Мандукья упанишада
Веда – Атхарва, группа упанишад – чистая веданта
1. Ом! Этот звук – все это. Вот его разъяснение: Прошедшее,
настоящее, будущее – все это и есть звук Ом (Аум). И то прочее,
что за пределами трех времен, – тоже звук Ом.
2. Ибо все это – Брахман. Этот Атман – Брахман. Этот Атман имеет
четыре стопы.
3. [Находящаяся в] состоянии бодрствования, познающая внешнее,
из семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая грубое,
вайшванара [вот] первая стопа.
4. [Находящаяся в] состоянии сна, познающая внутреннее, из семи
членов, из девятнадцати ртов, вкушающая тонкое, тайджаса – [вот]
вторая стопа.
5. Когда уснувший не имеет никакого желания, не видит никакого
сна, – это глубокий сон. [Находящаяся в] состоянии глубокого
сна, ставшая единой, пронизанная лишь познанием, состоящая из
блаженства, вкушающая блаженство, чье лицо – мысль, праджня –
[вот] третья стопа.
6. Это всеобщий владыка, это всезнающий, это внутренний
правитель, это источник всего, начало и конец существ.
7. Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей
обоих, не пронизанной [лишь] познанием, [не являющейся] ни
познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуловимой,
неразличимой, немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения
единого Атмана, растворением проявленного мира, успокоенной,
приносящей счастье, недвойственной – считают четвертую [стопу].
Это Атман, это надлежит распознать.
8. Это Атман в отношении к звукам, звук Ом (Аум) в отношении к
частям. Стопы [Атмана] – части, и части – стопы: звук "а", звук
"у", звук "м".
9. Состояние бодрствования, вайшванара – звук "а", первая часть
из-за достижения или же – первенства. Поистине, кто знает это,
достигает [исполнения] всех желаний и бывает первым.
10. Состояние сна, тайджаса – звук "у", вторая часть из-за
возвышения или же – обоюдности. Поистине, кто знает это,
возвышает непрерывность знания, бывает равным, в его роду не
бывает не знающего Брахмана.
11. Состояние глубокого сна, праджня – звук "м", третья часть
из-за изменения или же – поглощения. Поистине, кто знает это,
измеряет все сущее и поглощает [его в себе].
12. Не имеет частей четвертое [состояние] – неизреченное,
растворение проявленного мира, приносящее счастье,
недвойственное. Так звук Ом и есть Атман. Кто знает это,
проникает [своим] Атманом в [высшего] Атмана.
Комментарии:
Ом! Этот звук – все это
ОМ есть звуковой эквивалент Реальности, вибрация, которая
позволяет, через практику этой мантры, обрести состояние знания
Реальности, а значит и постижение всего, что только существует -
есть форма Абсолюта, иначе называемая Шабда Брахман.
Прошедшее, настоящее, будущее – все это и есть звук Ом (Аум). И
то прочее, что за пределами трех времен, – тоже звук Ом.
Поскольку время возникает и действует только в относительном
измерении, то ОМ-кара (слог ОМ) включает в себя три формы
времени и одновременно превосходит их, так как обладает высшей
потенциальностью, соединяющей Этот звук с планом Абсолютного
бытия. Практик, раскрывший в результате настойчивого повторения
(джапа)данной мантры, сущность этой высшей вибрации - выходит за
границы времени и обретает бессмертие, его сознание становится
непрерывным.
Ибо все это – Брахман. Этот Атман – Брахман.
Утверждается единство высшего духовного принципа в человеке -
Атмана с абсолютным принципом духовного мира - Брахманом,
пребывающим вне каких-либо ограничений (синоним Абсолюта)
Этот Атман имеет четыре стопы.
Часто встречающийся образ и символ - стопа, как аспект Пути и
принцип познания мира, а также как опора, основа любого опыта.
Эта идея лежит в основе почитания стоп гуру, которые есть чистая
форма сознания или "лотосовые стопы". Ритуал, жест почитания -
прикладывание стоп мастера йоги к голове ученика - есть
символический акт прикосновения сознания мудреца к
непросветленному уму почитателя, дабы обрести в будущем качества
чистого разума.
[Находящаяся в] состоянии бодрствования, познающая внешнее, из
семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая грубое, вайшванара
[вот] первая стопа.
Вайшванара - "грубый" жизненный огонь, который служит для
переваривания материальной пищи, а также этот аспект проявляется
как форма ума в состоянии бодрствования (джаграт).
