Змеиная сила. Артур Авалон. Часть
42
Шива по сути своей - Ниргуна, говорится там, но для блага
человека он обитает в теле вместе с Умой (имя Шакти) и йогины
медитируют на него в различных лотосах. Глава 23 "Агни Пураны",
состоящая из описания тантрических ритуалов, магии и Мантр,
также ссылается на ритуал Бхута-шуддхи, во время которого после
размышления на пупке, сердце и Аджна-Чакре с чтением почитаемых
Биджа Мантр, тело Садхака омывается потоком нектара. Критики
этой Йоги, о которых я подробнее скажу ниже, взывают к
авторитету великого Шанкары, хотя это явно противоречит
действительной традиции. Шанкара, в чьих трактатах может быть
найдена великая тантрическая Янтра, называемая Шри Чакра,
говорит в своих комментариях на ст. 9-10 гл. 7 "Бхагавад Гиты":
"Сначала берется под контроль лотос сердца (Анахата). Потом,
победив Бхуми (Муладхара и т. п.) движением Нади вверх, после
того как Прана помещена в межбровье, йогин достигает Пурушу,
дающего сияющий свет".
По этому поводу Анандагири в "Тика" говорит: "Через Сушумна
Нади, между Идой и Пингалой - так достигается область горла; и
тем же путем - место между бровями. Так победой над землей
(Бхуми) достигается контроль над пятью Бхута". А Свами Шридхара
говорит: "Силой йоги (Йога-Бала) можно вести Прану вдоль
Сушумны". А вот слова Мадхусудана Сарасвати: "Идущий вверх нерв
- это Сушумна. Победа над Бхуми и покой достигаются следованием
по пути, указанному Гуру; и с помощью этого места между бровями
(т. е. Аджна Чакры). Помещая здесь Прану, идут к Брахма Рандхре,
и Джива становится единым с Пурушей". Знаменитый гимн
"Анандалахари" - "Волна блаженства", который приписывается
Шанкаре, тоже говорит об этой же Йоге. И в главе 13
"Шанкара-виджайя", автор которого Видьяранья, упоминаются 6
лотосов, как и плоды, достигаемые Дэвата в каждой из Чакр.
Пандит Анантакришна Шастри говорит: "Многие великие люди успешно
работали над тем, чтобы ввести Кундалини в Сахасрару, и
достигали ее соединения с Сат и Чит. Первейшим из них был
великий и знаменитый Шанкарачарья, скромный ученик одного из
последователей Гаудападачарья, автора хорошо известного трактата
"Субхагодайя".
Изучив принципы, содержащиеся в этом трактате, Шри Шанкарачарья
получил специальные указания, основанные на личном опыте его
Гуру. Приложив к этому свой собственный опыт, он создал свой
знаменитый труд о Мантра Шастре, состоящий из 100 шлок. Первая
41 шлока образуют "Анандалахари", а остальные - "Сундарилахари"
("Волна красоты"). "Сундарилахари" описывает Дэви как существо,
которое прекрасно с головы до ног. "Анандалахари" содержит в
себе квинтэссенцию Самайя Кара. Этот трактат тем более
замечателен, что его автор опирается на свой собственный опыт.
Комментаторы пишут очень детально почти о каждом слоге этого
текста. Так что ценность, приписываемая этой работе, может
соответствовать значимости излагаемого в ней учения. Некоторые
заявляют, что действительный автор "Анандалахари" не
Шанкарачарья, а сам Шива; Шанкарачарья же был только
Мантра-драста или Риши - пророк, передающий учение. Сейчас
известно не менее 36 комментариев на "Анандалахари". Среди них
есть один, написанный великим Апайя-дикшита. Комментарии не
очень сильно отличаются друг от друга, но каждый автор имел свою
собственную точку зрения и свою теорию. Текст "Анандалахари"
состоит из 41 шлоки, но согласно некоторым комментаторам шлок
должно быть только 35, некоторые считают подлинными вообще лишь
30, а согласно "Судха видьотини" и другим, первоначальный текст
"Анандалахари" составляют только такие шлоки: 1-2, 8-9, 10-11,
14-21, 26-27, 31-41.
Мне кажется, это верно, потому что другие шлоки говорят только о
Прайоге (использовании Мантр) для мирских целей; лишь немногие
из этих Прайог признаны всеми комментаторами, остальные же
считаются полностью кармическими. Как уже говорилось,
"Анандалахари" - это продолжение темы "Субхагодайя" - трактата
Гаудапады, который был Гуру учителя Шанкарачарьи. Этот трактат
дает только главные моменты без каких-либо деталей. Из всех
комментаторов "Анандалахари" самым современным является, видимо,
Лакшмидхара, который и наиболее популярен, что объясняется тем,
что если другие авторы отстаивают позиции тех или иных
философских школ, то Лакшмидхара сравнивает одни точки зрения с
другими и приводит их вместе со своими собственными
представлениями. Поэтому его комментарий считается самым
тщательным. Он не примыкает ни к одной позиции, его точка зрения
широка и свободна. В его комментарии представлены все
философские школы. Лакшмидхара комментировал и многие другие
трактаты, относящиеся к Мантра-Шастре, и потому его репутация
очень высока. Его комментарии, как к "Анандалахари", так и к
"Сундарилахари", представляют такую же ценность, как и
комментарии Сайаны к Ведам.
