Змеиная сила. Артур Авалон.
Часть 17
Сознание принимает общее недифференцированное движение, так же
как и дифференцированное движение, проявляющееся в виде
произносимой речи. Внутреннее движение имеет внешнее соотношение
с тем звуком, который исходит из губ. Это путь Мантры - сознание
движется, как Шакти, и проявляется, во-первых, как субъект в
тонкой форме ума и его содержимого, порождаемого отпечатками
(Самскарами) и, во-вторых, в грубой форме речи, как выражение
идей и физических объектов (Артха), которые творчество
космического ума проецирует в мир чувственного опыта, чтобы они
были источником впечатлений индивидуального опыта внутри его.
Верно, что в этом смысле буквы, как скрытая речь или семя
внешней речи, содержатся в Чакрах, но назначение отдельных букв
и их размещение в Чакрах,- это та тема (если это, конечно, есть
в действительности, а не только символизм), которой я уже
касался в своей книге "Шакти и Шакта". В каждой из Чакр есть
также Биджа (семя) Мантра каждой из Таттв. Они - семя Таттвы,
выходят из нее и возвращаются в нее. Естественное имя чего-либо
- это звук, который производится действием движения сил,
составляющих его. Поэтому говорится: кто мысленно или устно
произнесет с творческой силой природное имя чего-либо, тот
приносит в бытие вещь, которая породила это имя. Так, "РАМ" -
биджа Огня в Манипура-чакре.
Эта Мантра "РАМ",- выражение в грубой форме тонкого звука,
производимого силами, создающими огонь. То же самое объяснение
дается и насчет "ЛАМ" в Муладхаре и других Бидж в других Чакрах.
Простое произнесение "РАМ" или любой другой мантры - это,
действительно, всего лишь движение губ. Но если сила Мантры
пробуждена, тогда это - Мантра-сознание, и тогда Садхак может
сделать Мантру действенной. Так и Вайкхари-Шабда со своим
носителем Дхвани - это тело силы сознания, которое способно
сделать произносящего Мантру владыкой стихии Огня. Однако в
любом случае в этом должна быть творческая мысль, которая
оживляет произносимый звук, и он начинает работать в малой
человеческой магии так же, как он сначала работал в великой
магической игре создателя мира. Его мысль была соединена с
творческой силой всех мыслей. Каждый человек - это Шива, и он
может достичь его силы по мере своей способности сознательно
реализовывать себя как такового. Дэвата вызываются для различных
целей. Дэвата - это Шабда и Артха (звук и образ). Первое - имя
(Мантра-субъект) и второе - тот Дэвата, чье это имя. Практикой
(Джапа) Мантр достигается присутствие вызываемого Дэвата.
Джапа, повторение Мантр, сравнивается с деятельностью человека,
трясущего спящего, чтобы разбудить его. Две губы - это Шива и
Шакти. Их движение - это их совокупление (Майтхуна). Шабда,
происходящий из них, имеет природу семени (Бинду). Производимый
этим Дэвата - сын Садхаки. Это не высший Дэвата, который
остается бездеятельным, а эманация, производимая Садхаком для
своих целей. Так, при почитании Шивы появляется мальчик Шива
(Бала-Шива), затем он становится большим благодаря питанию,
которое Садхак дает своему творению. Мистик сможет понять весь
этот символизм в том смысле, что Дэвата - это форма сознания
Садхака, которую он пробуждает и укрепляет. Это его сознание
становится сначала мальчиком Шивой, а потом, когда окрепнет,
становится вполне зрелой Божественной Силой. Все Мантры
находятся в теле как формы сознания. Когда Мантра практикуется,
она оживляет Самскары (отпечатки), и Артха (образ) появляется в
уме. Поэтому Мантры - это форма Самскара Дживы, чей образ
становится проявлением сознания, готового постичь его. Сущность
всего этого - концентрация мысли и силы воли. Но для такой цели
необходим метод, соответствующий искомому результату,- такой,
как речь и определенные виды практики.
Так учит Мантра-Видья, объясняющая, что есть Мантра. Причинное
состояние звука называется Шабда Брахман, т. е. Брахман как
причина звука и образа. Непроявленная (Авьякта) сила или звук,
которые - причина проявленного звука и образа, возникает из
дифференциации Высшего Бинду от Пракрити в форме Бинду через
преобладание Крийя Шакти. ["Шарада Тилака" (12) говорит о том,
что когда в сознании возникает творческая активность, то это то
состояние, в котором - причина существования субъекта и объекта,
ума и материи.] Авьякта Рава или Шабда (непроявленный звук) -
принцип звука, как такового (Нада-Мантра). Это -
недифференцированный звук, не проявленный в форме букв, а
выражающийся через творческую активность. Он - причина
проявления звука и образа. Это - Брахман, рассматриваемый как
всепроникающий звук, неделимый и непроявленный, чья субстанция -
Нада и Бинду, ближайший творческий импульс в Пара-Шиве и
ближайшая причина проявленного звука и образа. Это - вечный и
лишенный частей Спхота, в котором звук и образ не разделены и
являются силой, посредством которой существуют и могут быть
познанными и звук и образ. [Спхота - от корня "спхут" -
"раскрываться, как почка" - это то, чем раскрывается частное
значение слов. Буквы, как по отдельности, так и в комбинациях,
не значат сами по себе ничего.
