Свами Вивекананда: жизнь и наследие.
Часть 5
То, что Вивекананда придает столь большое значение йогической
практике, далеко не случайно. Здесь он опирается на одну из
самых важных традиций классической индийской философии. Все
главные системы этой философии - и ортодоксальные, и
неортодоксальные (за исключением лишь одной, а именно локаяты) -
строятся так, что центральное место в них занимает учение о
соотношении "высшего" и "низшего", "подлинного" и
"неподлинного", "свободного" и "зависимого" "Я". Соответственно
кардинальное значение приобретает вопрос о путях духовного
совершенствования, преодолени "неподлинности", обретения
свободы. Эти пути и указывает йога в широком смысле слова (и в
этом смысле мы можем говорить о ведантистских видах йоги,
"йогической практике" в джайнской или буддийской традициях и
т.д.) И тут не так-то просто дать всеобъемлющую классификацию,
если учесть, что порою с одной религиозно-философской традицией
в ходе ее развития связывалось несколько видов упомянутой
"практики" (и наоборот, один вид последней использовалс в
нескольких традициях).
Характерно, что Вивекананда даже пишет
иногда о "бесконечном" числе путей йоги. И в самом деле, йога
как феномен индийской культуры не менее многообразна, чем сама
эта культура.
Почему же Вивекананда избрал именно четыре упомянутые выше йоги?
Тут сыграли роль несколько обстоятельств. Во-первых, о трех из
них (йогах действия, знания и любви) речь идет в "Бхагавадгите",
этом Евангелии индуизма, поэме, с которой миллионы индийцев,
отнюдь не только из числа принадлежащих к высшим кастам или
отличающихся особой ученостью, сверяются как с одним из
важнейших жизненных ориентиров. Вивекананда же, равно как и
созданна им Миссия, обращается прежде всего именно к массам, а
не к элите индийского общества. Да и за пределами Индии легче
было популяризировать идеи этой поэмы, нежели идеи более
эзотерических памятников (хотя Вивекананда, как сможет убедиться
читатель, умел блестяще справляться и с этой последней задачей).
Во-вторых, три упомянутые йоги связаны с ведантистской
традицией, на которую преимущественно и опирается Вивекананда,
четвертая же (раджа-йога) развивает ряд идей, которые
используются и другими ортодоксальными школами Древней Индии
(исключая пурва-мимансу). В-третьих, Вивекананда постоянно
подчеркивает, что основные "йогические пути" соответствуют
особенностям главных психологических типов людей,
характеризующихся преобладанием познания, эмоций или волевых
импульсов в общей динамике их психической жизни. Добавим, что к
первому из перечисленных типов обращена не только джняна-йога,
но и раджа-йога, особенность которой состоит в устремленности на
познание не только сознательных, но и подсознательных состояний
психики (что и сделало ее в нашем веке предметом особого
внимания в различных школах психоанализа).
В самом деле, эмоции, воля, разум - важнейшие компоненты психики
в традиционной индийской психологии (впрочем, существенно не
отличающейся в этом пункте и от психологии европейской), А
значит, система воздействий на волевую, эмоциональную и
познавательную стороны личностных установок исчерпывает
возможные средства переориентации индивидов; сущность же такой
переориентации, с точки зрения Вивекананды, должна состоять в
достижении "духовного равновесия" (самата)и "непричастности
страстям" (вайрагья). Каждая из йог достигает этой
переориентации по-своему, то побуждая волю к отказу от
эгоистических и эгоцентрических устремлений (карма-йога), то
направляя все эмоции на один высший объект (бхакти-йога), то
показывая разуму незначительность преходящего по сравнению с
вечным (джняна-йога).
