Змеиная сила. Артур Авалон.
Часть 15
Физический объект называют грубым объектом, а ментальное
впечатление называют тонким объектом. Но около объекта находится
ум, который воспринимает его. Из этого следует, что ум имеет два
аспекта, в одном из которых - воспринимающий, а в другом -
воспринимаемое в форме ментальной формации (Вритти), которая
предшествует своей внешней проекции и затем следует как
впечатление, произведенное в уме посредством чувствования
грубого физического объекта. Ментальное впечатление и физический
объект полностью соотносятся, потому что хотя физический объект
и есть фактически, но прошедшая через него проекция космического
воображения имеет такую же реальность, как и ум, не более и не
менее. В уме есть оба: познающий и познаваемое, зрящий и зримое.
Когда ум воспринял объект, он трансформирует его в очертания
этого объекта. Так что ум, думающий о божественном, которое он
почитает, в конце концов при продолжительной направленности на
это трансформируется в подобие этого божества. Тот, кто долго
занимает свой ум образом избранного Дэвата, тот становится таким
же чистым, как и Дэвата. Это - фундаментальный принцип
Тантрической Садханы, практики. Воспринятый объект называется
Артха - термин, происходящий от корня "ри", который означает
"достигать, знать, радоваться". Артха - это то, что познано и
поэтому является объектом радости.
Ум, как Артха в форме ментального впечатления, есть рефлексия
внешнего объекта или (плотного Артха). Артха это как внешний
объект, так и внутренняя тонкая ментальная форма, которая
соотносится с ним. Этот аспект ума, который познается,
называется Шабда или Нама (имя), а тот аспект, в котором он сам
является своим собственным объектом или познаваемым, называется
Артха или Рупа (форма). Внешний физический объект, становящийся
впечатлением в индивидуальности, также Артха или Рупа, а речь -
это внешний Шабда. Субъект и объект в аспектe Мантры - это Артха
и Шабда. Эти термины соответствуют ведантическим Нама и Рупа,
или мысли и мыслеобразу. По словам Веданты, все творение - это
Нама и Рупа. Ум - это сила, функция которой различать и
идентифицировать. Так же как тело бывает причинным, тонким и
плотным, так и Шабда (звук) имеет четыре состояния (Бхава):
Пара, Пашйанти, Мадхьяма и Вайкхари (термины, которые будут
объяснены в 5 главе).
Пара-звук существует при дифференциации Маха-Бинду великой
творческой воли перед началом проявления. Это неподвижный
первичный звук Кундалини в телесном центре Муладхара. Тот его
аспект, в котором он начинает двигаться (хотя это и не какое-то
отдельное движение), называется Пашианти, и его место
перемещается от Муладхары к Манипуре. Этот звук ассоциируется с
Манасом и это первое движение бывшего неподвижным звука в его
Ишвара-аспекте. Мадхьяма-звук ассоциируется с Буддхи. Это звук
Хираньягарбха, Шабда, устремляющийся из Пашйанти к сердцу.
Мадхьяма - это внутреннее "наименование", производимое познающим
аспектом ментального движения, и Артха, или тонкий объект,
принадлежащий ментальному тонкому телу. Восприятие зависит от
различия и идентификации.
В восприятии та часть ума, которая идентифицирует и различает,
или познающая часть - это тонкий звук, а та часть, которая
принимает очертания предмета (форма, соответствующая внешней
вещи) - это тонкий Артха (объект). Восприятие объекта -
следствие стимулирующей функции ума в его двойном аспекте, как
Шабда и Артха, находится в нерасторжимой связи между познающим и
познаваемым. Оба принадлежат тонкому телу. В творении первым
проявляется Мадхьяма-звук. В этот момент нет никаких внешних
Артха (объектов). Тогда космический разум проецирует этот
Мадхьяма Артха в мир чувственного опыта и проявляет его в
произносимой речи. Последний, Вайкхари-звук - это речь,
возникающая в горле и исходящая изо рта. Это Вират-Шабда,
поэтому Вайкхари-звук порождается языком и вызывается плотным
объектом, который обозначается с помощью языка. Он принадлежит
грубому телу Мадхьяма-звука, т. е. ментального движения или
идеации в его познающем аспекте. Мадхьяма-Артха - это ментальное
впечатление о грубом объекте. Внутреннее движение мысли в ее
аспекте Шабдартха (получившее образ) и рассматриваемое в его
аспекте узнавания (Шабда) и как тонкий объект знания (Артха)
принадлежат тонкому телу. Причина их обоих - это, во-первых,
общее движение по направлению к особой идеации, из неподвижной
причины, Пара-звука или высшей речи.
