Змеиная сила. Артур Авалон. Часть
46
Пренебрежение телом и тем более умерщвление его скорее приведет
к еще большей хаотичности игры воображения, чем к духовному
опыту. Однако Дхйана йог не занимается специально телом в такой
большой мере, как Хатха йог. Можно быть преуспевающим Дхйана
йогом, но быть при этом телесно слабым, больным и жить недолго.
Когда такой йог умирает, его тело заканчивает свое
существование, но не он сам. Он не может умереть по своей воле.
Экстаз, который он называет освобождением при жизни, это не то
состояние, которое (как мне было сказано) есть настоящее
освобождение. Он может быть спокойным субъектом, равнодушным по
отношению к страдающему телу, из которого он ускользает только
при смерти. Только тогда он и освобождается. Его экстаз имеет
природу медитации, которая уходит в пустоту (Бхавана-Самадхи),
происходя посредством устранения колебаний мысли (Читта-Вритти)
и отвлечением от мира. Это тот (чисто умственный) процесс, в
котором поднятия центральной силы тела не происходит вообще. Ум,
являющийся порождением Кундалини, успокаивается вместе с его
мирскими желаниями, и с сознания снимается та вуаль, которую
создает функционирование ума.
А в Лайя Йоге сама Кундалини, пробужденная йогом (для такого
пробуждения нужно его активное участие) дает ему это
просветление. Но может возникнуть вопрос, зачем работать над
телом и его центральной силой, идти на большой риск и вовлекать
себя в трудности? Ответ уже дан в утверждении о достоверности и
легкости реализации через Силу, само познание, с помощью
которого достигают и Сиддхи и конечного наслаждения. Этот ответ
можно считать фундаментальным принципом Шакти Тантры. Шакта
Тантра стремится дать и оба вида наслаждения в этом мире, и в
том, следующем мире,- и освобождение из всех миров. Она
претендует на то, что основана на глубоком принципе истины. И
если окончательная реальность единственна и существует в двух
аспектах - неподвижности наслаждения собой в свободе от всех
форм и наслаждения объектами; как чистый дух и как дух,
воплощенный в материи, то полное соединение с реальностью
требует такого соединения в обоих его аспектах. Надо познать и
"здесь" (Иха) и "там" (Амутра). Если это правильно понимать и
правильно практиковать, то можно найти истину в доктрине,
которая учит, что человек может делать наилучшее в обоих мирах.
В действительности нет несовместимости между двумя мирами, и
предусматриваемое действие находится в согласии со вселенским
законом проявления.
Лживо то учение, которое утверждает, что счастье в будущем может
быть достигнуто пренебрежением его поисками здесь и теперь, или
намеренным поиском страданий и самоистязаний. Это единый Шива
проявляется и в форме высочайшего наслаждения, и в форме
человека с его человеческой жизнью, в которой смешались
страдание и наслаждение. А счастье здесь и теперь, и блаженство
освобождения здесь и теперь - ив будущем,- могут быть
достигнуты, если единство этих двух аспектов Шивы будет
реализовано в каждом человеческом деле. Это может быть
достигнуто, если каждая человеческая функция будет выполняться
как религиозный акт жертвы и почитания. В древнем ведическом
ритуале наслаждение пищей и питьем следовало за ритуальными
церемониями жертвоприношений. Каждое наслаждение было плодом
жертвы и даром богов. В более высокой стадии, в жизни Садхака,
это предлагалось тому Единому, из которого исходят все дары и по
отношению к которому все Дэвата являются низшими, ограниченными
формами. Но из этого тоже проистекает дуализм, от которого
свободна высочайшая монистическая Садхана Адвайта Шакта
Тантры. Здесь индивидуальная и общемировая жизнь рассматриваются
как одно. Поэтому тантрический Садхак, когда он ест, пьет или
выполняет другую естественную функцию тела делает это, говоря и
веря "Шивохам" ("Я есть Шива"), "Бхайравохам" ("Я есть
Бхайрава"), "Са-ахам" ("Я есть Она"). Это не просто отдельная
индивидуальность, которую радуют эти акты.
Это Шива, действующий в нем и через него. Так он познает,- как
было хорошо сказано,- что его жизнь и игра всей его деятельности
- это не какаято отдельная вещь, которой можно эгоистически
следовать для своего собственного отдельного спасения, через
радость ухватить что-то для своей собственной жизни, без чьейбы
то ни было помощи и с чувством своей отдельности. Но вся жизнь и
все действия постигаются как часть божественной деятельности
природы (Шакти), проявляющейся и действующей в форме человека.
Он реализует в пульсирующем биении своего сердца ритм, который
трепещет в нем, как признак вселенской жизни. Пренебрегать
нуждами тела или отрицать их, думая о них, как о чем-то
небожественном, это значит пренебрегать и отрицать ту великую
жизнь, часть которой тело и его потребности составляют, и
искажать учение о единстве всего и окончательной тождественности
материи и духа. Если принять эту концепцию, то даже самые низшие
физические потребности приобретают космическое значение. Тело
это Шакти, и его нужды - это нужды Шакти. Когда человек радуется
или наслаждается - это Шакти радуется и наслаждается через него.
Во всем, что человек видит и что он делает - это видит и
действует великая Мать.
Его глаза и руки - это Ее глаза и руки. Все тело и все его
функции - это Ее проявление. Полностью реализовать Ее - это
значит совершенствовать эти частные проявления Ее, которые - он
сам. Человек стремится быть хозяином самого себя, и ищет этого
на всех планах - физическом, ментальном и духовном; и он не
может быть суровым с этими проявлениями, потому что все они
связаны, будучи различными аспектами всепропитывающего сознания.
