Свами Вивекананда: жизнь и наследие.
Часть 4
Во-первых, Вивекананда
выступает как ярчайший выразитель основных, наиболее влиятельных
прогрессивных тенденций в индийской философии прошлого века.
Некоторые из них почти не прослеживаются у Рамакришны, но весьма
ярко выражены у его талантливого ученика. Такова
просветительская тенденция: борьба Вивекананды с оккультизмом,
равно как и с традиционными предрассудками и суевериями, высокая
оценка роли наук, светского образования.
Во-вторых, Вивекананда разрабатывает ряд проблем, которыми
попросту не мог заниматься Рамакришна, не получивший
соответствующего образования. Таково сопоставление ряда аспектов
исторического развития культуры в Индии и Европе (постоянно
проводимое Вивеканандой с целью критики европоцент-ризма).
Наконец, в-третьих (и это, пожалуй, самое главное), у
Вивекананды произошло весьма характерное изменение акцентов по
сравнению с Рамакришной: социальные вопросы все более
выдвигаются у него на первый план.
Другим существенным результатом выступлений Вивекананды в
Америке было то влияние, которое они оказали на пробуждение
национального самосознани в Индии. Десятки индийский газет
разнесли слова Вивекананды по всему южноазиатскому
субконтиненту, отчеты о его выступлениях читались повсюду жадно,
с постоянным интересом, хотя отношение к ним было разным.
Деятельность Вивекананды вызвала ожесточение у ряда сторонников
индуистского традиционализма. С целью опорочить молодого саньяси
о нем распространяют различного рода слухи и измышления, пишут о
его действительных (пересечение океана, нарушение традиционных
запретов, связанных с питанием) и выдуманных "прегрешениях"
против индуизма (бросаются нелепые упреки в употреблении сигар,
вина и даже в "приверженности к роскоши"). Но клевета не
возымела желанного действия. Популярность Вивекананды растет. По
всей Индии прокатывается волна митингов в его поддержку, ему
посылают многочисленные приветственные адреса.
И не случайно возвращение Вивекананды в Индию (15 января 1897
г.) стало событием общенационального значения, подлинным
триумфом. По словам "Индиан нейшн", он оставил Индию как нищий,
а вернулся как принц". И даже это яркое сравнение лишь весьма
относительно передает то, что произошло на самом деле. По
воспоминаниям одного из очевидцев этого события, "никакой принц,
магараджа или даже вице-король Индии никогда не встречали такого
сердечного приема и не получали столь искренних свидетельств
любви, уважения, благодарности и преклонения.
Люди ложатся на железнодорожные пути, по которым следует его
поезд, чтобы хоть ненадолго задержать его и выслушать от него
несколько слов, раджи впрягаются вместо лошадей в колесницу, в
которой он едет, на пути его следования воздвигаются десятки
триумфальных арок.
По приезде в Индию Вивекананда развертывает весьма активную
деятельность: основывает Миссию Рамакришны (1 мая 1897 г.) и
"обители" в Белуре (январь 1899 г.) и затем вместе с учениками,
супругами Севье,- в Альморе (1899 г.) выпускает ряд газет.
Наиболее важное из этих начинаний - Миссия Рамакришны, в уставе
которой записаны следующие цели: 1) "приготовлять людей к
преподаванию знаний и наук, могущих служить к увеличению
материального и духовного благосостояни масс"; 2) "поощрять
искусства и ремесла и оказывать им поддержку". И наконец, 3)
"внедрять и распространять" в массах ведантистские и иные
религиозные идеи в том виде, как они были разъяснены в жизни
Рамакришны. Миссия открывает ряд школ и больниц, а в 1898 - 1899
гг. играет активную роль в борьбе с эпидемиями холеры и чумы
(что весьма способствовало росту ее популярности).
И все же самым важным, самым весомым в большой исторической
перспективе были не организационные начинания Вивекананды (хотя
он и говорил порой о своем увлечении "мисс организацией"), а его
многочисленные выступления. в которых он резко осуждал систему
кастовых привилегий, отстаивал необходимость всеобщего
образования, призывал к прекращению религиозной розни. к
национальному единству, к широкому участию масс в общественной
жизни. к гражданскому мужеству и, если необходимо,
самопожертвованию. Вивекананда более чем кто-либо иной в эти
годы способствовал тому преобразованию традиционного
религиозного идеала, которое так ярко проявилось в начале XX в.
в колоритных фигурах ряда радикальных общественных деятелей
Индии - мужественных политических борцов, обладавших в то же
время всеми атрибутами религиозных подвижников.
Это хорошо
уловила одна из популярных индийских газет "Махратта", давша ему
такую характеристику: "Вивекананда - саньяси, но это не аскет
старого типа, для которого мир - ничто, а саньяси нового типа,
следующий "Бхагавадгите", для которого мир - все и кому его
страна и народ дороже, чем все остальное". Главный, ключевой
мотив его философии - духовность не созерцательная, а
практическая. "Чтобы наводнить страну социальными и
политическими идеями, наводните ее идеями духовными",- говорит
Свами. И это дает нам - в двух словах - суть его философии и его
патриотических устремлений.
Здоровье Вивекананды постепенно ухудшается, и 4 июля 1902 г. в
возрасте 39 лет (еще в 90-е годы он предсказывал, что не доживет
до 40) он умирает. Смерть его овеяна легендами, его ученики не
хотели верить в естественность этого события и постарались
окружить его ореолом таинственности. Но сам Вивекананда в
последние годы своей жизни, более чем когда-либо, был склонен к
реалистическим взглядам. Он заявлял: "Чем старше я становлюсь,
тем глубже я понимаю смысл индийской идеи, что самое высшее из
существ - это человек!" Таково было завещание Вивекананды.
В теоретическом наследии Вивекананды центральное место,
несомненно, занимают его четыре работы о йоге. Именно здесь
излагается ряд духовных установок, внедрение и распространение
которых составляет одну из самых важных задач созданной им
Миссии Рамакришны.
Все издания, выпускаемые в свет Миссией Рамакришны, снабжены
причудливой эмблемой, идея которой принадлежит Вивекананде:
подернутую рябью поверхность озера освещают лучи восходящего
солнца, в этих лучах ясно видны цветок лотоса и белый лебедь,
картину в целом завершают обрамляющие ее контуры гигантского
змея. Лебедь в центре - символ "высшего Я".
Все остальные элементы символизируют различные виды йоги:
подернутые рябью воды озера - карма-йогу(йогу действия), лотос -
бхакти-йогу(йогу любви), восходящее солнце - джняна-йогу(йогу
знания) и, наконец, гигантский змей - раджа-йогу("царственную
йогу" Патанджали, о которой иногда говорят просто как о "йоге",
имея в виду ее особую значимость - это и весьма детально
разработанная система психофизических упражнений, и одновременно
одна из шести ортодоксальных философских школ Древней Индии).
Начало...
Часть 2...
Часть 3...
Часть 5...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|