Змеиная сила. Артур Авалон.
Часть 41
7. Теоретические основания этой Йоги
Эта форма йоги подтверждается теми материалами, которые я
приведу ниже. Конечно, наш обзор не может быть исчерпывающим,
потому что литература, связанная с Кундалини и с Лайя Йогой
очень обширна. Здесь приводятся только короткие справки о
некоторых Упанишадах и Пуранах, которые я прочел, сделав из них
заметки, когда начинал эту работу. Надо, однако, ясно
определить, что учение о Чакрах может быть обнаружено не только
в Тантрах, но и в других Шастрах, хотя упоминания иногда
настолько лаконичны, что нельзя определить, имеют ли они такой
же йогический смысл, как и в "Шат-ЧакраНирупана", или же имеются
в виду различные формы почитания (Упасана). В связи с этим нужно
заметить, что Бхута-шуддхи - это тот ритуал, который считается
необходимой предварительной частью в почитании Дэви.
Очевидно, что если мы понимаем Бхута-шуддхи, как описываемую
здесь практику Йоги, то тогда компетентным в этом может быть
только тот преуспевший Сиддха (йогин), который может реально
поднять Кундалини к Сахасраре. А в обычной Бхута-шуддхи чисто
умственный, воображаемый процесс является частью Упасаны
(ритуального почитания), а не Йогой. В качестве формы почитания
Садхака обожает своего Ишта-дэвата в различных частях тела. Но и
это - только часть Упасаны. Однако некоторые из Шастр, о которых
я дальше упомяну, явно относятся к процессам Йоги. В тех
Упанишадах, которые считаются самыми ранними, уже есть некоторые
упоминания о том, что подробно описано в Упанишадах, которые
западными ориенталистами датируются как более поздние. Там мы
находим упоминание о четырех состояниях сознания, о
бодрствовании, и т. п.; о четырех оболочках, и о сердце, как
центре "души". Как уже установлено, в индийских учениях сердце
рассматривается как обитель бодрствующего сознания. Сердце
расширяется во время бодрствования и сжимается во сне.
Во время сна со сновидениями внешние чувства поглощаются в нем и
пробуждается способность к символическому представлению, которое
исчезает во сне без сновидений. Есть упоминание и о 72000
нервах, о входе Праны в Сушумну и об ее уходе через
БрахмаРандхра, и о "восходящем дыхании" через один из этих Нади.
Частично могут быть обнаружены и другие элементы этого учения.
Таково упоминание о Брахма-Рандхра и об "одном нерве", под
которым подразумевается цереброспинальная ось с Сушумной -
только через нее Прана может пройти в Брахма-Рандхра, и в этом
смысле "Шива Самхита" называет Брахма-Рандхра саму Сушумну. А
освобождение достигается через то знание, которое, как говорит
древняя "Айтарейя Араньяка", есть Брахман. "Хамса Упанишада"
открывается утверждением, что знание, содержащееся в ней, может
быть сообщено только Брахмачари, чей ум успокоен, кто
контролирует себя и почитает своего Гуру.
Комментатор Нарайана, который среди других работ цитирует
тантрический трактат "Шарада Тилака", описывает самого себя как
"того, чьи стопы поддерживаются Шрути". "Хамса Упанишада" (Гл.
4) упоминает 6 Чакр и метод поднятия Вайю из Муладхары,- а это и
есть Кундалини Йога. Хамса (который есть Джива), как
утверждается, находится в восьмилепестковом лотосе ниже Анахаты
(Гл. 7.), где почитается Ишта-дэвата. Там есть 8 лепестков, с
которыми ассоциируются некоторые Вритти. Так, с восточным
лепестком ассоциируется склонность к искусству, с юго-восточным
- сон и леность, с южным - злоба и жестокость, с юго-западным -
склонность к греху, с западным - некоторые низшие плохие
качества, с северо-западным - стремление к движению и действию,
с северным - сильная привязанность и способность к удовольствию,
а с северо-восточным лепестком - физическое обладание вещами. В
центре этого лотоса пребывает бесстрастие.
В волокнах - состояние бодрствования, в околоплоднике -
состояние сна, а в стебле - состояние сна без сновидений. В
верхней части лотоса находится "мир без опоры", который и есть
состояние Турийя. Комментатор Нарайана говорит, что Вритти,
связанные с разными лепестками, указываются в "Адхйата Вивека",
которая приписывает их различным лотосам. В отрывке, цитируемом
из "Хамса Упанишады", говорится, что они во множестве
появляются, чтобы быть собранными в центре, в котором происходит
медитация над Ишта-Дэвата. В гл. 9 этой Упанишады упоминается о
десяти видах звука, .имеющих определенное физическое действие,
такое как испарина, дрожь и т. п. Практикой этих десяти видов
звука достигается Брахма-Пада (состояние Брахмана). Брахма
Упанишада" упоминает сердце, голову и горло, как те места, "где
сияют четыре четверти (т. е. вся полнота) Брахмана". Комментатор
Нарайана говорит, что эти четыре места "Брахма Упанишады"
указывают на центры, при помощи которых может быть достигнут
Брахман (согласно описываемому здесь методу). Есть упоминание о
четырех лотосах в этих четырех местах, а ум назван "десятой
дверью". Другие девять отверстий - это глаза, уши, ноздри и т.
