Шива Махапурана - постигаемое
ВИДЬЕШВАРА-САМХИТА
ГЛАВА 3-я. (Обсуждение Постигаемого и смысла
постижения)
Обсуждение Постигаемого
1. Выслушав слова Суты, великие мудрецы сказали: "Пожалуйста,
поведай замечательную Пурану, полностью разъясняющую сущность
Веданты".
2. Весьма довольный просьбой мудрецов, Сута, помедитировав
(некоторое время) на Шиву, сказал им:
Сута сказал:
3. Размышляя о Шиве, свободном от пороков, да будете все вы
внимать этой "Шива Пуране", лучшей среди Пуран, что разъясняет
сущность Вед.
4-5. Три (вещи) - бхакти (преданность), джняна (знание) и
вайрагья (отречение, непривязанность) - провозглашены в качестве
объекта, который можно постичь лишь с помощью Веданты, описаны
особо.
6-8. Пусть все слушают Пурану, воплощающую в себе сущность Вед.
Прежде, когда множество кальп пронеслись, а эта кальпа началась
с процесса творения, великих спор произошел среди мудрецов
(риши) трех кланов, что придерживались различных взглядов в
отношении того, что считать великим (важнейшим), а что нет. Они
приблизились к создателю Брахме, чтобы спросить
его о вечном и неизменном.
9-12. Все они с руками, сложенными в почтении, обратились со
словами, выражающими смирение: "Ты воистину Создатель всей
Вселенной, причина всех причин. Кто та Сущность, что старше всех
таттв (принципов бытия), величайшая из величайших?"
Брахма сказал:
"Та сущность, о которой невозможно даже говорить - (Тот), к Кому
невозможно приблизиться даже в уме; Тот, от Кого произошла вся
эта Вселенная (вместе) с Брахмой, Вишну, Рудрой и Индрой, равно
как со всеми элементами и со всеми органами чувств, появился
вначале всего. Он - Господь Махадева, Всеблагой Владыка
вселенной. Он может быть реализован через высочайшую преданность
и ни через что-либо еще.
13. Рудра, Хари, Хара и другие повелители дэвов всегда жаждут
узреть Его, движимые великой преданностью.
14. Какая польза в многословном утверждении (этого)? Каждый
достигает освобождения благодаря одной лишь преданности Шиве.
Преданность Божеству - вот, что необходимо для Его милости, а
Его милость изливается благодаря преданности, так же как семя
дает рождение побегу, а побег производит семена.
15. Поэтому, брахманы, все вы снизошли на землю ради
удовлетворения Господа. Вам надлежит совершить жертвоприношение
продолжительностью в тысячу лет.
16. Лишь по милости Шивы, который будет главенствующим Божеством
в этом жертвоприношении, этот смысл постижения Постигаемого
может быть реализован и то, что является сущностью Видьи
(Знания) - (мистического Знания), содержащегося в Ведах, (может
быть познано)".
Мудрецы сказали:
17. "Кто этот Постигаемый? В чем заключается великий смысл
постижения? Какого характера совершающий обряды? Пожалуйста,
разъясни это точнее".
Брахма сказал:
18. "Достижение мира Шивы и есть Постигаемое. Смысл постижения
заключается в служении, обращенном к Нему. Садхака (совершающий
обряды и другие практики) есть тот, кто свободен от желания -
даже от желания проведения (обряда), который рассматривается как
результат Его милости.
19. Обряды, упоминаемые в Ведах, должны совершаться ради плодов,
посвящаемые Ему. Тогда через салокья (достижение Его мира) он
(т.е. садхака) достигнет стоп Великого Господа.
20. Все достигают великого плода в соответствии с уровнем,
достигаемым в преданности. Пути достижения этих уровней
многочисленны и разъяснены самим Ишей (Владыкой).
21. Я сообщаю о том же вкратце и разъясняю вам сущностный смысл.
Слушание восхвалений Шивы, прославление Его всевозможными
словами и размышление о Нем в уме - эти (три вещи) представляют
собой величайшие из предназначений. Махешвара - объект слушания,
прославления и созерцания (медитации).
23. Так, Шрути (Откровение, Веда) - наш авторитет. Прибегая
(обращаясь) исключительно к этому великому средству, все вы
(уверенно) достигнете Постигаемого.
24. Принимая во внимание зримые вещи, люди видят своими глазами
и начинают действовать. Интересуясь невидимым повсюду, они
познают (это) через уши и (так) активизируют себя.
25. Поэтому шравана (слушание) - первый принцип. Разумный ученик
должен слушать устное разъяснение учителя и (только) затем
практиковать другие принципы - киртана (воспевание) и манана
(размышление).
26-27. Когда практикуют хорошо все средства вплоть до мананы,
Шива-йога (единение с Шивой) постепенно достигается, как
результат через салокья (обретения Его мира) и др. Все
недостатки тела устраняются и реализуется высшее блаженство. В
действительности - это (поначалу) мучительный и неприятный
процесс, но затем во всем он становится благоприятным от начала
и до конца.
Начало...
Глава 2-я...
Глава 4-я...
|