Шива Махапурана - шравана и манана
ВИДЬЕШВАРА-САМХИТА
ГЛАВА 4-я.
Великое значение шраваны и мананы
Мудрецы (риши) сказали:
1. О святейший, что такое шравана и что такое манана? Как
выполняется киртана? Пожалуйста, разъясни эти (вещи) детально.
Брахма сказал:
2. Ум любит основательные размышления. (Сама) способность ума
обдумывать и оценивать действенность поклонения, джапы,
атрибутов Господа, Его формы, Его божественных лил (игр) и
бесчисленных имен,- это результат милостивого взора Ишвары.
Поэтому это постоянное и продолжительное размышление столь важно
- наиболее важно (среди прочего).
3. Посредством же киртаны (воспевания) достигается ясное
выражение деяний Шивы, (Его) атрибутов, форм, игр, имен и т.д. в
хорошей манере традиционного (санскритского) исполнения, (а
также) воспевание гимнов даже на родном языке. Это - среднее
среди трех.
4. О мудрецы, значение шраваны (слушания) велико в мире и
состоит в слушании слов, имеющих отношение к Шиве, каким бы
способом и кем бы они не произносились с устойчивым вниманием
даже в праздном окружении (несерьезных) женщин.
5. Шравана (слушание) эффективна, когда связана с добрыми
людьми. Тогда киртана (воспевание) Пашупати (Владыки душ)
становится устойчивой. В итоге будет манана (размышление), как
наиболее превосходная. Все это приходит в результате
благосклонного взора Господа Шивы.
Сута сказал:
6. О святые мужи, в контексте (ходе) разъяснения значимости этих
предметов я поведаю вам случай из прошлого. Пожалуйста, слушайте
внимательно.
7. Некогда мой учитель Вьяса, сын мудреца Парашары совершал
аскезу на берегу реки Сарасвати с некоторым умственным
возбуждением.
8. Божественный мудрец Санаткумара случайно проезжал мимо на
вимане (божественной воздушной колеснице), сияющей как солнце, и
его заметил мой учитель.
9. Выйдя из своего созерцания (прервав созерцание) мой учитель
увидел сына Брахмы. Тогда мудрец поклонился в благоговении.
10. Он предложил аргхью (воду для омовения рук) и сидение,
подобающее божественной природе мудреца. Будучи удовлетворенным,
божественный мудрец обратился к моему смиренному учителю с
глубокомысленными словами.
Санаткумара сказал:
11. О мудрец, тебе следует медитировать на истинный объект.
Великий Бог Шива тогда может быть увиден и реализован
(постигнут). Но почему (по какой причине) и для чего совершаешь
ты здесь тапасью (аскезу) в одиночестве (без слуг и учеников)?
12-14. Когда Санаткумара сказал это, мудрец Вьяса раскрыл ему
свою цель: "По милости божественных старших (иерархов), как ты,
я уже почти утвердил в мире четыре пути - Дхарму, артху, каму и
мокшу, строго следуя пути Вед. Я стал учителем всех. Но
удивительно то, что до сих пор знание пути спасения
(освобождения) так и не просияло во мне. Я совершаю аскезу ради
освобождения, но не знаю, как его достичь".
15. О превосходные брахманы, когда мудрец Вьяса сказал ему об
этом, всезнающий божественный мудрец Санаткумара поведал ему
надежный способ достижения освобождения.
16. Это и были уже имевшиеся в виду три способа, соответствующие
ведическому идеалу, а именно: шравана, киртана и - как наиболее
эффективная - манана.
17. Некогда и я, смущенный другими вещами, совершал великую
аскезу на горе Мандара.
18-19. По воле Шивы, (Его) божественный служитель (гана)
Нандикешвара прибыл туда. Этот прекрасный повелитель ганов
(служителей Шивы), свидетель всего, с любовью поведал мне о
превосходных способах (достижения пути) спасения: шраване,
киртане и манане, полностью согласующихся с идеалами Вед.
20. Поэтому, о святой мудрец, это три способа (достижения)
спасения, дарованные Самим Шивой. Пожалуйста, практикуй их," -
так он посоветовал Вьясе.
21. Сказав это Вьясе, сын Брахмы поднялся на виману в
сопровождении своих спутников и возвратился в свой сияющий и
благоприятнейший мир.
22-23. Так, вкратце рассказал я вам этот старинный случай.
Мудрецы сказали:
"О Сута, ты поведал о шраване и т.д. - о трех способах
(достижения) освобождения. Если же кто-либо не в состоянии
практиковать (все) эти три (способа), что он должен делать ради
обретения освобождения? Есть ли такой обряд (практика),
посредством совершения которого станет возможным освобождение
без напряжения и беспокойства?"
Начало...
Глава 3-я...
Глава 5-я...
|