Змеиная сила. Артур Авалон. Часть
16
4. Мантра
Теперь нужно дать объяснение о Шабда, Варна и Мантре. Говорят,
что буквы алфавита (Варна) распределены по всем центрам тела, на
лепестках лотосов. В каждом из лотосов имеется также Семя-Мантра
(Биджа) Таттвы этого центра. Кундалини - это не только свет
(Джотирмайя) но и Мантра (Мантрамайя), поэтому Мантра
употребляется и в процессе ее подъема. В индийских Шастрах,
вероятно, нет темы, более важной, чем Мантра. Это столь важная
часть Тантра-Шастры, что ее даже называют Мантра-Шастрой. Обычно
слово "Мантра" объясняется как "молитва", "формула почитания",
"мистический слог" и т. п. Хорошо ли обоснована Мантра-Шастра
или нет, но в любом случае это отнюдь не абсурд, как полагают
некоторые. Те, кто так думают, могут исключать Мантры,
являющиеся молитвами, значение которых они понимают, ибо с
молитвами они близко знакомы. Но такое отношение само по себе
показывает недостаточное понимание - в случае Мантры нет
необходимости в молитве или в святости.
Мантра - это Сила (Мантра Шакти), которая передается независимо
от того, кто ее употребляет. Человеку можно нанести вред и даже
убить с помощью Мантры. [Приведу пример, который я беру из
статьи автора, которого, никоим образом нельзя назвать ни
"оккультистом", ни "теософом". Генерал Дж. Г. Гаррис заметил
скорпиона, приближавшегося к ноге Садху - нищего подвижника. "Не
двигайтесь, - сказал он,- у вашей ноги скорпион". Садху
разогнулся, и когда он увидел скорпиона, он указал на него
пальцем. Скорпион немедленно в присутствии генерала съежился и
умер. "Вы, кажется, уже достигли силы" - сказал генерал, но
садху отмахнулся от этого дела, как не имеющего никакого
значения.] Посредством Мантры может быть достигнуто и
определенное соединение с физической силой (Шакти). [Некоторые
последователи "Бхайрава-Тантры" рассказывали мне о необычном
употреблении Мантры. Мужчина проецирует Мантру на женщину, и та
испытывает от этого ощущение сексуального соединения. "Вишну
Пурана" также говорит о зачатии одной лишь силой воли.] Так,
посредством Мантры в особом посвящении, называемом Ведадикша,
происходит переход силы от Гуру к ученику, так что ученик даже
может упасть в обморок от этого импульса. Посредством Мантры при
благоприятных условиях может быть зажжен огонь для
жертвоприношения; Мантрой человек может спастись и т. д. Короче
говоря, Мантра - это сила; Сила в форме звука. Корень "Ман"
означает "думать".
Творческая сила мысли теперь получает все усиливающееся
признание на Западе. Чтение мыслей, передача мыслей,
гипнотическое внушение, магическая проекция (Мокшана) и защита
(Грахана) становятся известными и практикуемыми - не всегда с
хорошими результатами. Это учение очень древнее в Индии, и за
ним стоит определенная практика, описанная в Тантрах. Некоторые
формы этой практики держатся в тайне, чтобы предотвратить
возможное зло. Однако на Западе еще не известна особая форма
науки о мысли - Мантра-Видья. Тот, кто знаком с западными
представлениями об этом, тот легче поймет меня, когда я говорю,
что, согласно индийскому учению, описываемому здесь, мысль (как
ум, посредством которого она действует) есть сила, Шакти.
Поэтому она так же реальна как и всякий другой материальный
объект. И то и другое - проекция творческой мысли
Миро-мыслителя. Корень "ман", который означает "думать" - это
также корень и другого слова, "ман", которое, единственное во
всем творении означает "мыслящий". Мантра - проявление
Шабда-Брахмана. Но что такое Шабда или звук?
Шакта-Тантра Шастра следует доктрине Мимансы о Шабда с теми
изменениями, которые необходимы, чтобы совместить ее со своей
доктриной о Шакти. Звук это качество (Гуна) эфира (Акаша) и он
ощущается слухом - двухчастный буквенный звук и небуквенный звук
(Дхвани). Последний производится ударением друг о друга двух
предметов и лишен значения. Шабда, наоборот, есть Анахата
(название, относящееся к лотосу сердца) и это - звук Брахмана,
он происходит не от ударения двух предметов. буквенный звук
образует слова, предложения и буквы. Такой звук имеет значение.
Говорят, что проявление Шабда в виде речи - вечно. Наййяики
отрицают это, говоря, что он преходящий. Слово произнесено, и
оно уходит. Это мнение отрицается Мимансой, утверждающей, что
восприятие буквенных звуков должно отличаться от буквенных
звуков самих по себе. Восприятие зависит от дхвани, т. е. от
прикосновения воздуха к голосовым органам - нёбу, горлу и языку.
Прежде чем возникнет дхвани, должно быть соударение одной вещи о
другую. Нo это не то соударение, которое производит буквенный
звук, а лишь проявление его.
