Змеиная сила. Артур Авалон. Часть
12
Это главная Таттва, потому что она
пропитывает все инструменты, является вместилищем всех Санскар
(отпечатков), кармических тенденций и в Санкхье считается
местопребыванием памяти. Это - мыслящий принцип, формирующий
концепции или общие действующие идеи, действующие через
Ахамкара, Манас и Индрии. В деятельности чувств главный - Манас,
в деятельности Манаса главный фактор - Ахамкара, а в
деятельности Ахамкара главное начало - Буддхи. Во всех них, как
в инструментах, действует Буддхи, а изменения в Буддхи
происходят через органы физических чувств. Буддхи - основа всех
познавательных способностей, ощущений и решений, и передающее
все объекты восприятия дальше, Пуруше - т. е. сознанию. Поэтому
и говорится, что Буддхи, чья функция определять,- возница;
Манас, чья функция Самкалпа-Викалпа - это поводья, а сами
чувства - это кони. Джива - получающий удовольствие (Бхокта).
Атма сочетается с телом, чувствами, Манасом и Буддхи. В Буддхи
преобладает Саттва Гуна, в Ахамкара - Раджас, а в Манасе,
Индриях и других объектах - Тамас. Читта в специальном смысле
есть та сила (Вритти), посредством которой ум сначала взывает к
способности памяти (Смаранам), через которую проявляется
Анубхава или Пратьякша Джнана - непосредственная познавательная
способность. Эта память существует только для того, чтобы
проявить действующую Анубхаву.
Для воспоминания находится эквивалент и ничто никогда не
теряется из того, что было предварительно познано. Воспоминание
только призывает опять Синта, ту способность, посредством
которой поток мыслей приковывает внимание субъекта, и он думает
и созерцает нечто вызванное из памяти, предварительно уже
известное и определенное с помощью Буддхи. Для такой медитации
мысленно вызывают вновь прошлые восприятия и идеи, фиксируя ум
на них. Согласно Веданте, Буддхи определяет только однажды, а в
последствии размышление об определенном ментальном объекте - это
способность отдельной ментальной функции, называемой Читта.
Санкхья, чтобы не увеличивать количество категорий,
рассматривает и память, и Синта как функции Буддхи. А в
"Шат-Чакра Нирупана" термин Читта употребляется для обозначения
основной функции ума, как синоним антахкарана. Суммировать
функции тонкого тела можно так: объекты чувств (Бхута,
происходящие от Танматр), производят чувства (Индрии),
воспринимаемые Манасом, передаваемые к самому "Я" (Ахамкара) и
определяемые Буддхи.
Буддхи освещается светом сознания, Чит, которое и есть Пуруша.
Все принципы (Таттвы) являются модификациями бессознательной
Пракрити, и все эти Таттвы функционируют для наслаждения Пуруши.
Они не могут рассматриваться как вещи, существующие независимо
друг от друга, но как одинаково наделенные силой духа - Атмы.
Они функционируют не произвольно, а представляют организованное
сотрудничество усилий на службе у радующегося, переживающего
опыт Пуруши. Тонкое тело состоит из 17 частей: Буддхи (включая
Ахамкара), Манас, 10 чувств (Индрии), и 5 Танматр. Санкхья не
делает специального упоминания о Пране или жизненном принципе -
Прана здесь рассматривается как разновидность Антахкарана и
считается включенной в него. Последователи Майявады (учения о
Майе) иногда вместо "Танматра", употребляют "Прана". Джива живет
в своем тонком (ментальном) теле, когда видит сны - это
состояние называется Свапна. Тогда он отвлечен от внешнего мира
объектов (Маха-Бхута) и сознание путешествует в мире идей.
Тонкое тело, или душа, не исчезает, пока не достигается
освобождение. Тогда Дживатма, как сознание, которое кажется
обусловленным, прекращает быть таковым и становится высшим
сознанием или Параматма, Ниргуна Шива.
Поэтому тонкое тело сохраняется при растворении плотного тела,
из которого оно уходит дальше и перевоплощается до самого
освобождения. Линга-Шарира не есть всепроникающее Виндху (ибо в
таком случае оно было бы вечным (Нитья), и не могло бы
действовать (Крийя). Но оно движется и развивается до тех пор,
пока оно не становится всепроникающим (Вибху). Оно должно быть
ограниченным (Парикчинна) и состоящим из атомов (Анупаримана).
Оно косвенно зависит от пищи, и поэтому материальное тело - это
"тело пищи" (Аннамайя). Ум, когда он соединен с плотным телом,
зависит от него. В тонком теле ум порождает Самскары, которые
являются результатом происшедших действий. Тонкое тело -
причина, порождающая плотное тело. Весь процесс эволюции обязан
стремлению к жизни и к наслаждению, которая - результат Васана,
мирового желания, переходящего из одной жизни к следующей жизни
в Самскарах или впечатления, производимого на тонкое тело
Кармой, которой руководит Ишвара. "Я" не только наделено
способностями тонкого тела, но плотными объектами наслаждения,
для проявления в которых предназначены эти способности. Поэтому
оно воплощается в бытии как проекция Силы Сознания, как плотное
материальное тело, называемое Стхула-Шарира. Слово Шарира
происходит от корня "Шр" - "гнить". В плотном теле каждое
мгновение происходят молекулярные рождение и смерть до тех пор,
пока Прана, жизненная сила, не покидает тело, которое
растворяется.
