Змеиная сила. Артур Авалон. Часть
32
Очищением тела и нервов достигается здоровье, внутренний огонь
становится более активным и этим облегчается задержка дыхания
(Кумбхака). Иногда бывает необходимо обращение к помощи Осадхи
Йоги, которая предлагает применение настойки из трав для
улучшения слабого здоровья. Очищение достигается посредством
шести упражнений, называемых Шат Карма. Первое из них, омовение,
имеет четыре части: внутреннее омовение (Антар Дхаути), чистка
зубов, ушей, горла, груди и заднего прохода (Муладхаути).
Антар Дхаути имеет четыре этапа:
1) Воздух гонится в живот, а потом изгоняется оттуда. Это
Вата-сара.
2) Тело наполняется водой, которая потом изгоняется через задний
проход - это Варисара. [Кишки изгоняют из себя воздух и тогда
под действием мышц заднего прохода вода всасывается в кишки, из
которых вышел воздух. Другой способ, который я наблюдал - это
нагнетать воздух и жидкость внутрь в уретру и потом выталкивать
воздух или жидкость оттуда. Кроме своей значительной медицинской
ценности, в качестве средства промывания мочевого пузыря, это
также и Мудра, которая применяется при половых актах. Этим
способом последователь Хатха Йоги всасывает в себя силы женщины,
без утрачивания каких-либо своих веществ или сил. Но эту
практику нужно осудить, как несправедливую по отношению к
женщине, которая "вянет" от такого обращения.] Вахни-сара, в
которой делается Набхи-грантхи, чтобы коснуться позвоночного
столба, и Бахишкрита, когда живот с помощью Каки-мудры
наполняется воздухом, воздух удерживается там половину Йамы
(Йама - три часа) и потом гонится вниз.
Четырехчастная Данта Дхаути состоит в очищении корня зубов,
языка, ушей и полости пустот черепа (Капала Рандхра).
Посредством Хрид Дхаути мокрота и желчь удаляются. Это делается
при помощи палки (Данта-дхаути) или ткани (Васо-дхаути),
проталкиваемой в горло или заглатываемой, и удаляемой потом с
помощью рвоты. Мула Дхаути делается, чтобы очиститься с помощью
выхода Апана-вайю, или же с использованием среднего пальца и
воды, или же с помощью стебля желтого имбиря. Васти, вторая из
Шат Карм, двухчастна и может применяться двояко: сухая и водная.
Во втором случае йогин сидит в позе Уткатасана в воде, доходящей
до пупка и то сжимает, то разжимает анус с помощью Ашвини-мудры,
так же, как делается Пасчимотанасана. При этом живот ниже пупка
свободно движется. При способе, называемом Нети, ноздри
очищаются куском шнурка. Лаулики - это вращение животом из
стороны в сторону.
Тратака - смотрение несколько минут на какой-либо объект, пока в
глазах не появятся слезы. Этим способом в тантрической Упасане
достигается "небесное видение". Капалабхати - процесс удаления
мокроты, он тоже состоит из трех частей - Антахкрама - вдох и
выдох, Вайюкрама - когда вода пропускается через ноздри и
выходит через рот, Ситкрама - обратный процесс. Этими различными
процессами тело очищается для дальнейшей практики Йоги. За
очищением с помощью Шат-Карм следуют Асаны или позы, очередная
стадия Хатха Йоги. С помощью Асан достигается твердость,
Дридхата. Асаны - это позы тела. Обычно это слово переводится
как "способ сидения", хотя Асаны не обязательно должны быть
сидячими - некоторые из них делаются лежа на животе, на спине,
стоя на руках и т. п. Говорят, что асаны столь же многочисленны,
как и живые существа.
Всего есть 8 миллионов 400 тысяч Асан, из них лучшие - 1600
Асан; 32 же предназначены специально для человека и детально
описаны. Две наиболее обычные из них - это Мукта Падмасана
(сидение раскрытого лотоса), обычная ритуальная поза, и Бадха
Падмасана. Кундалини Йога, как правило, выполняется в одной
Асане и Мудре, в которой ступни ног прижаты к области половых
органов, закрывая задний проход, а руки закрывают другие
отверстия тела - ноздри, глаза, уши, рот. Это Йони Мудра. Правая
пятка прижимается к анусу, а левая - против области половых
органов так, чтобы закрыть отверстие мужского полового члена,
который сжат и опущен в лобковую дугу так, чтобы он вовсе не был
виден. Язык повернут назад с помощью Кхечари-мудры, чтобы он
закрыл горло, и таким образом эти две Мудры скомбинированы.
Имеются некоторые другие Асаны, которые свойственны Тантрам,
например Мундакасана, Читасана, Шавасана, в которых черепа и
места погребения или трупы становятся местом для сидения
Садхака. Хотя все это имеет ритуальное и магическое значение, но
оно также составляет и часть дисциплины, предназначенной для
того, чтобы победить страх и достичь отрешенности, которая
является качеством йогина. Потому Тантры предписывают выбирать
место для таких ритуалов на уединенной горной вершине, в
заброшенных пустых домах, на берегу реки или на земле кремации.
Как говорится в "Йога Кундалини Упанишаде", внутренняя часть
земли кремации - это то место, где Камии или желания тела и его
страсти истребляются в огне знания. Патанджали по поводу Асан
просто указывает пустынные места, как подходящее условие,
предоставляя каждому самому для себя принимать решение о
деталях, согласно своим собственным потребностям.