п. "Дхйана Бинду Упанишада" упоминает слышание йогом звуков
Анахата (шл. 3). Упанишада указывает, что при Пураке медитация
должна делаться на пупке Великого Могучего (Маха-Вира), имеющего
четыре руки и цвет, подобный конопле; при Кумбхаке
сосредотачиваться в сердце на красном Брахме, сидящем на лотосе;
при Речаке - выдыхании,- думать о трехглазом Рудре во лбу.
Самый низший из этих лотосов имеет восемь лепестков, второй
повернут головкой вниз, а третий, в котором соединены все
Дэвата, подобен цветку индийской смоковницы (ст. 9-12). В 13
стихе говорится о медитации на ста лотосах, каждый из которых
имеет сто лепестков, а потом на Солнце, Луне и Огне. В
"Амритананда Упанишаде" есть упоминание о пяти элементах и об
Ардха-матра выше их, т. е. Аджне (ст. 30-31). Элементы здесь те
же, что и в Чакрах, ибо ст. 26 говорит о вдохе в сердце как о
вдохе воздуха (Вайю-Таттва). Выше этого - врата освобождения. В
ст. 25 говорится, что Прана и Манас идут по пути, который видит
(т. е. знает) йогин, а комментатор говорит о пути, по которому
Прана входит в Муладхару и т. д. Он также упоминает несколько
процессов Хатха Йоги. "Кшурика Упанишада" в шл. 15 и 14 говорит
о 72 000 Нади, об Иде, Пингале и Сушумне. Все они, за
исключением Сушумны, могут быть использованы посредством Дхйана
Йоги. Стих 8 предписывает Садхаке "достичь белого и очень
тонкого Нади" и провести Прана-Ваию через него. Там же упомянуты
Пурака, Речака, Кумбхака и процессы Хатха Йоги.
Комментатор Нарайана в ст. 8 замечает, что Кундалини может быть
согрета внутренним огнем, и тогда она входит в Брахма-нади, для
чего применяется Джаландхара Бандха. "Нрисимха Пурватапания
Упанишада" (шл. 5.2) говорит о Сударшане (по-видимому имеется в
виду Муладхара), преобразующейся в лотосы с 8, 12, 16 и 32
лепестками по порядку. Это соответствует числу лепестков
лотосов, которые описаны здесь, кроме второго. Если считать его
Свадхиштханой, то второй лотос должен иметь 10 лепестков. Видимо
это расхождение связано с тем, что число букв для этого лотоса
указано Мантрой, для 6-лепесткового лотоса есть 6-буквенная
Мантра Сударшаны, для 8-лепесткового лотоса - 8-буквенная Мантра
Нарайаны, а для 12-лепесткового лотоса - 12-буквенная Мантра
Васудэвы. Так же и в 16-лепестковом лотосе есть 16 Кала
(гласных) звучащих с Бинду (Анусвара). 32-лепестковый лотос -
Аджна, в действительности двухлепестковый, потому что там есть
две Мантры (каждая в 16 букв Нрисимха и его Шакти. "Маитри
Упанишада" в 6 главе говорит о Нади и в особенности о Сушумне,
пересекающей Мандалы Солнца, Луны и Огня (каждая из них внутри
другой).
В Огне Саттва, в Саттве-Ачьюта; говорится также и об Амана, что
является другим названием Унмани. Обе - "Йога Таттва Упанишада"
и "Йога Сикха Упанишада" упоминают Хатха Йогу, а последняя
говорит о "закрытии внутренней двери", об открытии врат Сушумны
(т. е. входе Кундалини в Брахма-двара) и "перенесении Солнца".
"Рама Тапания Упанишада" ссылается на различные йогические и
тантрические процессы, такие как Асана, Двара Пуджа и в
особенностиБхута Шуддхи, которая, как уже говорилось выше,
является очищением элементов в Чакрах (воображаемый или реальный
процесс при помощи Кундалини). В примечаниях я уже цитировал
несколько отрывков, касающихся этой Йоги, из "Шандилья
Упанишада" (часть "Атхарва Веды"), "Вараха Упанишада" и "Йога
Кундалини Упанишада" (части "Кришна-Яджурведы), из
"Мандала-Брахмана Упанишада", ("Шукла Яджурведа"), "Нада-Бинду
Упанишада" (из "Ригведы").
Великая "Дэви Бхагавата Пурана" (7.35, 11.8) упоминает все шесть
Чакр (лотосов), поднятие Кундалини (которая называется
Пара-дэвата) из Муладхары по способу, описанному здесь;
соединение ее с Дживой Хамса-Мантрой; Бхута-Шуддхи; растворение
плотных Таттв в тонких Таттвах, а их, вместе с Махатом, в
Пракрити, Майя и Атме. Упоминается Дхара-Мандала и другие
Мандалы описаны так, как здесь. Указаны Биджа Притхиви и другие
Таттвы. Есть намек на разрушение человека греха в терминах,
подобных тем, которых мы находим в "Маха-Нирвана Тантре" и
других Тантрах. В этой главе есть достойная внимания Дхйана на
Прана Шакти и многое другое, напоминающее то, что описано в
"Прапанчасара-тантре" (гл. XXXV). "Линга-Пурана" (ч. 1, гл.
LXXV) упоминает Чакры с их различными лепестками, которые
перечислены комментатором.
Начало... Часть 40
Часть 42
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|