[Находящаяся в] состоянии сна, познающая внутреннее, из семи
членов, из девятнадцати ртов, вкушающая тонкое, тайджаса – [вот]
вторая стопа.
Теджаса - форма сознания (светоносная ментальная сила), которая
в состоянии сна со сновидениями (свапна) порождает видения и
образы снов. Эта сила разума, направленная на внутренний опыт,
тонкий (астральный) план ума, постижение содержимого опыта,
полученного в бодрствовании.
Когда уснувший не имеет никакого желания, не видит никакого сна,
– это глубокий сон.
[Находящаяся в] состоянии глубокого сна, ставшая единой,
пронизанная лишь познанием, состоящая из блаженства, вкушающая
блаженство, чье лицо – мысль, праджня – [вот] третья стопа.
Сон без сновидений (сушупти), вне образов и каких-либо видений,
есть проявление бесформенного состояния сознания, в котором
поверхностный ум погружен в причину. В этом причинном теле
(каузальном плане) ум растворен в природе сознания и все
индивидуальные качества и признаки находятся в виде тонких
самскар, скрытых причин. Поскольку в сознании нет возмущений -
энергия порождает состояние блаженства, исходящего из природы
энергии собственного разума. Наслаждение является следствием
раскрытия "тела блаженства" (ананда-майи).
Это всеобщий владыка, это всезнающий, это внутренний правитель,
это источник всего, начало и конец существ.
Атман (Брахман) пребывает в основе всех вещей и управляет ими,
поскольку Он есть глубинная основа - Он знает все вещи в их
природе. Из Атмана (Брахмана) проистекают все явления и
материальные объекты и в Нем они растворяются.
Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей
обоих, не пронизанной [лишь] познанием, [не являющейся] ни
познанием, ни не-познанием...
Четвертая стопа не является аспектом ментального познания
внешнего или внутреннего мира, Она не зависит от относительного
опыта и полностью самодостаточна, не может измениться как-либо в
результате получения или накопления знаний. Поэтому, если
кто-либо стремится за относительным знанием о мире - не
прозревает чистую сущность лежащую за пределами постижения и
ментального познания. Знание Атмана совершенно особая форма
Знания. Оно может быть получено вне логического постижения
обычного кармического ума.
...невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой,
немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения единого Атмана,
растворением проявленного мира, успокоенной, приносящей счастье,
недвойственной – считают четвертую [стопу].
Это Атман, это надлежит распознать.
Указание на необходимость получения этого высшего опыта, Знания
возникающего из постижения природы Атмана. Без такого
переживания нет никакой Реализации и не может быть достигнуто
Освобождение от страданий. Без знания Единства в Атмане, мир
будет продолжать оставаться двойственным и разобщенным.
Это Атман в отношении к звукам, звук Ом (Аум) в отношении к
частям. Стопы [Атмана] – части, и части – стопы: звук "а", звук
"у", звук "м".
Состояние бодрствования, вайшванара – звук "а", первая часть
из-за достижения или же – первенства. Поистине, кто знает это,
достигает [исполнения] всех желаний и бывает первым.
Состояние сна, тайджаса – звук "у", вторая часть из-за
возвышения или же – обоюдности. Поистине, кто знает это,
возвышает непрерывность знания, бывает равным, в его роду не
бывает не знающего Брахмана.
Состояние глубокого сна, праджня – звук "м", третья часть из-за
изменения или же – поглощения. Поистине, кто знает это, измеряет
все сущее и поглощает [его в себе].
Не имеет частей четвертое [состояние] – неизреченное,
растворение проявленного мира, приносящее счастье,
недвойственное.
Это символическое соответствие состояний сознания, звуков мантры
и ступеней духовного опыта - образно указывает на тонкие
взаимодействия энергий и сознания индивидуума в процессе
мистической практики постижения высших аспектов Реальности.
Глубоко размышляя над этими идеями, адепт сосредотачивает свой
ум на тончайшем исследовании психический процессов сознания в
состоянии медитации.
Так звук Ом и есть Атман. Кто знает это, проникает [своим]
Атманом в [высшего] Атмана.
Знание, что священный слог "Ом" и есть трансцедентный Атман
может быть лишь интеллектуальным, а потому, оно еще не означает
истинного проникновения в природу Духа (Атман). Отсюда, лишь
тот, кто проникает своим разумом в духовный Атман - истинно
знает Это (Абсолют)
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|