Буквенный звук создается благодаря устройству голосовых органов
и их контактом с воздухом, а сами эти органы реагируют на
ментальное движение идеи, которая волевым усилием устремляется
вовне и выражается внятным звуком. Это то восприятие, которое
является преходящим для Дхвани, проявляющей идеи как таковые в
языке. Но и буквенный звук как таковой - вечен. Он не
производится только в тот момент, когда он был познан. Он только
проявлен через Дхвани. Он существовал прежде, как будет
существовать и потом. Это проявление подобно кувшину в темной
комнате, который становится видимым благодаря вспышке молнии. Но
этот кувшин возник не в этот момент, и не исчезнет после того,
когда исчезла молния, сделавшая его видимым. Воздух, контактируя
с голосовыми органами, проявляет звук в форме букв алфавита и их
комбинаций в форме слов и предложений. Буквы производятся для
слушания их человеком, желающим говорить, и становятся слышимыми
ушам других посредством деятельности небуквенного звука или
Дхвани. Дальнейшее является только проявлением.
Сам же буквенный Шабда - это нечто иное, чем его проявления.
Перед описанием природы Шабда в его различных формах развития
необходимо понять индийскую психологию восприятия. В каждый
момент Джива является субъектом для бесчисленных влияний,
которые идут к нему со всех концов Вселенной. Но только те
достигают его сознания, которые притянуты его вниманием и
отобраны его Манасом. Манас прислушивается к тому или другому из
этих смысловых впечатлений и выводит его к Буддхи. Когда объект
(Артха) представлен уму и воспринят, ум создает очертания
физического объекта. Это называется ментальными Вритти
(колебаниями,видоизменениями), которые и старается подавить
Йога. [Для понимания природы Вритти их проще всего сравнить с
волнами на поверхности воды (сознания), создаваемых ветром
(восприятие). Волны делают воду (сознание) мутной и
непрозрачной.] Но поскольку Вритти представляет внешний объект,
то это и нечто большее, чем сам объект.
Почему именно они там? По этому вопросу мне были даны разные
объяснения. Так как различные буквы запечатлены в различных
видах материи, то кажется очевидным предположить, что буквы,
соответствующие стихии Земли должны быть в центре Земли. Но
изучение этого вопроса не подтверждает это. Кроме того
говорится, что буквы имеют цвет, и что буквы определенного цвета
распределены по лотосам того же цвета. Но "Шат-Чакра Нирупана"
не подтверждает это. Еще утверждается, что разные буквы исходят
от соответствующих Дэват. Но буквы, произведенные Дэвата - это
образы Мантры, как звука. Мне говорили и то, что буквы
размещаются согласно их положению в произношении.
Но отмечалось и то, что Муладхара - общий источник их всех.
Кроме того говорится, что буквы на лепестках - это Биджа или
семя Мантр всей активности, связанной с Таттвой того или иного
центра. Все сущности Таттвы земли (Притхиви) могут быть
созерцаемы в Муладхаре. Поэтому здесь имеются органы действия
ходьбы (ноги), ощущения запаха, качества Притхиви, Нивритти-Кала
и Брахма (Господин Таттвы). Но мне также говорили и то, что
буквы Ва, Ша, Са и Сса - это Атма и Биджи четырех Вед, четырех
Юг, четырех океанов, и поэтому они называются Чатурварнатмака,
сущностью четырех букв. Это верно, что четыре Веды находятся там
и истекают из Пара-Звука, местопребывание которого Муладхара,
ибо Веды в своем первоначальном смысле - это идея мира в уме
творческого Брахмана, части которой открылись Риши (Пророкам) и
воплотились в четырех Ведах. Но почему Ва - это семя Ригведы, Ша
- Яджурведы, и т. д.? Ритуальное объяснение можно найти в
"Рудраямала-Тантре" (14-73, 15-2, 16-1, 16-2). Лепесток Ва - это
Брахма (Раджас Гуна) и Биджа слога "Rk"; Са - это Рудра
(Тамас-Гуна) и Биджа слога "Са". Сса - это биджа Атхарва, т. е.
Биджа Шакти. Эти четыре буквы пребывают в Паразвуке в Муладхаре.
Мне кажется (насколько мне позволяет мое знание Шастр), что
детали описания центров бывают двух родов. Во-первых, есть
некоторые факты объективной реальности.
Это, например, наличие центров в позвоночнике. Или то, что
принцип твердости (Притхиви) находится в самом нижнем из этих
центров, который, как центр тела, содержит статическую
потенциальную энергию, называемую Кундалини-Шакти. Этот
центр-лотос имеет 4 лепестка, потому что таково распределение в
нем Йога-Нади. [Термин "нерв" употребляется здесь за отсутствием
другого эквивалента. Эти Йога-Нади не являются, как
физиологические нервы, плотными объектами, но лишь тонкими
каналами, по которым жизненная сила движется в теле.] Твердость
удачно символизируется кубом, который является Янтрой этого
центра. Дэвата этого центра тоже удачно восседает на слоне -
символе массивности, соответствующей твердости "земли". Силы,
создающие твердую, плотную материю Йогин воспринимает желтыми.
Возможно, особые субстанции тела и особые качества связаны с
особыми центрами. Однако есть и другая группа вещей, которые,
возможно, имеют только символическую реальность и которые даются
Садхаку лишь для облегчения понимания инструкций и как объект
для медитации. Буквы, связанные с внешней речью, проявляются
только после того, как возникли в горле. Поэтому они, как
таковые, не могут существовать в Чакрах. Да и не говорится, что
они там в буквальном виде - они присутствуют в Чакрах в тонкой и
причинной форме. Такая тонкая форма называется Матрка. Но,
будучи такой формой, она - Шабда, идеация и причина движения.
Сознание само по себе (Сварупа) беззвучно (Них-Шабда) в своей
высшей форме (Пара-Шабда).
Начало... Часть
15...
Часть 17...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|