. Лингам Шивы, а также Его
мурти щедро изливают благословенное бхукти и мукти
(освобождение).
Начало...
Глава 4-я...
Глава 18-я...
|