Свами Вивекананда: жизнь и наследие.
Часть 2
И наконец, третья, постоянная тема бесед Рамакришны - поиск
путей освобождени от бедствий кали-юги. Он отнюдь не считает
необходимым для этого уход от мира. С его точки зрения, следует
лишь умело сочетать бхуктии мукти- наслаждение и свободу, жить в
мире, но не быть привязанным к нему (излюбленный пример
Рамакришны, обычно приводимый в качестве иллюстрации к этому
положению, - как живет служанка в доме своих господ, будучи
далека от него мысленно), бескорыстно выполнять свои
обязанности. И наконец, самое главное, самое необходимое в
"железный век"- любовь (бхакти), видящая Бога во всех людях,
независимо от их положения в обществе. Характерны его
высказывания об относительности кастовых различий, об
исчезновении их для достигшего совершенства человека. И это не
были лишь слова, это была норма поведения самого Рамакришны; всю
Индию облетел рассказ об одном из его самых необычных поступков:
ночью, пробравшись в хижину неприкасаемого, он подмел пол хижины
своими длинными волосами.
Рамакришна выступает с проповедью единого Бога (в качестве
высшей реальности), считает относительными кастовые различия,
отстаивает идею упрощения и удешевлени обрядов: подобно тому как
рыбу удобнее есть, удалив хвост и голову, так и поклоняться Богу
лучше, по его словам, в самых простых формах.
И вот этого-то человека встречает Нарен в один из ноябрьские
вечеров 1881 г. Нарен, обладавший прекрасным слухом и довольно
сильным голосом, исполняет для присутствующих на вечере
несколько песен. Пение молодого студента приводит в восторг
Рамакришну, тот выводит его на балкон, кланяетс ему, называя его
Нараяной (одно из имен Вишну), и просит посетить его в
Дакшинешваре. "Жестокий! Как ты мог не приходить так долго!
Именно теб я ждал все эти долгие годы!" - восклицает он
патетически.
Нарен смущен и озадачен, в голове его мелькает
мысль, что перед ним - сумасшедший. И все же в декабре он
приходит - главным образом из любопытства - в Дакшинешвар. Во
время визита Рамакришна легким прикосновением погружает его в
состояние транса (у Нарендранатха это вызывает ужас - ему
кажется, что он умирает). Нечто подобное происходит и во время
второго визита Нарена в Дакшинешвар (причем на этот раз
Рамакришна беседует с погруженным в транс Нареном и узнает от
него разные детали его жизни). Впрочем, хотя все это и
производит известное впечатление на молодого студента, вначале
он далеко не склонен к мистическому объяснению происшедшего: он
объясняет его вполне рационалистически - как гипнотическое
внушение. Это стремление к естественному объяснению событий,
которые расценивались окружающими как сверхъестественные,
сохранилось у Нарендранатха и в последующие годы.
В этом смысле
его продолжавшиес около 5 лет (1881 - 1886) посещения Рамакришны
наполнены беспрерывной внутренней (с самим собой) и внешней (с
учителем и его окружением) полемикой. Но Нарендранатх не уходит
от Рамакришны, а остается - несмотря на все свои сомнения -
возле него и становится в конце концов одним из самых преданных
его учеников.
Окончательный поворот Нарендранатха к учению Рамакришны
происходит в трагическом для него 1884 г., когда от сердечного
приступа умирает его отец и он становится единственным
кормильцем большой семьи. Имущественные дела отца оказываются в
запущенном состоянии, семью осаждают кредиторы, дом угрожают
продать с молотка, а Нарендранатх тщетно пытается что-то
исправить и наладить, найти хоть какой-то заработок. Вот как он
описывает свое состояние в те дни:"Я умирал с голоду. Босой, я
ходил из конторы в контору, и повсюду мне отказывали.
Я узнал на
опыте, что такое человеческое сочувствие. Это было мое первое
соприкосновение с действительной жизнью. Я открыл, что в ней нет
места слабым, бедным, покинутым... Свет казался мне порождением
дьявола. В знойный день, держась с трудом на ногах, я присел на
площади под тенью какого-то памятника. Тут же было несколько
моих друзей. Один из них пел гимн в честь безграничной милости
Божьей. Это был для меня как бы удар дубиной по голове. Я
подумал о плачевном состоянии моей матери и моих братьев. Я
закричал: "Прекратите эту песнь! Подобные фантазии могут быть
приятны только тем, кто родился с серебряной ложкой во рту..."
Такого рода речи становятся достоянием гласности, Нарендранатх
приобретает дурную славу "атеиста", пускаются в обращение слухи
о его аморальном поведении, посещении мест, пользующихся
сомнительной репутацией, "разгуле". Когда некоторые из его
знакомых пересказывают ему содержание слухов, он в гневе
заявляет, что в этом злосчастном мире человек может себе
позволить утешаться, как найдет нужным, а ханжи-моралисты просто
трусы.
Все это подливает масла в огонь. И только у одного
человека - Рамакришны - дурные слова о Нарене вызывают гнев.
Впоследствии Вивекананда напишет: "Шри Рамакришна был
единственным, кто полностью и неизменно сохранял веру в меня,
даже мать и братья не сохранили ее. Именно его незыблемое
доверие и любовь привязали меня к нему навсегда". В этих
условиях многое, что раньше представлялось Нарендранатху
достойным предметом жизненных устремлений - диплом юриста,
карьера, положение в обществе, - становится глубоко чуждым ему.
В новом свете предстают перед ним слова Рамакришны о майе, мир
кажется жестоким, бесчеловечным, и он ищет убежища возле
учителя. Его настроения в этот период ярко выразились в
следующем эпизоде: готовясь однажды дома к экзамену в колледже,
он вдруг почувствовал такой ужас и отвращение в своему будущему
ремеслу, что бросил книги и побежал к Рамакришне, потеряв по
дороге сандалии.
Нарендранатх принимает решение стать саньяси и
вскоре после смерти Рамакришны, наступившей 16 августа 1886 г.,
реализует свое намерение. Вместе с другими учениками Рамакришны
он поселяется в заброшенном полуразрушенном доме в Баранагоре
(вблизи Дакшинешвара). В доме почти никогда не бывает вдоволь ни
еды, ни одежды, по стенам ползают ящерицы, скорпионы и змеи, но
зато есть обширная библиотека, и молодые саньяси проводят дни в
бесконечных спорах - речь идет отнюдь не только о религиозных
сюжетах, но и о литературе, искусстве, философии и истории.
Вскоре начинаются странствия Нарендранатха по стране, вначале
сравнительно непродолжительные, прерываемые возвращениями в
Баранагар. Но в июле 1890 г. он уходит из Баранагара навсегда
(он вернется к своим верным соученикам лишь после поездки в США,
и местом их совместного проживания будет уже не Баранагар), В
течение примерно трех лет Нарендранатх, постоянно смен имена,
проходит, большей частью пешком, всю Индию от Гималаев до мыса
Коморин. Это путешествие становится его вторым "университетом" ,
именно здесь он приобретает столь удивлявшие потом его
современников своей обширностью познания из области быта
различных слоев индийского общества, этнографии, лингвистики,
фольклора и т.д. В 1892 г., достигнув самой южной точки Индии -
мыса Коморина, он мысленно дает клятву посвятить свою жизнь
возрождению Индии посредством улучшения условий жизни и
пробуждения национального самосознани индийского народа.
Начало...
Продолжение...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|