Свами Вивекананда: жизнь и наследие.
Часть 3
В 1893
г. он принимает решение отправиться на открывающийс в Чикаго
Всемирный конгресс религий с целью не столько религиозного,
сколько светского характера - привлечь внимание мировой
общественности к бедствиям миллионов индийцев и побудить ее
оказать им действенную помощь.
Через полтора месяца после отплытия из Бомбея он прибывает в
Ванкувер. В конце июля Вивекананда уже в Чикаго. Здесь его ждет
неприятный сюрприз: открытие конгресса состоится лишь в
сентябре. Между тем имеющиеся у него средства уже на исходе, а
жизнь в Чикаго дорога. Вивекананда принимает решение отправиться
в Бостон (где, по слухам, стоимость жизни дешевле) и пробыть там
до открытия конгресса.
В поезде он знакомится с богатой
американкой, решившей оказать ему покровительство, - некой
Кэтрин Эббот Санборн, и отправляетс в ее поместье с
романтическим названием "Луга, овеянные ветром". Здесь случай
сводит его с профессором Гарвардского университета Генри Райтом,
который, в свою очередь, приглашает его погостить.
К началу сентября Вивекананда возвращается в Чикаго. На сей раз
у него в руках рекомендательное письмо профессора Райта в адрес
оргкомитета конгресса. Письмо составлено в самых восторженных
выражениях: Райт характеризует Вивекананду как человека"более
ученого, чем все наши профессора, вместе взятые". 11 сентября он
выступает на открытии конгресса и вскоре привлекает к себе
всеобщее внимание, его выступления и доклады на различных
секциях конгресса неизменно становятся "гвоздем программы".
На десятый день работы конгресса Вивекананда выступает со своим
знаменитым (и получившим немало откликов в его собственной
стране) заявлением, озаглавленным "Религия - отнюдь не насущная
необходимость для Индии". Он заявляет: "Вы воздвигаете церкви по
всей Индии, но вопиющее зло на Востоке - не недостаток религии,
религии у нас вдоволь; страдающие миллионы пылающей Индии своими
иссохшими глотками взывают о хлебе. Они просят хлеба, а мы даем
им камни". После закрытия конгресса Вивекананда заключает
контракт с лекционным бюро и совершает ряд поездок по стране, во
время которых выступает с многочисленными лекциями (порой число
их доходит до 14 в неделю).
Поездки (нередко ночные)
изнурительны, публика разношерстна, обстановка, в которой
приходится читать лекции, мягко говоря, не вполне академическая
- так, на одной из лекций (в небольшом городке на "Диком
Западе") слушатели "развлекаются" стрельбой, стараясь, чтобы
пули пролетали как можно ближе к Вивекананде, дабы можно было
"испытать" его восточную невозмутимость (последний, впрочем, с
честью выходит из подобного рода испытаний). Все это Вивекананда
стоически переносит ради того, чтобы собрать деньги в фонд
помощи голодающим в Индии.
В течение 1894 г. Вивекананда выступает с лекциями в ряде
американских городов, в том числе и самых крупных.
Темы его
лекций весьма разнообразны; они посвящены не только религиозным
и философским вопросам - индуизму и веданте, но и истории,
искусству, литературе Индии, обычаям индийцев, их образу жизни.
Вивекананде приходится постоянно бороться с двоякого рода
искаженными представлениями о своей стране. Во-первых, он
сталкиваетс с мнениями, возникшими под влиянием деятельности
теософов и их учения ("блаватскософии", как впоследствии
иронически будет говорить Вивекананда). Это мнения, согласно
которым "индийское" приравнивается к "чудесному",
"сверхъестественному", "оккультному". Но больше всего хлопот
доставляет Вивекананде тот односторонний и во многом искаженный
образ Индии, который в течение многих лет создавалс усилиями
миссионеров. Миссионеры всячески стремились (в целях вящего
самовозвеличения) изобразить индийских "язычников" в самых
мрачных красках - как людей глубоко аморальных, практикующих
преимущественно изуверские обряды и т.д.
