Змеиная сила. Артур Авалон. Часть
44
Многие так погружаются в Тантризм, что не видят ничего плохого в
этих Шастрах. Индийцы сейчас настолько запутаны своими
тантрическими Гуру, что они сами не знают, чего они хотят. В
течение веков они настолько привыкли к Тантрической Дхарме, что
уже не осознают неприемлемость этого ни для индуиста, ни для
мусульманина. Эти люди (те, для которых упомянутый выше Гуру
писал эти заметки) полны Млеччхата [Этим словом правоверные
индуисты называют всех не индуистов, подобно тому, как эллины
называли "варварами" всех не эллинов.], хотя, конечно, можно
предполагать, что с точки зрения тантрического учения и для
таких тоже возможен прогресс. Для таких, как они, лучше это, чем
вообще ничего. И Гуру обманывают их своими обольщающими
рассказами о Шат-Чакра. Подобно пестроте современной рекламы,
они предлагают показать так называемые лотосы тем, кто захочет
присоединиться к ним. Они предлагают собирать людей и отводить
их к Дикша-Гуру (посвятителю). В этом последователи тантризма
подобны кули, работникам, которых (обманными обещаниями) вербуют
для чайных плантаций. Тантристы утверждают, что лотосы
действительно есть. Но если это так, то почему они не говорят,
как можно их увидеть?
Они также предполагают, что Дэвата, Дакини, Йогини всегда
готовы, чтобы в любой момент убедиться в их существовании. Но
тогда как же они все материальны! Они говорят о некоем
Пара-Шиве, существующем выше Шивы, как будто может быть более,
чем один Брахман. Еще они говорят, что нектар имеет цвет,
подобный цвету цветка мака. Но если это так, тогда это
грубоматериальная вещь, его может дать врач, и нет необходимости
в Гуру. Короче говоря, тантрическая Шат-Чакра - это не что иное,
как конфетка в руках ребенка. Ребенок в пути, и чтобы он был
спокоен, ему дают конфетку. Но если он почувствует и поймет, что
конфетка дана ему, чтобы отвлекать его, он отбросит ее прочь и
найдет ключи к замкам Йоги, называемым Джнана и Карма. Эти
процессы Йоги были открыты в индийском обществе столетия назад.
Около 2500 лет назад Шанкара, разрушая атеизм, искоренил и
Шат-Чакра Йогу. Шанкара показал тогда бесполезность Тантр. Но
сегодня они снова пытаются войти в индийское общество, и их
снова нужно искоренить". Автор этих заметок упустил, возможно
по незнанию, что о Чакрах упоминали еще Упанишады. Описываются
они и в Пуранах. Допустим, Чакры, описанные в Пуранах,
соответствуют Ведам, а тантрические Чакры - нет.
Известно, что в "Шива Пуране" есть упоминание о шести центрах,
но там не утверждается их реальное существование и ничего не
говорится о Садхане, связанной с ними. Там утверждается, что эти
центры нужно просто воображать в религиозных целях. При внешнем
почитании богов и богинь им поклоняются в лотосах. Другие Пураны
высказывают такую же точку зрения, с той лишь разницей, что там
внешнее почитание превращается во внутреннее. Согласно Пуранам,
если кто-либо совершает почитание внутреннего лотоса, то из
этого не следует предполагать, что нечто подобное в самом деле
имеется у него внутри. Такое почитание - просто воображение,
хотя интересно отметить, что там же в тексте сказано, что такое
воображение может дать реальные плоды для того, кто совершает
почитание. Нужно отметить, что в "Линга Пурана" нет ничего о
Кундалини, пересекающей шесть центров, пьющей нектар и т. п.
Пурана просто говорит: "размышляй о Шиве и Дэви в разных
лотосах". Так что есть принципиальная разница между двумя
системами. "В пуранических описаниях Чакр все ясно, а в
тантрических - все покрыто тайной, потому что иначе как была бы
возможна вся эта мистификация бессовестных Гуру?". Так же, как
буддисты спорили с критикой их Шуньявады, так и тантристы будут
опровергать эти заключения о происхождении их Шастр.