Видимо, Лакшмидхара был жителем Южной Индии, обычаи которой он
упоминает. Все, о чем он пишет, вызывает ассоциации с югом Индии
и даже сейчас его последователей больше на юге Индии, чем на
севере. Он также написал тщательно разработанный комментарий на
"Субхагодайа" Гаудапады. В примечаниях к коментариям на этот
труд и в апологии комментатора повторяется, что все, написанное
им, может привести к заключению, что автор в течение всей своей
жизни работал над комментированием этого трактата. Комментарии
Ашутананды написаны в бенгальском духе и продолжают пользоваться
авторитетом в Бенгалии до сегодняшнего дня. Различные
комментарии имеют последователей в различных местах, но лишь
немногие из них приобретают общее признание. Есть только три или
четыре работы, трактующие Прайогу. Я имел доступ ко всем им. но
здесь я упомяну лишь одну из них как наиболее выдающуюся и
важную.
Она хранится в семье одного старинного рода из Кондживарама и
состоит из 100 шлок. Янтры, Мантры, различные позы для почитания
описаны в ней до мельчайших деталей. Вероятно, есть какая-то
мистическая связь между каждой шлокой и ее Биджакшара
(Биджа-Мантрой), но это не до конца ясно, и авторы трактатов о
Прайоге не дают этому никакого объяснения. Дальше я помещаю
список комментариев, написанных на "Анандалахари"; некоторые из
них относятся и к "Сундарилахари":
1. Комментарий Манорама. 2. Комментарий Аппайя-Дикшита
(Библиотека дворца в Танжере) 3. Вишнупакши - возможно это то же
самое, что и № 14 в этом списке. 4. Комментарий Кавираджа
Шармана - около 3000 Гранти (Библиотека колледжа Декана). 5.
"Манжу-бхашини" Кришначарьи, сына Валлабхачарьи - около 1700
шлок. В своем вступлении он говорит, что Шанкарачарья прославлял
Брахмана-Шакти, называемую Кундалини, когда был погружен в
созерцание, сидя на берегу Ганга. Содержание этой работы он дает
в первой шлоке: "Я постоянно прославляю Кундалини, непрерывно
творящую бесчисленные миры, хотя она тонка как волокно лотоса и
обитает у корня дерева (Муладхара) - прославляю, чтобы поднять
ее и вести (к Сахасраре)". Этот трактат популярен в Бенгалии. 6.
Другой комментарий, называющийся "Саубхагья вардхани", автором
которого является Кайвальяшрама. Копия его есть в библиотеке
Адьяра. Он также популярен по всей Индии, так как мы смогли
получить столько его копий, сколько и заказывали из разных мест.
Он содержит в себе около 2000 Гранти. 7. Трактат Кешава Бхатта.
8. "Таттва Дипика", трактат Сангахари. Это небольшой
комментарий, основанный на Тантра Шастре. 9. Сочинение
Гангадхары. 10. Сочинение Гопираманатаркаправакана, около 1400
Гранти. Недавнего происхождения. 11. Гаури-канта
Сарвабхаума-бхаттачарья - около 1300 Гранти. Современного
происхождения. 12. Сочинение Джагадиша. 13. Сочинение
Джаганнатха-Панчанана. 14. Трактат Нарасимха - 1500 Гранти.
Главная особенность этого комментария в том, что он объясняет
текст двумя различными путями. Каждая шлока прилагается и к Дэви
и в то же время к Вишну. Хотя некоторые комментаторы придают
различные значения разным шлокам, но все они применяются к
различным аспектам одной и той же Дэви, а не к разным Дэвата.
15. "Бхавартхадипа" - сочинение Брахмананды, около 1700 Гранти.
[Брахмананда - знаменитый бенгальский Парама-хамса и учитель
Свами Пурнананды, автора "Шат-Чакра-Нирупана". Брахмананда был
автором известного трактата "Шактананда-Таранггини".] 16.
Трактат Малла-Бхатта. 17. Трактат Махадэва-вигья-вагиша. 18.
Сочинение Мадхававайдья (библиотека колледжа в Декане). 19.
Сочинение Рамачандрыоколо 3000 Гранти (там же). 20. Сочинение
РаманандаТиртха. 21. Сочинение Лакшмидхары, хорошо известное
публике и не нуждающееся в пояснениях. Позднее оно было очень
хорошо издано на Дэванагари бывшим правительством Мисора. 22.
Трактат Вишвамбхара. 23. Трактат Шрикантха-бхатта. 24. Трактат
Рама-сури. 25. Трактат Диндима (библиотека в Адьяре). 26.
Трактат Рамачандра-Мишры, около 1000 Гранти. Библиотека колледжа
в Декане. 27. Трактат Асьютананды (издан на бенгальском языке).
28. "Садашива" (Мадрас, правительственная востоковедческая
библиотека). 29. Другой анонимный комментарий (там же). 30.
Трактат Шрирангадаса. 31. Трактат
Говинда-Тарка-вагиша-Бхаттачарья, 600 Гранти. В нем, кажется,
есть Янтрыдля каждой шлоки. Там сказано, что Махадэва воплотился
как Шанкарачарья, чтобы обнародовать науку Шри-Видья. 32.
"Судха-видьятини", написан сыном Праварасены. Этот комментатор
утверждает, что автором знаменитого гимна был его отец,
Праварасена, принц Драмидов.
Начало... Часть
41... Часть
43...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|