Змеиная сила. Артур Авалон.
Часть 47
Европеец, который воспримет эту идею буквально и посмеется над
ней, сделает смешным сам себя для познавшего. То, что происходит
фактически (при половом соединении) - это мимолетное
наслаждение, которое, как и всякое другое блаженство, исходит из
высшего блаженства, и оно - лишь бледное отражение того
наслаждения, которое обеспечивает нам освобождение от
перерождений. Это блаженство низшей Садханы, а соединение
Кундалини Шакти с Шивой - это высшая Садхана.] Но дивья-садхак
("божественный"), или йогин, соединяет мужской и женский
принципы внутри себя, как свои собственные принципы, и это
сердце Шакти, и сам ее повелитель - Шива (чистое сознание).
[Hrdayam Paramesituh "Йогини-Хрдайя Тантра" говорит: "Она
(Изначальная Сила) - то сердце, из которого исходят все вещи".]
Их соединение - это мистическое совокупление (Майтхуна) Тантр.
[Это, по словам "Йогини-Хрдайя Тантры", совокупление тех, кто
является Яти - контролирующим свои страсти.] Есть две формы
соединения - Самарасйя [Наслаждение от соединения мужчины и
женщины, все равнотелесного, или соединения их внутренних
принципов.], которое считается грубым (Стхула) как соединение
воплощенных форм с Высшим Сознанием; и второе, которое является
(Сукшма) или соединением покоящегося и активного принципов в
самом сознании. Это и есть освобождение. Какова же природа
процесса, описываемого здесь, в философском смысле? Подведем
итог: энергия поляризует сама себя на две формы - статическую,
потенциальную - и динамическую, проявляющую себя как силы Пран в
теле. За всякой активностью есть статическое основание. Этот
статический центр в теле человека - изначальная "Змеиная Сила" в
Муладхаре, статическая основа всего тела и всех его движущихся
пранических сил, грубая форма Чит, сознания. В сущности это то
же самое сознание, принимающее внешне форму силы, самого
высшего проявления силы. Так как есть различие между высшим
покоящимся сознанием и его активной силой, которые в сущности -
одно, то когда сознание проявляется в форме энергии, та обладает
двойным аспектом - потенциальной энергии и кинетической.
Для Адвайта Веданты не может быть разделения реальности.
Совершенный взгляд ее последователя, удаление от окончательной
реальности. [Для взора Сиддха, дух которого является Удасина
(простой свидетель, "не ум"), становящийся Адхьяса, нет ничего
реального (в индийском смысле этого слова, как его употребляет
Шанкара). Творение (Срити) - это Виварта, или видимая,
кажущаяся, не реальная эволюция. Адхьяса - атрибуты, которыми
эта вещь реально не обладает.] Для Садхака это путь духа,
который постепенно движется через низшие уровни бытия и
различным образом идентифицирует себя с ними. Так он получает
тенденцию к проявлению и действительно проявляется. Шакта
Тантра, практическая часть ведантического учения, представляет
мировой процесс как поляризацию в самом сознании. Это
поляризованность, существующая внутри нас, устраняется йогой,
которая нарушает равновесие телесного сознания, поддерживаемого
этими двумя полюсами.
В человеческом теле потенциальный полюс энергии, т. е. высшая
Изначальная Сила, взволнована стремлением к действию. От этого
динамическая Шакти, движущая сила, влечется к нему, и
возникающий при этом динамизм устремляется вверх к соединению с
покоящимся сознанием в самом высшем лотосе. Это было настолько
хорошо изложено моим товарищем и сотрудником, профессором
Праматанатха Мукхопадхьяя, что я вряд ли смогу сказать лучше,
чем он написал в своем письме, которое я процитирую. "Когда вы
говорите, что Кундалини Шакти - это Изначальная Сила в покое, я
думаю об аналогиях (и это нечто большее, чем просто аналогия) в
современной науке. Космическая энергия в ее физическом смысле
должна рассматриваться или как статическая, или как
динамическая. Первая существует как условие равновесия, а вторая
- как условие движения или перемены положения. Такова
материальная вещь в видимом покое, хотя в действительности
абсолютного покоя нет ни в чем, кроме Чит, чистого сознания, и
может рассматриваться как энергия (Шакти), уравновешенная
различными элементами, которые поддерживают друг друга в
неподвижности покоя (или, как сказал бы математик,
алгебраическая сумма всех сил равна нулю). Конечно, это
равновесие скорее относительное, чем абсолютное.
