Змеиная сила. Артур Авалон.
Часть 45
Почитанием какого-либо особого божества действительно можно
реализовать свое единство с объектом почитания. При почитании
Пранавы (ОМ) почитатель на мгновение реализует свою идентичность
с Омкара. В других формах почитания он реализует свою
идентичность с Кундалини, которая воплощена посредством
различных Мантр в почитании поклоняющихся ей. Поэтому Джнана -
это и Крийя-джнана и Сварупа-джнана. Последняя - это
непосредственный духовный опыт, а первая - процесс медитации,
ведущий к такому опыту. Сначала происходит Крийя-джнана, а когда
Кундалини соединяется с Шивой, она дает Сварупа Джнану. Это по
сути сама ее природа. Соединившись с Шивой, Кундалини совершает
обратное путешествие. После того, как она снова и снова приходит
к нему, она сможет совершить такое путешествие, из которого,
если этого захочет йогин, уже нет возврата. Тогда Садхака
становится Дживанмукта. Его тело сохраняется столько времени,
сколько нужно для исчерпания активной Кармы, а потом он
достигает бестелесности, Кайвалья-мукти (Высшего освобождения).
Почитаемый наставник, Шанкарачарья, в "Анандалахари", гимне Ее
возвращения (шл. 10) говорит: "Кухарини, ты - самая малая из
всего возможного, вместе с потоком нектара, истекающим от твоих
ног, ты возвращаешься к своей обители, оживляя и делая видимыми
все те вещи, которые раньше были невидимы. Достигнув своей
обители, ты снова принимаешь свою змееподобную свернутую форму и
засыпаешь". Ее поднятие вверх было Лайя-Крама (растворение
Таттв), а ее возврат - СристиКрама (творение Таттв вновь).
"Шат-Чакра Нирупана" (54) говорит, что йогин, практикующий Йаму,
Нийаму и другое (иные стадии Аштанга Йоги, включая Дхйану с ее
итогом - Самадхи), и чей разум контролируется, никогда больше не
родится снова. Счастливый, он пребывает в мире, постоянно
находясь в Брахмане. Независимо от того, будет ли вышеописанный
метод действенным и желательным, он должен содержаться в
рассматриваемом тексте ("Шат-Чакра Нирупана"), который
объясняет, что такое Йога и в котором его автор говорит, что она
- причина освобождения, пробуждающая силу космического сознания
и делающая человека тем, чем он есть. Йогин, желающий достичь
блаженства освобождения, входит туда через дверь Карма йоги и
Джнана йоги. Брахманический автор, которому так не нравятся
Тантры, пишет, что различие между ними и Ведами так же велико,
как то различие, "которое существует между небом и низшим
миром". Он не отрицает действенность тантрической Шат-Чакра
Садханы, но сравнивает ее с ведической Гаятри-садханой в статье
о двух методах, которую я здесь приведу сокращённо. "Чакры
(существование которых неоспоримо) помещаются там, где
соединяются нервы и мышцы. Аджна - место, откуда исходят
команды. Это проявляется в деятельности Буддхи.
Если команда последовала, Садхака становится чистым от
предрасположенности (Бхава) и речи. Речь производится горлом в
области Вишуддхи. Следующая Чакра, расположенная ниже,
называется Анахата по причине ее связи со звуком Нада, который
возникает сам собой в сердце. Вайю в Анахате - это Прана Шакти.
Здесь тот, кто свободен от греха, может видеть Атма. Здесь йогин
реализует "Я есть Он". Огонь - в пупке. Обитель желаний - в
Свадхиштхане. В самом нижнем лотосе-Муладхаре, находятся три
Шакти Дживы, а именно воля, знание и действие в бессознательном,
непроявленном состоянии. При помощи Параматмы Садхака полностью
пробуждает эти три силы и соединяется с Турийя-Брахманом". "В
древности Садхана начиналась теми, кто не был последователем
Гаятри-Мантры, в Муладхара Чакре, с самого нижнего центра. Для
этого была причина - таким способом контролировались чувства.
Без такого контроля чистота предрасположенности не могла бы быть
достигнута, а если такая чистота не достигнута, то ум не сможет
найти свое место в сердце и не может произойти соединение с
Параматмой. Первое, что должен сделать Садхака - это
контролировать свои чувства. Тот, кто пытается достичь этого без
фиксации ума на Господе - Творце, проходит через многие
трудности и утомительную практику (Мудры, Бандхи и т. п.),
которая необходима для контроля Индрий и действия Гун. При
Гаятри Садхане все это не обязательно. Верно и то, что в трех
низших центрах должны контролироваться чувства: алчности (Лобха)
в Муладхаре, вожделения (Кама) в Свадхиштхане и гнева (Кродха) в
области пупка.
Эти три страсти - основа всех чувств и главные врата в ад.