Как отмечал впоследствии Ауробиндо Гхош в
своих трудах по йоге, можно провести любопытную параллель между
данными методами "самоконтроля" и методами достижения
"бесстрастия" в трех основных школах эллинистической философии,
также ориентированных на позновательный (скептики), волевой
(стоики), эмоциональный (эпикурейцы) компоненты личностных
установок. Коренное различие заключается, конечно, в том, что
индийские методы самоконтроля прямо связаны с религией.
Но единство основных йог состоит, по Вивекананде, не только в
общности их конечной цели (достиНо единство основных йог
состоит, по Вивекананде, не только в общности их конечной цели
(достижение свободы) и одинаковости производимой ими духовной
переориентации. Они переплетаются друг с другом, помогают друг
другу; совместное действие основных йог сравнивается
Вивеканандой с координацией двух крыльев и хвоста при полете
птицы - здесь уже намечается, по существу (правда, именно только
намечается), идея единой и "полной" йоги - пурна-йоги, котора
была развита впоследствии в трудах Ауробиндо Гхоша.
В связи с такого рода "синтетическим" подходом Вивекананде в
общем чуждо характерное для средневековых ведантистских
комментаторов стремление построить незыблемую "иерархию" йог (в
которой обычно отдавалось предпочтение то ли йоге знания, то ли
йоге любви). Это, конечно, не означает и полного "уравнивания"
значимости йог: в разных плоскостях рассмотрения то одна, то
другая из них может иметь определенные преимущества. Так, йога
любви, по Вивекананде, - самый легкий путь, а йога действия -
путь, наиболее пригодный для настоящего времени. Характерно, что
в отличие от иных путей Вивекананда считает его вполне
приемлемым и для атеистов. Характерно также, что свои лекции по
йоге перед американской аудиторией он начинает именно с
карма-йоги.
Работы Вивекананды, посвященные четырем йогам, дают возможность
читателю познакомиться не только с классическими представлениями
о главных путях "йогического совершенствования", не только с
идеями преимущественно связанных с ними древних систем
философии, но и с философскими убеждениями самого автора этих
работ. Истоки этих убеждений многообразны. Подобно крупнейшим
представителям классической ведантистской традиции - Шанкаре,
Раманудже, Мадхве - Вивекананда ассимилирует и взгляды отличных
от веданты систем (в особенности санкхьи). Более того, он
стремится примирить и согласовать друг с другом главные
направления в самой веданте (адвайта, вишишта-адвайта, двайта).
К вековым спорам их сторонников, с новой силой вспыхнувшим в XIX
в., он нередко относится иронически (в одной из своих работ даже
называ такого рода диспуты пандитов "регулярно устраиваемыми
боями быков в Бенаресе"). И все же он не скрывает своих симпатий
преимущественно к одному из этих направлений.
"Я - Шанкара!" -
заявляет он с гордостью. И в самом деле, Вивекананда,
несомненно, исходит прежде всего из основоположений
адвайтистской философии, хотя интерпретация их у него весьма
своеобразна и отражает все главные тенденции развития индийской
философии в Новое время (не случайно уже современники
Вивекананды называли его философию неоведантой). Но, чтобы
понять специфику этой интерпретации, надо прежде всего
обратиться к классическим истокам.
Итак, что же представляла собой философская доктрина адвайты?
Предельно сжатым образом суть ее выражена в очень популярном и
простом афоризме: "Брахман подлинен, мир - неподлинен, Душа - не
что иное, как Брахман". Перед нами совершенно последовательный и
доведенный до логического предела абсолютный идеализм, в рамках
которого все многообразие вещей материального мира и
индивидуальных психических проявлений сведено к безличному
мировому сознанию. Однако при всей ясности и очевидности главной
тенденции адвайты простота ее во многом кажущаяся. Адвайта
признает подлинную природу Брахмана неописуемой, лишенной
атрибутов, природный мир и "эмпирическое" "Я" человека - не
обладающими подлинной реальностью - порождением мировой иллюзии
(майи).
Начало...
Часть 2...
Часть 3...
Часть 4...
Часть 6...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|