Таким образом две формы внутренней или скрытой речи, причинная и
тонкая, ведут к разговорному языку. Внутренняя форма идеации
состоит из тонкого и произнесенного звука - грубого аспекта
Мантры, которая - проявление Шабда-Брахмана. Плотный звук,
называемый Вайкхари, или произнесенная речь, и плотный Артха -
физический объект, выраженный в этой речи,- это проекция в мир
грубого чувственного восприятия более тонких Шабда и Артха через
изначальную активность Шабда-Брахмана. Поэтому в плотном
физическом мире Шабда означает язык, т. е. предложения, слова и
буквы - выражение идей и суть Мантры. В тонком ментальном мире
Мадхьяма соответствует уму, который является и познающим, и
тонким ментальным объектом его познания, Артха. Это подобно
состоянию сна: как Пара-звук есть причинный сон, а Вайкхари -
бодрствующее состояние. Ментальный Артха - это Самскара,
впечатление, отложившееся в тонком теле от прошлого опыта,
которое снова проявляется, когда Джива пробуждается к миру
опыта, и снова вспоминает о своем опыте, временно утерянном в
космическом сне без сновидений, который и есть растворение
(Маха-Пралайя). Из чего возникает эта Самскара? Как действие,
она должна иметь причину.
Эта причина - Шабда, тонкое или плотное имя, соответствующее
этому особому Артха (образу). Когда слово "Гхата" (сосуд)
произнесено, это вызывает в уме изображение самого объекта, так
же как и представление об этом объекте. В состоянии
Хираньягарбха звук, как Самскара, работает чтобы вызвать
ментальные изображения. Целое - это звук и образ, имя и форма.
Оба они неразлучно вместе. Нет звука без образа и образа без
звука. Греческое слово "Логос" также обозначает и мысль и слово.
Так проявляется двойная линия творения - звук и образ, идея и
язык вместе с их объектами. Слышимая речь или внешнее проявление
звука служит для творения звука. Образ творения является
внутренним или внешним объектом, видимым ментальным или
физическим зрением. Из космической начальной точки творения ум
исходит первым, а из него развертывается физический мир,
согласно созревшим Самскарам (отпечаткам), которые ведут к
существованию проявленной Вселенной. Поэтому ментальный образ
предшествует физическому образу, который является эволюцией
ментального образа в плотную материю. Это ментальное состояние
соотносимо с состоянием сна, когда человек живет только в
ментальном мире. После творения, которое соответствует
пробуждению к состоянию бодрствования, для индивидуальности
возникает параллелизм имен и объектов. Произнесенная речь -
проявление наименования или мысли. Эта мысль - движение,
одинаковое в людях всех рас. Когда англичанин или индиец думает
об одном и том же объекте, изображение этого объекта у них
одинаковое, вызываемое самим объектом или произнесением его
имени.
Может быть по этой причине читающий мысли, чей мозговой центр
находится в связи с центром другого человека, может читать
скрытую речь,
т. е. мысль того, чью разговорную речь он не может понимать, так
как хотя движение мысли одинаково у всех людей, а выражение ее
как Вайкхари-Шабда различно. Согласно библейской легенде, так
было до смешения языков, происшедшего у Вавилонской башни. И
разве это не так, если мы делаем вывод, что различие во внешней
речи возникает от различия рас, проявившихся со временем? Если
бы инструменты и условия, которые обнаруживают мысль в форме
речи, были теми же самыми для всех людей, тогда и язык был бы
один. Но в настоящее время этого нет. Различны расовые
характеристики и физические условия, такие как разная природа
голосовых органов, климат, наследственность и т. д. Но для
каждого отдельного человека, говорящего на каком-либо языке,
произнесение имени какого-либо объекта есть грубое выражение
движения его внутренней мысли. Такое произнесение вызывает это
движение и порождает впечатления. Оно вызывает идею, а идея -
это сознание, как ментальная операция. Эта операция может быть
так усилена, что и сама становится творческой. Это - Мантра
Чайтанья.
Из вышесказанного понятно, что когда говорится о том, что
"буквы" находятся в шести телесных центрах, то не нужно понимать
это как абсурдное утверждение, что буквы имеют письменную форму
или форму произнесенного звука, который слышим ухом. Буквы в
грубом смысле могут проявляться только в речи и письме. Это
должно быть ясно, хотя точнее изложить это довольно трудно.
Вообще нет более сложной темы, чем Мантра-Видья, вне зависимости
от того, рассматривать ли ее в целом или в связи с каким-то
отдельным конкретным вопросом. Нужно все время остерегаться,
чтобы не попасть в ловушку, пытаясь предписывать это как методы
для реализации в полном смысле этого термина. Сложность
увеличивается и существованием некоторых различий в текстах.
Так, иногда Дэвата Муладхары - Ганеша, а в "Шат-Чакра Нирупана"
это Брахма. Кроме того, там же говорится, что Дакини в Муладхаре
- Дэвата Асти-дхату (костной субстанции). Когда йог сидит в
предписанной Асане, то кости окружают Муладхару, так как это -
центр тела, и кости располагаются сверху и снизу вокруг Чакры. В
другом тексте здесь помещена Дэви Шакини. Также сказано, что
буквы, находящиеся на лепестках лотоса Муладхара - это Ва, Ша,
Са и Сса. [Обычно в Муладхаре указываются буквы Ва, Ша, Са и Ла.
Согласно другим источникам последняя буква - Са (так передана
буква Са с придыханием - отдельная буква в санскрите. - Прим.
пер.)]
Начало... Часть 14
Часть 16
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|