Тогда душа (Дживатма) покидает тело и больше не интересуется им.
Нет воскрешения в том же самом теле - оно разрушается, а Джива
перевоплощается в новое тело, которое тем не менее, подобно
последнему, должно испытывать действие его Кармы. Стхула Шарира
с тремя Дошас, с шестью Коша, семью Дхату, десятью огнями и т.
п. - это постоянно умирающее тело, состоящее из смешения пяти
форм плотной чувствующей материи (Маха-Бхута), которая гниет и,
наконец, при смерти разлагается на свои составные части.
[Гниение и умирание - это две из шести Урмис, которые с голодом
и жаждой, горем и неведением - характерные черты этого тела.
("Прапанчасара Тантра", 2.).] Веданта называет это "телом пищи"
(Аннамайя-коша), потому что оно поддерживается пищей,
превращающейся в лимфу, кровь, мясо, жир, кости, слизь и семя -
компоненты плотного организма. Джива обитает в этом теле,
находясь в бодрствующем состоянии. Согласно западной науке,
человеческое физическое плотное тело состоит из нескольких
основных химических компонентов, из которых вода составляет две
трети общего веса.
Эти компоненты состоят в свою очередь из более простых
химических элементов, из которых на первом месте кислород, потом
водород, углерод, азот, кальций и фосфор. Нужно было бы сделать
и еще шаг дальше, хотя неразрушимость химических элементов и
атомов до настоящего времени2 считалась практической истиной, но
некоторые хорошо известные эксперименты 3 напоминают древние
идеи о единой изначальной субстанции, к которым в принципе могут
быть сведены все различные химические элементы. В этом
заключается и до сих пор осмеиваемая возможность превращения
элементов друг в друга, поскольку каждый из элементов является
лишь одним из проявлений лежащего за ними единого первоистока.
Современные изыскания показывают, что эта первичная субстанция
не может быть "материей" научных представлений - той материей,
которая имеет массу, вес и инерцию. Согласно этим новейшим
гипотезам материя, будучи "дематериализованной", и оказывается
чем-то таким, что в сущности отличается от материи, доступной
органам чувств. Эта первичная субстанция - Эфир в состоянии
движения. Краткое изложение этой гипотезы таково: первичный и
простейший физический фактор, из которого возникла Вселенная,
это движение вовне и вовнутрь в некоей субстанции. Субстанция -
это "эфир", который не тождественен "материи".
Идея о движении в этой субстанции берет начало в реалистической
теории о природе материи. Материя вначале едина, что не
противоречит дальнейшему многообразию ее форм. Этот первичный
элемент в конечном счете однороден, и различия в разнообразных
видах материи зависят от различия в движениях первичных частиц,
происходящих от их комбинаций. Взяв такое единство в качестве
основания, можно предположить, что такая единая форма может
переходить в любую другую. Описываемая здесь индийская теория
совпадает с западными идеями, к которым мы обращаемся; в
частности, идея о том, что материя, имеющая вес и массу,
существует не всегда, и что это не единственная форма материи; и
что есть еще некоторые формы движения или силы,- их пять,-
которые производят плотную материю и которые доходят до уровня
эфира. Однако этот "эфир" и Акаша не тождественны. Если эфир -
это некая первичная субстанция, которая не является материей,
имеет вибрационное движение и может передавать через себя свет,
то Акаша - это одно из плотных проявлений Изначальной Силы. Это,
в сущности, вибрация субстанции Пракрити, ее проявленная форма,
в которой может быть наблюдаемо действие других сил. Поэтому
Акаша не первичен, а происходит от сверхчувственной Танматры с
ее качеством (Гуна), посредством которой Акаша действует на
чувства.
Эта Танматра сама произошла из ментального принципа "Я", или
личного сознания, возникающего из сверхличного сознания Дживы
(Буддхи), которое в свою очередь эманирует из Изначальной Силы,
Пракрити-Шакти, причины и основания всех форм "материальной"
силы или вещества. За обеими, и материей и умом, находится
высшая творящая энергия, которая - причина Вселенной и самого
чистого сознания. Материя действует на Дживу пятью различными
пу" тями, возбуждая в нем ощущения запаха, вкуса, зрения,
осязания, чувствования и слуха. Как уже объяснялось, Танматры
сверхчувственны, будучи абстрактными качествами, в то время как
чувства получают их вибрации только в частных объектах. Эти
частные чувства получаются из общих, универсальных. Из
Шабда-Танматры и из комбинации последней с другими Танматрами
возникают плотные Бхута, которые, как физические вещи, постижимы
чувствами. Это близко к тому, что является в западных
представлениях чувственно воспринимаемой материей.
Начало... Часть
11...
Часть 13...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|