Историк может поставить под сомнение утверждение о том, что
Шанкара упразднил Тантры, ибо согласно "Шанкара-виджайя", его
деятельность вообще не была направлена на упразднение какой-либо
из существовавшей в его время сект, но к преобразованию их и
установлению единства и связи между ними, чтобы через их
различные методы следовать общей идее. Поэтому, даже хотя
Кракаса был поглощен в своем Боге, явно тантрическая секта
Капаликов, которую он представлял, продолжала существовать с
одобрения Шанкары, хотя, возможно, и в несколько измененной
форме под руководством Вашуканатха. Брахманисты, последователи
Арья Самадж, Вишнуиты и Шиваиты, должны негодовать при чтении
этих критических замечаний, поскольку они затрагивают их. Я не
отдаю предпочтения каким-либо религиозным фракциям, но
ограничусь следующим наблюдением. Критика, несмотря на свою
"благочестивую" резкость по отношению к тем учениям, которые не
одобряет ее автор, содержит несколько справедливых замечаний. Я
не занимаюсь здесь ни установлением реальности или ценности
этого метода Йоги, ни доказыванием тех или иных положений
учений, кроме случаев, связанных с действительными
экспериментами и опытом.
Но с точки зрения истории учения, могу отметить следующее.
Верно, что Карма и Джнана - средства достижения освобождения.
Они, и Бхакти (преданность), которая может быть как в Карма, так
и в Джнана,- все они содержатся в восьми ступенях Йоги. В них
включены и Тапас - форма Карма-Йоги, и Дхйана - форма Джнана
йоги. Как уже говорилось, 8 ступеней йоги включают в себя и
процессы Хатха йоги, такие как Асаны и Пранаяма. Хатха йог
уделяет больше внимания физическим (Хатха) процессам.
Хатха-видья признает, что она - вспомогательный метод Джнаны,
посредством которой достигается Мокша. Также совершенно верно,
что некоторые формы блаженства могут быть вызваны опьянением или
употреблением наркотиков, но никто не считает это блаженством
освобождения. Процессы Хатха-Йоги тоже могут обеспечить
различные формы грубого или тонкого телесного удовольствия,
которое тоже вовсе не блаженство. Это явно неправильное
понимание описываемой здесь системы, если ее определять как
чисто материалистическую. Как и другие формы Йоги она имеет
материальную сторону в Хатха-аспекте, поскольку в человеке есть
и плотный, и тонкий духовный аспекты. Есть в нем и аспект
Джнаны.
В любой форме Йоги есть ментальные упражнения. Так как Джива и
материален и духовен одновременно, то необходимы дисциплина и
прогресс в обоих аспектах. Кундалини пробуждается Мантрой,
которая - форма сознания. "Тот, чье существо погружено в
Брахман", поднимает Дэви Кундалини Мантрой Хум-кара ("Шат-Чакра
Нирупана", шлока 50). Сама Дэви - Шуддха Саттва (там же, шл.
51). Мудрый и совершенный йогин погружается в Самадхи и,
поклоняясь лотосоподобным стопам Гуру, ведет Кула-Кундалини с
Дживой к ее Господу Пара-Шиве в обитель освобождения внутри
чистого лотоса и сосредотачивается на Чайтанья-рупа Бхагавати,
исполняющей все желания. (Это та Дэви, чья форма - само чистое
сознание). Когда он ведет так Кула Кундалини, то все в нем
поглощается Ею. Медитация должна производиться на каждом из тех
центров, в которых Она действует. Но только в Аджна Чакре Манас
может соединиться с Ней и быть поглощенным Кундалини, становясь
единым с Джнана Шакти, которая - тоже Она, ибо Она - все Шакти.
Поэтому Лайя Йога - это сочетание Кармы и Джнаны. В первой
мысленно, а второй непосредственно достигается освобождение. В
Аджне находится Манас и ОМ, и на них сосредотачивается Садхака
("Шат-Чакра Нирупана", 33). Атма Садхака трансформируется
медитацией на этом лотосе (34). Его Атма - Дхйана ОМ, которая -
внутренний Атма тех, чей Буддхи чист.
