Главная

Контакты


Курсы Йоги

Консультации

Персонально

Обучение

Астрология

Тантра


Йога в Крыму

Туры за рубеж

Рассылка

Магазин


Библиотека

Фото галерея

Видео


О центре

Отзывы о нас

Поиск по сайту




 






School of Yoga Shambhu
Подписка на рассылку Лесной Школы Йоги

Онлайн запись




курс йоги онлайн

Знание раскрывается постепенно перед тем, кто исследует и практикует принципы Учения. Знание открывается мгновенно перед тем, кто предельно сконцентрировано устремлён к его постижению.

методики йоги

 

 

Философия индуизма тексты по йоге и тантре


Змеиная сила. Артур Авалон.  Часть 14

Пранамайя-коша не разделена на отдельные части, как Бинду или микрокосмическое физическое тело. В отличие от тела она не имеет специальных органов, выполняющих специфические функции. Это - гомогенное единство, представленное в каждой части тела, которую оно одухотворяет, как его внутренняя сущность. Вайю, курсирующие по телу,- проявления самоначавшегося, тонкого, невидимого, всепроникающего начала божественной энергии всякой жизни. Эта энергия называется так потому, что она движется через всю Вселенную. Невидимая сама по себе, она проявляется в своих действиях. Ею определяется рождение, рост и гибель всех живых существ и ее почитают все эти живые существа. Как дыхание жизни, она постоянно присутствует во всех действиях, излучая нервную силу, движущуюся по всему организму постоянными потоками. При нормальных условиях она поддерживает равновесие между различными Доша и дхату, или основными принципами тела. В теле это дыхание жизни, "дуновение" (Вайю) разделяется в своих принципах, называемых Питта и Капха, на пять главных частей согласно различным функциям и той части тела, где эта часть проявляется. Вайю, телесный аспект Праны, вселенская сила жизненной активности, входя в каждую индивидуальность, разделяется на девять функций (Вритти), из которых пять - главные.



Первая, дыхание, имеет то же самое название - Прана, что подразумевает общую функцию вдыхания атмосферного воздуха, входящего в тело своей всепропитывающей жизненностью. На физическом плане Прана проявляется в живом организме как дыхание, в котором вдох - звук "Сах" (Шакти) и выдох - звук "Ха" (Шива). Само же дыхание - это непроизносимая Мантра (Аджапа-Мантра), потому что произнесение этих звуков происходит непроизвольно. ["Нируттара-Тантра", гл. 4. "С Хам-кара это выходит, а с сах-кара - входит. Джива всегда повторяет высшую Мантру Хам-Сах. "См. также об этом "Дхйана-Бинду Упанишада".] Движение Ха и Сах - это божественный поток, проявляющийся на всех уровнях жизни. На земле это движение вдоха и выдоха создано и поддерживается солнцем, и ритм солнечного дыхания - причина человеческого дыхания с его центробежным и центростремительным движениями. Эти движения в человеке повторяет космическое движение Хам-Сах, Шива-Шакти Таттва, которая - душа Вселенной. Солнце не только центр и опора солнечной системы, но и источник всей энергии, имеющейся в распоряжении этой системы, и всей физической жизни на земле. Вместе со светом Солнце излучает и невидимую радиацию, необходимую для всей растительной и животной жизни. Именно эти невидимые лучи, согласно науке, поддерживают тайну всей физической жизни. Солнце как источник света - это тело солнечного божества, великое проявление внутреннего духовного Солнца. Апана - дыхание, направленное вниз, которое тянет Прану и господствует в функции извержения. Самана зажигает телесный огонь и господствует в процессах пищеварения и ассимиляции.

 Вьяна - распространяющая "дыхание", и посредством нее тело подвергается делению и распространению, сопротивляется дезинтеграции и поддерживается вместе во всех его частях; а Удана - восходящее веяние, так называемое "дыхание вверх". Прана находится в сердце, Апана - в заднем проходе, Самана - в пупке, Удана - в горле, а Вьяна пропитывает все тело. Это не означает, что Вайю находится в самом пупке,- она в брюшной области и в ее чакре Манипура. Пять меньших Вайю - это Нага, Курма, Крикара, Дэвадатта и Джнананджайя Вайю, которые проявляются в икоте, закрывании и открывании глаз, пищеварении, зевоте и в той Вайю, которая не покидает даже труп. Функции Праны можно определить следующим образом: вбирание (Прана), выбрасывание (Апана), усвоение (Самана), распределение (Вьяна) и произнесение (Удана). Прана представляет собой не зависящий от воли рефлекс действия организма, Индрии - это аспекты его волевой активности. В том случае если Прану,- т. е. принцип, который оживляет организм на протяжении его жизни,- индивидуализировать, рассматривая как независимый принцип - то это сила, более тонкая, чем та, которая проявляется, как земная материя, которую она оживляет. Иными словами, Атма дает жизнь земному организму посредством Праны, которая - одно из проявлений энергии, проистекающей из Атмы и находится в основании всепроникающей Атмы в форме Шакти. В действительности Атма не имеет состояний, и мы просто говорим образно.