Кто более божественен - тот ли, кто пренебрегает телом и умом,
чтобы достичь какого-то воображаемого духовного превосходства,
или тот, кто правильно использует и то и другое, как формы
единого Духа, который он принимает? Проницательным духом быстрее
и вернее достигается реализация в самом бытии и его активности,
чем тем, кто избегает этого всего и отбрасывает его прочь, как
недуховные и иллюзорные вещи, задерживающие его на пути. Если их
постигать неправильно, то они могут становится задержкой и
причиной падения, в ином же случае они становятся орудиями
достижения,- а что еще другое есть у нас в руках? Как говорит
"Куларнава Тантра": "Что способствовало падению, то способствует
и поднятию". Когда действия производятся в правильном настроении
и правильном состоянии ума (Бхава) - они дают наслаждение
(Бхукти), а повторение и углубление Бхава (нужного состояния)
порождает наконец тот божественный опыт, (Таттва-джнана),
который и есть освобождение. Когда во всем мы видим Великую Мать
всего, тогда, наконец, будет реализована Она, находящаяся по ту
сторону всего. Эти общие принципы чаще всего прилагаются к
мирской жизни перед вступлением на путь чистой Йоги. Описываемая
здесь Йога - это тоже одно из приложений того же самого
принципа, в том же направлении, которое требуется для того,
чтобы посредством этой Йоги достичь и Мукти - освобождения, и
Бхукти - наслаждения.
Обычно говорится - "Где йога - там нет Бхога (радости,
наслаждения)". Но в учении Каула (т. е. Шакта Тантр) Йога это и
есть Бхога, а Бхога это и есть Йога, и тогда сам мир и жизнь
становятся местом освобождения. В Кундалини йоге радость (Бхога)
исилы (Сиддхи) могут быть найдены в каждом из центров, до
которых доходит Изначальная Сила, и продолжение практики
восхождения дает ту радость, которая и есть освобождение. Через
низшие процессы Хатха йоги можно достичь совершенства
физического тела, которое станет вполне пригодным инструментом
для функционирования ума. Совершенный ум приближается к Самадхи
и переходит в само чистое сознание. Хатха йог желает достичь
такого тела, которое было бы крепким, как сталь, здоровым,
свободным от страданий и поэтому живущим долго. Властелин своего
тела, он властелин и жизни и смерти. Его сияющая форма
наслаждается жизненной силой юности. Он живет столько, сколько
желает жить, и радоваться в мире форм.
Его смерть"добровольная смерть", когда он совершает великий и
удивительный жест растворения, величественно уходя. Но могут
возразить, что и последователи Хатха йоги болеют и умирают.
Во-первых, полная дисциплина трудна, а практика рискована и ей
можно следовать только под руководством опытного Гуру. Как
говорит "ГоракшаСамхита", "Практика без руководства не только
безуспешна, но может привести к болезни и даже к смерти. Тот,
кто хочет победить бога смерти, подвергает себя риску неудачи и
быстрее всех становится его добычей. Не все, кто занимается этой
йогой, достигают успеха, или одной и той же степени успеха. Тот,
кто оказывается несостоятельным, тот не только не излечивает
обычные человеческие недуги, но и приносит себе новые, другие
болезни посредством практики, которую он выполняет, будучи либо
больным, либо просто непригодным для нее. Тот же, кто достигает
успеха, получает его в различной степени. Одни могут продолжить
свою жизнь до священного возраста в 84 года, другие - до 100
лет, третьи еще дольше. Теоретически тот, кто преуспел в йоге,
покидает этот мир, когда он захочет. Но не у всех одинаковые
способности и крепость тела, различны препятствия, которые нужно
преодолевать, и обстоятельства. Все должны быть желающими и
способными следовать точным правилам, необходимым для успеха.
А современная жизнь в целом является препятствием для такой
полной физической культуры. Не все люди могут стремиться к
такому образу жизни или могут думать, что достижение не стоит
таких беспокойств. Некоторые стремятся освободиться отсвоего
тела как можно быстрее. Поэтому и говорится, что легче достичь
освобождения, чем бессмертия. Первое можно достичь, отбросив
эгоизм, отрешенностью от мира, моральной и ментальной
дисциплиной. Но победить смерть тяжелее, чем все это. Для этого
все эти качества и дела не могут быть полезны. Тот же, кто
достиг такой победы, держит жизнь в одной руке, и, если он
совершенный йог, то держит и освобождение в другой руке. Он
имеет и наслаждение, и освобождение. Он владеет и миром, и
блаженством, которое по ту сторону всех миров. Поэтому Хатха
Йога заявляет, что всякая другая Садхана ниже, чем Хатха Йога.
Хатха йог, поднявший Кундалини, достигает различных
сверхъестественных сил (Сиддхи) и, при их помощи, наслаждения. В
каждом центре, к которому он ведет Кундалини, он испытывает
особую форму блаженства и достигает особых сил.
Если он безразличен (Вайрагья) к ним, он ведет Ее к Шиве, в
центр своего мозга, и наслаждается высшим блаженством, которое
по своей природе то же самое, что и освобождение. Утвердившись,
оно становится постоянным освобождением в отпущенном на волю
духе и теле. Она, (Изначальная Сила), "сверкающая, как гирлянда
огней", молния, вспыхивающая в центре тела йогина - это
"внутренняя женщина", отношение к которой выражается следующими
словами: "Что нужно мне от любых внешних женщин? Я имею внутри
себя внутреннюю женщину". Вира-садхак ("герой") познает себя как
воплощение Шивы (Шивохам) при соединении с женщиной -
воплощением Шакти на физическом плане. [Утверждение Тантр о том,
что такое соединение и есть освобождение - восхваление в чисто
индийском стиле тому, что происходит по ту сторону
действительного факта (соединения).
Начало... Часть
45... Часть
47...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|