Он реализует свое единство с Брахманом и то, что Брахман - это
единая реальность (Сат), а все иное - нереально (Асат). Поэтому
он становится Адвайта-вади, тем, кто реализовал идентичность
индивидуального и вселенского "Я". Ум с помощью повторяющейся
практики растворяется, и такая практика сама представляет собой
умственную деятельность (там же, 36). йог, размышляющий о
Мантре, с помощью которой он реализует единство Праны и Манаса,
"закрывает дом, остающийся без опоры". Этим он освобождает свой
Манас от всякого контакта с объектами мира (шл. 36) через
достижение УнманиАвастха. Здесь находится Парама Шива. Это не
означает, что тантристы предполагают наличие разных Шив в смысле
различных божеств. Есть единый Брахман. Рудра, Шива, Парама-Шива
- это только имена для различных проявлений Единого. Когда
говорится, что какой-либо Дэвата находится в той или иной Чакре,
это означает, что там область действия Брахмана в его Дайва
аспекте, проявляющегося как Дэвата. Поскольку виды проявления
Брахмана различны, то различны и Дэвата. ХАМСАХ в Сахасраре
содержит в себе всех Дэват (шл. 44). Здесь, в Аджне, во время
смерти йог помещает свою Прану, и входит в "высочайшего Пурушу,
который был раньше трех миров и был познан Ведантой" (шл. 38).
Это действие, подобно другим, сопровождается определенными
Хатха-процессами, совмещенными с медитацией. Эта медитация
соединяет Кундалини и Дживатму с Бинду, т. е. с Шива и Шакти.
После такого соединения йогин проникает в Брахма-рандхру и
освобождается от тела при смерти, становясь единым с Брахманом.
Второе причинное тело выше Аджны и ниже Сахасрары можно увидеть
только посредством медитации (шл. 39), когда достигается
совершенство в практике Йоги. Ст. 40 относится к Самадхи Йоге. О
Сахасраре говорится, что она сокрыта и достигается только
большими усилиями; это тонкая "Пустота", главный корень
освобождения (шл. 42). В Парама-Шиве соединены две формы
блаженства (шл. 42),- Раса, или Парамананда Раса (блаженство
освобождения) и Вираса (блаженство от соединения Шивы и Шакти).
От этого последнего соединения появляется Вселенная и нектар,
который затопляет нижний мир или тело. Аскет (Яти) чистого
разума имеет знание, посредством которого он реализует единство
Дживатмы и Параматмы (шл. 43) "Самый совершенный из людей тот,
кто контролирует внутренние силы в Сахасраре и познал это - тот
свободен от перерождения". Этим достигается освобождение, Мокша
(шл. 45).
Он становится Дживанмукта и остается в своем теле до тех пор,
пока это ему необходимо, чтобы проработать свою Карму, действие
которой уже началось, так же как вращающееся колесо будет
катиться еще некоторое время после того, как прекратилась
причина его вращения. Это Бхагавати-Нирвана-Кала, которая дарит
божественное освобождающее знание, Таттва Джнана, или знание
Брахмана (шл. 47). Внутри этого - Нитьянанда,- само чистое
сознание (шл. 49) и достижимо только для йогинов сквозь чистую
Джнану. Эта Джнана обеспечивает освобождение. "Майя Тантра"
говорит: "Кто изучил Йогу, тот знает, что это - единство
Дживатмы и Параматмы (в Самадхи)". Другие говорят, что это
идентичность Атмы и Шивы. Последователи Агама говорят, что йога
- это знание Шакти. Иные говорят что Йога - это познание Парама
Пуруши, а последователи Пракрити-вады говорят, что познание
единства Шивы и Шакти и есть йога (шл. 57). При растворении
Кундалини в Парабинду, Дэви дает Садхаку освобождение
посредством его медитации над идентичностью Шивы и Атмы в Бинду.
То же происходит и при некоторых других процессах с медитацией
над Шакти. В других случаях это достигается медитацией на
Парама-Пуруше или же медитацией Садхака на единстве Шивы и
Шакти.
Начало... Часть
43... Часть
45...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|