Об этом упоминается в "Maндукья Упанишаде" при объяснении четырех аспектов Брахмана. Чайтанья (сознание в телах) имманентно в индивидуальных и коллективных телах, в плотных, тонких или причинных телах, и в то же время трансцендентно им. Один и тот же Чит проникает и пропитывает все вещи, но ему даются различные названия, чтобы отметить его различные аспекты в Дживе. Чит, будучи неизменен, сам по себе не имеет никаких состояний, потому что состония могут существовать только в продуктах изменяющейся Пракрити-Шакти. Однако в аспекте Дживы существуют различные состояния, которые, формируемые этим же самым Чит, можно назвать состояниями сознания. В проявленном мире сознание проявляется в трех состояниях (Авастха) - бодрствовании, сновидении и сне без сновидений. В бодрствующем состоянии Джива осознает внешние объекты, и это - грубое наслаждение этими объектами посредством чувств. Джива в состоянии, называемом Джаграт, находится в плотном теле, называемом Вишва. В состоянии сновидения (Свапна) Джива осознает внутренние объекты и наслаждается тем, что тонко, т. е. впечатлениями, которые оставили в уме объекты, воспринимавшиеся в бодрствующем состоянии. Объекты сна реальны только для видящего сон, в отличие от тех объектов, которые воспринимаются после пробуждения и могут восприниматься другими. Ум здесь перестает приобретать новые впечатления и перерабатывает те впечатления, которые уже были приобретены в бодрствующем состоянии.

Если первое состояние (Джаграт) - это состояние восприятия, то в этом состоянии Джива пребывает в умственном мире идей и в тонком теле. Оба эти состояния - состояния дуализма, в которых переживается множественность. Третье состояние, сон без сновидений, определяется как такое состояние, в котором не видят снов, но и не бодрствуют, и в котором различный опыт первых двух состояний поглощен в едином опыте, как различия дня исчезают в ночи без прекращения этого различия. Сознание в этом состоянии не объективно и не субъективно - это просто недифференцированное сознание, без другого объекта кроме самого себя. При бодрствовании сознание Дживы ассоциируется с умом и чувствами, в сновидении чувства и ум отвлечены от объектов. Джива пребывает в Праджна - т.е. в Пракрити,- и нераздельно ассоциируется с тем состоянием сознания, которое есть то семя, из которого возникают тонкие и плотные тела. Это состояние блаженства Дживы по отношению к объектам чувств не означает ничего, а при пробуждении сохраняются только впечатления. Как говорится, "Счастливо я спал, я не осознавал ничего". В то время, как в двух первых состояниях происходит наслаждение грубыми и тонкими объектами, то здесь - наслаждение одним лишь чистым блаженством, блаженством без объекта. Господь всегда наслаждается блаженством, но если в первых двух состояниях он наслаждается блаженством посредством объектов, то здесь он наслаждается самим блаженством, свободным и от объекта и от субъекта.

Так состояние Сушупти приближается к сознанию Брахмана. Но оно все же не достигает той чистоты, потому что и это состояние, как и два предыдущих, ассоциируется с неведением (Авидья) - если первых два с Викрити, то это - с Пракрити. Поэтому за этим состоянием есть еще и четвертое (Турийя). Переживание его, называемое Шуддха-видья (чистое знание) достигается посредством Самадхи-Йоги. Джива в состоянии Сушупти находится в причинном теле (Карана), а в состоянии Турийя Джива находится в теле Маха-Карана, "Великой Причины". Кроме того, говорят, есть еще и пятое состояние "по ту сторону четвертого" (Турьятита), достигаемое укрепление в четвертом. Здесь достигается Ишвара-Таттва. Это состояние сознания, называемое Униеша, в котором Садхакья-Таттва есть Нимеша. Высшие подразделения - Вишва, Байджаса. Идущие за пределы "незапятнанного единого достигают высочайшего равенства" и "поглощаются в высшем Шиве". Высшие подразделения - Вишва, Тэджаса и Праджна - это состояния сознания индивидуального Дживы. Но есть и коллективный, космический Джива, который - совокупность Джив каждого особого состояния. В макрокосме этот коллективный Джива называется Вайшванара (соответствующий индивидуальному (Вишва) телу, Хираньягарбха и Сутратма (соответствующий индивидуальному Тэджас-телу).

Ишвара - это имя коллективной формы Джив, описываемых, как Праджна. Космически - это сознание владык объективного, субъективного и причинного миров, по ту сторону которых находится высочайшее сознание. Высочайший йогический опыт и освобождение достигаются прохождением по ту сторону первых трех состояний обычного опыта. Процесс Йоги - это движение возврата к первоисточнику, из которого началось движение развертывания мира множества форм. Порядок нисхождения таков: Буддхи, Ахамкара, Манас, Индрии, Танматры, а из них бхуты. Так как в теле человека первоисточник находится в мозге, в котором проявляется сознание, то местопребывание ума - между глазами, а местопребывание материи - в пяти центрах, от горла до основания позвоночника. Здесь начало возвратного движения, при котором различные виды материи растворяются один в одном, а потом в уме, а ум - в сознании, как это описано далее в главе пятой. На вопрос, который человек может теперь поставить: достижимо ли высшее состояние блаженства? - Йога отвечает "да". Здесь и сейчас.  

Начало...   Часть 13...      Часть 15... 

семинары Лесной Школы Йоги - Крым

Ссылки на туры Даты 2022 год Особенности тура Тип и место Период Статус
Нижний Новгород 12-13 февраля Мудры и бандхи Кундалини йога-центр НН 2 дня завершен
Маха Шиваратри 28 февр.-1 марта Усиление духовного Света онлайн 4 часа набор
Лунгомпа-Странники 2-8 мая Йога и Весеннее тепло пеший горы-море 7 дней набор
Сила концентрации 11-12 июня методы сосредоточения Нижний Новгород 2 дня набор
Солнцестояние 20-22 июня Йога и космос у моря 2 дня набор
Бхайрава 16-22 июля тантра - йога палатки, горы-лес 7 дней набор
Шанти 23-30 июля развитие медитации палатки, горы-лес 7 дней набор
Медитация от А до Я сентябрь курс по медитации Нижний Новгород 3 дня набор
Дополнительно:   получить личную программу или персональный курс йоги...