Важно заметить, что эта поляризация Шакти проявляется в двух
формах - статической и динамической. Энергия, действующая в
тканях живого тела( не имеет значения, какова ее природа, так же
как безразлично и то, верим ли мы в особую жизненную силу, или
нет) поляризуется на две подобные формы - анаболическую и
катаболическую. Одна из них имеет тенденцию к изменению, а
другая к сохранению ткани в неизменности; настоящее состояние
тканей будет просто результатом этих двух сил, существующих
совместно, либо противодействующих. В уме и переживании эта
поляризация отражается так же. В своих работах ["Approaches to
Truth" и "The Patent Wonder", изложение в современных терминах
древнего ведантического учения.] я постоянно утверждал такую
полярность между чистым Чит (сознанием) и напряжением (Силы), в
которую оно облечено. Это напряжение, как Шакти, ведет ум через
бесконечное количество форм и перемен, которые включены в чистый
безграничный эфир знания (Чит-Акаша). Поэтому и Изначальная Сила
предстает в двух полярностях, статической и динамической - в
этом случае эти полярности более фундаментальны и приближаются к
абсолютным.
Если рассмотреть атом, то согласно электронной теории его
строения он представляет собой миниатюрную Вселенную,
напоминающую Солнечную систему. В центре этой системы атома
находится положительный электрический заряд, вокруг которого
вращается облако отрицательно заряженных электронов, подобно
тому как множество планет и более мелких космических тел
вращается по своим орбитам вокруг Солнца. Положительный и
отрицательный заряды удерживают друг друга в равновесии, поэтому
в атоме энергия находится в уравновешенном состоянии. Если атом
разрушить, то этот уравновешенный запас энергий освободится, что
и происходит при радиоактивном излучении. Здесь мы замечаем ту
же самую поляризацию Шакти на статический и динамический аспекты
- в центре положительный заряд, и отрицательный заряд в движении
вокруг центра. Это, может быть, самая впечатляющая аналогия для
иллюстрации космических фактов. Эту иллюстрацию можно перенести
и в другие области науки и философии, но я здесь воздержусь от
деталей. Подводя итоги, мы можем сделать такое важное
заключение: Шакти, проявляя себя во вселенной, разделяется на
два полярных аспекта - статический и динамический.
Под этим подразумевается, что не может быть силы в динамической
форме без наличия в то же время связанной с ней силы в
статической форме, подобно полюсам магнита. В любой области
активности силы мы должны, согласно этому космическому принципу,
иметь статическое основание - Шакти в состоянии покоя, или
свернутую кольцом, как символически говорят о ней Тантры. ,
Прежде чем продолжить, я бы хотел сказать о фундаментальном
значении тантрической и пуранической Кали. Эта фигура
одновременно и реальна и символична, как и всякая фигура в
индуистской мифологии. Божественная Мать Кали - символ
космической истины, которая уже объяснена. Садашива, на чьей
груди она танцует, обнаженная и темная, это статическая опора
или чистый Чит. Он великий и неподвижный, потому что чистый Чит
в своей природе бездейственный и самопроявляемый. В то же время
вне и по сторону сознания не может быть ничего, никакой силы
(Шакти). Поэтому Божественная Мать стоит на груди Божественного
Отца. В ней - вся активность и Гуна Майя (в ее аспекте Пракрита,
состоящей из Гун).
Ее темнота означает, что она непостижима (за пределами мысли и
речи). Конечно, здесь нет разделения реальности надвое (в этом
разделении - несовершенство доктрины Санкхья о Пуруше и
Пракрити, но во всем остальном эта доктрина верна), но только
лишь поляризация в нашем опыте неделимого факта, который есть
сама Изначальная Сила. Чит - это тоже Шакти, Шива и Шакти, Шакти
и Шива - так говорят Тантры. Это и поддержка Гунам, как Гунамайя
(чья субстанция есть Гуны); Ниргуна (без качеств), и в то же
время Сагуна (с качествами), как сказано в хорошо известном
высказывании Канди. Высказанный вами намек (что Кундалини это
статическая Шакти) делает для меня вполне ясной природу
Кундалини Шакти. Вы, возможно, правы, говоря, что космическая
Шакти представляет собой коллективность, а Кундалини в телах
остается только индивидуальной. Это как иллюстрация в
миниатюрных масштабах целого макрокосма. Закон и принцип целого
проявляется в том, что на уровне микрокосма Шакти проявляется в
форме Кундалини. Это, как мы видим - закон поляризации на
статический и динамический аспекты. В живом теле тоже должна
быть такая поляризация. Кундалини, свернутая в Муладхаре в три с
половиной оборота, это неистощимая статическая опора
динамической силы, действующей во всем теле, занимающейся его
процессами и производящей в нем все изменения.
Начало... Часть 46
Часть 48
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|