Способ, которым эти чувства можно контролировать -
сконцентрировать Читту на существовании Параматмана в этих
Чакрах. Читту можно привлечь к каждому из этих низших центров и
контролировать связанные с ними страсти. Поэтому когда чувства
выходят из-под контроля, фиксируй ум на Параматме в
соответствующих Чакрах. Иными словами то же самое можно сказать
так: чтобы контролировать гнев, нужно сосредоточить ум в области
пупка и думать о существовании высшего Единого в этом центре -
не как высшего вне тела, а как воплощенного в этой части тела,
как его проявление. В результате активность страстей в этом
центре смягчится, так как она согласуется с состоянием Атмана,
который вызывает эту активность, и тогда и ум и тело достигнут
умиротворенности Атмана, на котором человек концентрируется".
"Контролируя чувства, начинай Гаятри Садхану не в нижних, а
самом высшем из шести центров, в Аджне, между бровями. Уже нет
необходимости в трудностях проникновения в Чакры снизу. Фиксируй
ум на Господе-Творце в самом высшем центре. В эфире (Акаша)
пребывает сущность высшего Атма. Там и в двух низших центрах
происходит наслаждение с Творцом. Соединение Дживы и Пракрити в
Упанишадах называется "медом" (Мадху). Садханой в Аджна Чакре
достигается очищение бытия (Бхава-Шуддхи), за которым приходит и
чистота речи. Здесь Йога (соединение) с высочайшим божеством.
Он, свободный от всех беспокойств тела и ума, достигает
состояния за пределами Гун, т. е. состояния высшего Брахмана".
Завершим обзор этой критики традиционным индийским изречением:
"Спорить о религии (Дхарме) с другим человеком - признак
ограниченности ума. О, Господь! С какими бы чувствами или в
каких бы формах веры не взывали к Тебе,- Ты этим доволен". Какие
бы ни были различия между Упасаной и Йогой - по форме или по
методу,- все индийцы с древних времен стремятся к общему итогу в
соединении с тем светом сознания, который находится за пределами
света Солнца, Луны и Огня. Каковы же главные принципы, лежащие в
основе выше описанной практики йоги? Каким образом пробуждение
Кундалини и ее соединение с Шивой приводит к состоянию
экстатического соединения (Самадхи) и возникающему при этом
духовному опыту? Читатель, понявший основные идеи предыдущих
глав, будет готов принять дающийся здесь ответ. Раньше уже
говорилось, что есть два направления Йоги - Дхйана йога( или
Бхавана Йога) и Кундалини Йога, изложенная здесь, и что между
ними есть существенное различие. В первом случае экстаз Самадхи
и отрешенность от мира достигается чисто умственным процессом
(Крийя-Джнана) с помощью, возможно, в первых стадиях,
вспомогательных упражнений Мантра или Хатха йоги (другой Хатха
Йоги, чем та, которая используется для пробуждения Кундалини).
Во втором случае имеется в виду та йога, в которой творческая
сила всего тела - Кундалини,- действительно соединяется (в теле)
с Господом сознания, и это производит тот же результат, что и в
Дхйана йоге.
Йогин пробуждает эту силу, ведет ее к Господу Шиве и через Нее
наслаждается соединением с Ним. Это Она дает йогину Джнану,
знание, потому что она сама по своей природе - Джнана. Дхйана
йог достигает высшего состояния своими собственными
размышлениями; и получает то, что они могут ему дать, но не
испытывает наслаждения от соединения с Шивой через его
фундаментальную телесную силу. Обе йоги различны как по методу,
так и по результату. Хатха йог в поисках Лайи рассматривает свою
йогу и ее плоды как самые высшие. То же самое думает и Джнана
йог о своей Йоге. Но существует общее мнение, что Раджа йога -
самая высшая форма Йоги. О Кундалини так много говорится, что
многие желают познать Ее. изучая теорию этой Йоги, я часто
спрашивал себя: "Можно ли без всего этого достичь чего-либо?"
Ответ Шастр такой: "Это зависит от того, какая ваша цель и от
ваших сил". Если вы хотите пробудить Кундалини Шакти и
насладиться блаженством соединения с Шивой и с Шакти через нее,
или же если вы хотите достичь сопутствующих этому сил, то ясно,
что успех может быть достигнут только посредством описанной
здесь йоги.
Но если у йогина есть возможность достичь освобождения без
Кундалини, тогда в этой йоге нет необходимости, и освобождение
может быть достигнуто самой лишь Джнана Йогой через
отрешенность, а покой ума реализуется без всякой помощи со
стороны Кундалини. Но совершенное освобождение (Нирвикальпа
Самадхи) может быть достигнуто только этим путем посредством
Раджа йоги, в которой Кундалини йога является предварительным
методом. Самадхи можно достичь как путем почитания, так и путем
познания. И действительно, самое высокое почитание (Пара-Бхакти)
ничем не отличается от познания. И то и это - реализация. Дхйана
йог не пренебрегает своим телом, зная что и ум и материя
действуют друг на друга.
Начало... Часть 44
Часть 46
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|