Сарвепалли Радхакришнан - проблема глобализации
С.Л. Бурмистров
Часть 2
Проблема западного человека
5. Вряд ли нужно специально объяснять, сколь велика в
современном обществе роль средств массовой информации. По сути
дела, реальная картина происходящих в мире и в собственной
стране событий нам неизвестна, нам известна лишь та картина
процессов и событий, которая дается нам через ТВ или газеты, а
это, согласитесь, далеко не одно и то же. Именно это позволило
Виктору Пелевинув своем знаменитом
« Generation П » изобразить общество, управляемое некой
секретной организацией при помощи искусно сконструированных
мифологем и образов, распространяемых и внедряемых в сознание
масс через ТВ.
Какой облик принимает «на экране телевизора» фигура типичного
представителя западной цивилизации? Первое, что прямо-таки
бросается в глаза, — это его крайний индивидуализм. Западный
человек озабочен в первую очередь самоутверждением, иногда даже
в ущерб другим людям. Он стремится максимально упрочить свое
собственное положение в этом неустойчивом мире, для чего
старается окружить себя вещами, доступными прежде всего (в
идеале — только) ему. Это порождает то, что в европейской
литературе названо consumerism, или цивилизация потребления.
Потребительское отношение к миру обусловливает формирование
специфического морального облика западного человека, для
которого характерны безрелигиозность (ибо бог никак объективно
не помогает человеку преуспеть в этом мире), нравственный
конвенционализм (перефразируя Чехова, «жульничать в картах
нельзя не потому, что это нехорошо, а потому, что за это съездят
по физиономии подсвечником») и восприятие другого человека, а в
итоге — и самого себя как объекта среди объектов, который может
иметь ценность «для меня» лишь постольку, поскольку он «для
меня» материально полезен, то есть способен обеспечить «мое»
физическое выживание. Идеальным выразителем этой парадигмы стал
Л. Рон Хаббард, положивший понятие жизнестойкости в основу совей
идеологической системы.
Крайний индивидуализм
Крайний индивидуализм и consumerism, основанный на радикальном
недоверии к другим людям и вытекающих из него презрении и
ненависти к ним, проявляется не только в жажде потребления, не
только в стремлении to keep up with Jones, но и в специфике
самого процесса потребления. Человек окружает себя личными
предметами — и не потому, что это объективно удобнее или
выгоднее, а, видимо, по совсем иным причинам: человек покупает
себе собственную машину — и в итоге часами мается в пробках, но
зато он мается в своей машине; он приобретает мобильный
телефон — и платит за его обслуживание немалые деньги, но зато
это его и только его телефон; он обзаводится персональным
компьютером — и одновременно головной болью с программным
обеспечением, вирусами, ремонтом и т. д., не говоря уже о том,
что большие машины обладают много большей памятью,
быстродействием и прочими параметрами, чем какой-то там ПК, но
большую машину к себе в квартиру не поставишь, а персональный
компьютер — на то и персональный , что может быть собственностью
одного индивида.
Разумеется, что в массовом сознании наряду и параллельно с
культом потребления имеет место и весьма критическое к нему
отношение, расценивающее индивидуализм и потребительствокак
нечто, противоречащее подлинной природе человека и разрушающее
ее. Эта тенденция к критике западного мироустройства началась,
собственно, уже с К. Маркса и была продолжена впоследствии
такими личностями, как Ницше, Хайдеггер, Ясперс, философы
Франкфуртскойшколы, Ролан Барт, Бодрийяри др.
Феномен глобализации
6. Однако феномен глобализации, обусловленный в первую очередь
развитием транспорта и коммуникаций и породивший углубление и
интенсификацию межгосударственных, межэтнических и т. п. связей,
все же имеет место, хотя много было людей (таких, как
О. Шпенглер), которые предрекали скорую гибель европейской
цивилизации, из которой глобализация берет начало. В связи с
этим возникает вопрос: какими чертами обладает европейский
человек, что построенная им цивилизация не только не погибла, но
и продолжает усиливать свое влияние на весь мир? Для
представителей неевропейских культур этот вопрос формулируется
несколько иначе: какие психологические черты должен развить в
себе представитель данной культуры, чтобы успешно конкурировать
с европейцем за место на Земле и при этом самому не превратиться
в европейца и сохранить свою культурную самобытность?
Из этого вопроса — в поисках ответа на него — возник и другой,
более общий: как вообще возможна глобализация? Что есть у разных
культур общего, что позволяет им взаимодействовать друг с другом
и заставляет конкурировать? А этот второй вопрос влечет за собой
и третий: что дальше? К какому положению придет мир в процессе
глобализации?
7. Для Сарвепалли Радхакришнана проблема взаимодействия культур
стала актуальной еще с тех времен, когда он был студентом
христианского миссионерского колледжа, преподаватели которого
прививали индийцам презрение к своей культуре и стыд за нее.
Это, естественно, породило у него желание доискаться истины:
каковы же действительные законы взаимодействия культур и
действительно ли индийская культура достойна того пренебрежения,
с которым относились к ней христианские миссионеры?
Начало...
Продолжение...
|