Под влиянием миссионерской пропаганды его засыпают после лекций
записками с весьма типичными вопросами: правда ли, что в Индии
мужья сжигают жен; правда ли, что в Индии детей приносят в
жертву крокодилам и хищным птицам и т.д.
Но не все американцы были настроены по отношению к Индии так,
как того хотели бы миссионеры. Уже в начале XIX века многие из
них с большой симпатией к индийцам, вспоминая о недавно
отгремевших в собственной стране сражениях с англичанами, следят
за борьбой индийских княжеств с Англией. Популярности индийской
философии и индийской культуры в целом в демократически
настроенных кругах американской интеллигенции способствовала
деятельность так называемых трансценденталистов - философской
школы, наиболее видными представителями которой были Ралф Уолдо
Эмерсон (1803-1882) и Генри Дэйвид Торо (1817-1862).
Выступая с
романтических позиций против господства принципа "чистогана" в
человеческих взаимоотношениях, против иссушающего души
утилитаризма и сгибающего их конформизма, трансценденталисты
считали ряд важнейших идей индийской философии созвучными
собственным идеям. Им импонировали мысли "Бхагавадгиты" о
необходимости бескорыстной деятельности (в противовес
утилитаризму!), равно как и мысли Упанишад о Брахмане и Атмане
(наличие общей духовной основы мира и людей трактовалось как
подтверждение тезисов о всеобщем братстве и единении с
природой), а также о мировой иллюзии - майе, понимаемой в данном
случае как начало, разъединяющее людей, заставляющее их
углубляться в собственные, узкие, искусственно созданные
"мирки".
К концу 1894 г. Вивекананде окончательно становится ясно, что
его попытка создать денежный фонд для помощи индийцам не
удалась. У него зреет другой план - "духовно завоевать" западные
страны, распространяя в них идеи веданты, и тем самым изменить
их отношение к Индии. С этой целью он преподает в 1895-1896 гг.
веданту и йогу группе учеников в Нью-Йорке, а, также совершает
две поездки в Англию и ряд стран Европейского континента.
"Британская импери со всеми ее недостатками - самая мощная
машина для распространения идей, которая когда-либо
существовала. Я собираюсь поместить свои идеи,- говорит он,- в
центр этой машины, и они распространятся по всему миру...
Духовные идеалы всегда являлись человечеству от тех народов,
которые были попраны ногами (евреи и Греция)".
В декабре 1896 г. Вивекананда отплывает в Индию. Каковы же были
итоги его пребывания за океаном? Разумеется, оказалась во многом
утопической идея "духовного завоевания" Запада: основанное
Вивеканандой "вендатистское общество", хотя и просуществовало до
наших дней и включало в свой состав таких людей, как Лютер
Бербанк, Иегуди Менухин, Бэтт Дэвис, Кристофер Ишервуд, никогда
не было многочисленным (любопытно, что в 1968 г. в США было 100
тысяч буддистов и лишь тысяча ведантистов). И все же
деятельность Вивекананды была отнюдь не безрезультатной. Прежде
всего именно в этот период он впервые делает достоянием широкой
общественности собственные взгляды.
Его многочисленные лекции,
доклады, выступления появляются в печати - вначале на страницах
газет, а впоследствии преимущественно в записи учеников (в
особенности Дж. Гудвина) и отдельными изданиями (наибольшую
известность получают его лекции о йоге - "Раджа-йога",
"Карма-йога", "Бхакти-йога" и "Джняна-йога"). Во многих
отношениях его взгляды представляют собой концептуализацию и
систематизацию того, что в художественной форме было высказано в
притчах Рамакришны (это относится, например, к концепции
"универсальной религии" и синтеза различных видов веданты). Но
его учение не просто "рамакришнаизм".
Начало - часть 1...
Часть 2...
Часть 4...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|