Асаны помогают для очищения и упорядочивания мыслей. Признаком
пригодности Асаны является ее устойчивость и приятность, и это
каждый должен установить сам для себя. Поза становится
совершенной, когда прекращается усилие ее закончить и нет больше
никакого движения в теле. Раджас Гуна, которая порождает
непостоянство ума, сдерживается и контролируется этим.
Подходящая и устойчивая Асана должна порождать состояние
равновесия ума. Хатха Йога предлагает очень большое число Асан,
каждой из которых приписывается особое действие. Большинство из
них относятся к гимнастическим упражнениям, а не к сидячим
позам. Некоторые формы этих гимнастических упражнений
выполняются сидя, при других нужно стоять прямо, лежать,
сгибаться или стоять на голове, как, например, при Врикшасане. В
Чакрасане йог стоит, потом сгибается и касается своих ног
руками. Обычное упражнение - Вама Дакшина Падмасана, своего рода
"гусиный шаг", при котором, однако, ноги выдвигаются вверх до
прямого угла с телом. Это упражнение обеспечивает хорошее
физическое состояние и свободу от болезней, а также приводит
разные части тела в непосредственный контакт с Прана Вайю. Они
также, как говорят, помогают Пранаяме, в том числе и при
пробуждении Кундалини.
В "Шандилья Упанишаде" (гл. 1) говорится, что среди Нийам самая
важная - Ахимса, среди Йам - Митахара или умеренная диета, а
среди Асан лучшая - Сиддхасана, в которой Муладхара плотно
прижимается пяткой, а область Свадхиштханы прижимается другой
ногой. Мастерство в ней помогает сохранить Унмани-авастха, и три
Бандхи достигаются без труда. Посредством практики Мудр
достигается Стхирата или твердость. Мудрами в Хатха Йоге
называются особые позиции тела. Это физические упражнения,
дающие здоровье, разрушающие болезни и смерть, как например,
Джаландхара и другие Мудры. Они также предохраняют от вреда,
который могут причинить огонь, вода или воздух. Телесная
активность и здоровье оказывают влияние на ум и в союзе
совершенного ума и тела достигаются Сиддхи. Мудры также
описываются как ключ, открывающий дверь для Кундалини-Шакти. Как
я понял, нет необходимости в каждом случае употреблять все
ключи, но только тот, который необходим для достижения цели в
каждом отдельном случае. Что необходимо в одном случае, то может
быть ненужным в другом. "Гхеранда Самхита" описывает множество
Мудр, из которых (вместе с восемью Асанами, упомянутыми раньше),
десять являются важными для Кундалини Йоги. из них главная -
Кхечари, так же как Сиддхасана - главная среди Асан. В Йони
Мудре йогин пребывает в Сиддхасане, зажав пальцами уши, глаза,
ноздри и рот, так чтобы изгнать все внешние впечатления. В этой
позе он сжимает пяткой Сивани или центр промежности, так чтобы
закрыть отверстие заднего прохода и опустить мужской половой
член в лобковую дугу.
Вдыхая Прана-вайю способом Какини-мудра, Прана-вайю соединяется
с Апанавайю. Сосредоточившись в этом положении на 6 чакрах,
йогин пробуждает спящую Кула-Кундалини с помощью Мантры
"ХУМ-ХАМСАХ". [Мантра ХУМ ХАМСАХ: ХУМ - называется Курка-биджа.
ХУМ - это Каваки-биджа и значит "да буду я защищен". ХУМ
успокаивает Каму (желание) и Кродха (гнев). Кама - это
творческая воля, а Кродха - это противоположное ей, растворение
(Лайя). Так называемые "гневные" Дэвата вовсе не гневны в
обычном смысле слова, но становятся таковыми лишь в том аспекте,
когда они предстают как Владыки Растворения. Этот их аспект
предстает гневным или ужасным лишь для тех, чье мышление носит
чисто мирской характер.
Как говорится в Тара Мактра, ХУМ это звук ветра, который сильно
дует над озером Кола к западу от горы Меру в то время, когда
проявляется Она, Дэви. ХАМСАХ - это Пракрити (САХ) и Пуруша
(ХАМ), или Дживатма.] Эта Мантра употребляется при подъеме
Кундалини вверх, а Мантра СО ХАМ (Он есть Я) при спуске ее
вниз.. ХАМ означает также Солнце (Сурья), а САХЛуну (Инду) и
Каму - желание (Иччха). От слова ХАМ (Солнце-Дух) появляется
жар, а это тепло воздействует на Кундалини-Шакти. Посредством
слова САХ Кама или Воля (Иччха) становится активной. Жизненная
сила в Муладхаре имеет обе формы - Луны (женская) и Солнца
(мужская). При произнесении ХАМСАХ она пробуждается. ХАМ
пробуждает ее своей теплотой, а САХ поднимает ее вверх, к
Сахасраре. Там, пропитав себя Шакти, в блаженстве соединения с
Шивой (Сангам), йогин сосредотачивается на себе самом как
последствии этого соединения, как на блаженстве в своей чистой
форме, и как на Брахмане.
Начало... Часть
31... Часть
33...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|