Слово - это не сама вещь, но через слово, когда оно
произносится, обозначается знание вещи. То, что обозначает вещь,
это раскрытие - Спхота, и это не то, что представляют собой сами
буквы. Этот Спхота - вечный Шабда.] Таким образом, Шабда Брахман
- это кинетический недифференцированный аспект идеи
недифференцированного Высшего Сознания философии или
Сагуна-Брахмана религии. Чит-Шакти, носителем которой является
недифференцированная Пракрити-Шакти,- это творческий аспект
Брахмана, трансцендентного и бесформенного (Ниргуна) и в то же
время имманентного, имеющего форму (Сагуна). Как говорит
Хатха-йога Прадипика (4.101-102). "Все, что слышимо в форме
звука - это Шакти. Поглощенное состояние (Лайя) Таттв (в которых
эволюционирует Пракрити) - это то, в чем не существует форм. До
тех пор пока есть Эфир, до тех пор есть и звук. Беззвучие - это
Пара-Брахман или Параматман". Шабда-Брахман с целью творения
проецирует самого себя в двух формах движения во-первых, как
Шабда (с ментальной вибрацией познания), который, проходя через
вокальные органы, становится произносимым звуком; и во-вторых
Артха - движения, обозначаемого звуком в форме всех вещей,
оставляющих содержание ума и объективного мира. Оба они -
эманации из сознания активности Шакти, которая - весь этот мир
(Вак или Логос) и, по сути, они - одно и то же.
Между ними есть постоянная связь. В высшем смысле это нужно
понимать так, что Вселенная состоит из букв. Это 50 букв
санскритского алфавита, которые изображаются в виде гирлянды
отрезанных человеческих голов, которые несет мать Кали, нагая и
темная, как грозовая туча, стоящая среди костей и трупов
животных и птиц на выжженой земле, на белом теле Шивы, лежащем
подобно трупу (Шаварупа). Это она впитывает в себя все формы
речи и все объекты во время всеобщего растворения
(Маха-Пралайя). Шабда-Брахман - это сознание во всех существах,
и оно принимает в себя форму Кундалини и обитает в теле всех
дышащих существ в форме Праны, проявляющее себя через буквы в
прозе и стихах. В сексуальном символизме Шакта-Тантр Бинду -
семя истекает из перевернутого соединения Махакала и Махакали.
[Термин Бинду также означает "капля", ассоциируясь с каплей
семени. Випарита-Майтхуна, Шакти сверху Шивы, и она движется при
совокуплении с ним, потому что Она - активность, а Он - энертное
сознание.] Это семя, созрев в Йони Пракрити, истекает как
Кундалини в форме букв. Кундалини как Махаматрка-Сундари имеет
51 кольцо, и эти кольца - Матрики или тонкие формы грубых букв
(Варна), которые - Вайкхари, форма Шабда (звука) в чакрах.
Кундалини с одним кольцом - Бинду, с двумя - Пракрити-Пуруша, с
тремя - Шакти (в форме Воли, Знания и Действия) и три Гуны
(Саттва, Раджас и Тамас), а свернута в три с половиной оборота
она тогда, когда актуально-творческая, с Викрити; с четырьмя
оборотами - она Дэви Экаджата и т. д. до Шриматркот Патисундари
с 51 кольцом. Непроявленный Пара-Шабда в теле - это тот, который
первым истекает из Кундалини Шакти в нижней Чакре и устремляется
вверх как Пашйанти, Мадхьяма и Вайкхари Шабда.
Когда Шакти впервые становится "видимой", она - Парама Кала в
форме Матери (Амбикарупа), которая - высшая речь и высший мир.
Она "видит" проявленного из Пашйанти к Вайкхари. Пашйанти - это
то состояние Шабда в котором сила воли в форме острия заставляет
развертываться Вселенную в форме семени (Биджа). Это Шакти Вама,
Мадхйама Вак, которая есть Джнана (знание) и в форме прямой
линии есть Джиестха Шакти. Здесь в особом виде движения
происходит первое принятие на себя формы (Матрка). Состояние
Вайкхари - это состояние Крийя Шакти, или Дэви Раудри, чья форма
- треугольник, и форма Вселенной. Как первая Шакти производит
тонкие буквы Матрка, которые - Васана, так последняя - это Шакти
грубых букв, из которых состоят слова и их объекты. Эти буквы -
гирлянда Матери, истекающая из нее в форме Кундалини Шакти и
поглощаемая обратно ею в процессе описываемой здесь
Кундалини-Йоги.
Начало... Часть 16
Часть 18
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|