Свами Вивекананда: жизнь и наследие. Часть 6
В качестве же наивысшего "пути освобождения" принимается
путь "знания", понимаемого как средство обесценивания и снятия
указанных иллюзорных дифференциаций. При этом упомянутое
"знание" оказывается во многом противопоставленным обычному,
"профаническому", поскольку при достижении его исчезает
необходимая для осуществления "профанического" познания триада:
субъект - средство знания - объект (всякая множественность
"неподлинна"!).
Подобные утверждения, несомненно, представлялись в высшей
степени парадоксальными не только с точки зрения "обыденного"
здравого смысла, но и с точки зрения философии (включая и
противников адвайты в рамках ведантистской традиции).
В самом
деле, вполне очевидный видимый и осязаемый мир представал здесь
как нечто эфемерное и "бесплотное", а лишенный плоти дух
приобретал статус единственно очевидного; знание мира,
достигаемое рациональными средствами, объявлялось "незнанием", а
неописуемое и невыразимое - достоянием "знания"! Ясно, что
обоснование и защита подобного рода парадоксальных утверждений
были отнюдь не легким делом, и в этой связи представители
адвайты выдвинули целый ряд веема тщательно и тонко
разработанных теорий. Разработка этих теорий связана с именами
родоначальника адвайты - Гаудапады (VII - VIII вв.) и ее
главного представителя Шанкары (VIII - IX вв.). Особенно важны
такие узловые моменты его системы, как учение об особой роли
ведийскго канона - шрутив познании, об уровняхпознания и
существования, о многоаспектной структуре мировой иллюзии - майи
- и мира, рассматриваемого через призму этой иллюзии.
Согласно первому из этих учений, шрути является единственным
источником постижения Брахмана, отличающимся к тому же такими
свойствами, как вечность и непогрешимость (другие источники
познания, включая умозаключение, могут играть лишь
вспомогательную роль). Развивая это учение, Шанкара стремился, с
одной стороны, подчеркнуть ценность символического познания,
"прорывающегося" через многочисленные образы к скрытому за ними
и не поддающемуся адекватной концептуализации содержанию, а с
другой - жестко закреплял монополию высших каст на духовное
знание, поддерживая исторически сложившийся запрет на изучение
шрути представителями низших каст.
Согласно второму учению, следует различать высший
(парамартхика)уровень существования и знания, на котором нет
никакой множественности, а есть лишь уже упоминавшийся
недифференцированный Абсолют, от профанического (вьявахарика)
уровня, к которому относится вся "житейская" (лаукика)и
ведийская (вайдика)практика. Последний отличается от
неупорядоченного мира иллюзий и сновидений (или от уровня
пратибхасика, по терминологии учеников Шанкары) и тем самым
имеет некоторый "срединный" статус.
Отсюда его пусть и временная
и относительная, но все же ценность и значимость, а значит, и
ценность традиционных ведийских предписаний.
Но наибольшую известность получило третье из упомянутых учений,
а именно майявада- учение о мировой иллюзии (майе). Сам термин
"майя" зарождается уже в гимнах "Ригведы" и означает здесь некую
чудесную и "ослепляющую" силу богов. Преимущественно в этом же
смысле он употребляется и в Упанишадах. В адвайте майя -
космическая иллюзия, скрывающая единство подлинной реальности и
развертывающая мнимое многообразие (посредством своего рода
"наложения" - адхъяса- неподлинных характеристик на подлинные,
наподобие того, как это происходит при иллюзорном восприятии
змеи, за которую принимают веревку). По отношению к индивиду
майя выступает как незнание (авидья). По отношению к
божественному первоначалу мира - Ишваре майя выступает как его
сила (шакти).
Однако само подразделение на души, мир, его
созидателя является неподлинным, допустимым лишь на упомянутом
выше "профаническом" (вьявахарика)уровне познания. В конечном же
счете майя оказывается неописуемой (анирвачания)- ни реальной
(сат), ни нереальной (асат). Выявляющуюся здесь
иррационалистическую тенденцию адвайты резко критиковали ее
противники, в том числе в рамках ведантистской традиции.
Выявить подлинное отношение Вивекананды к традиционной майя-ваде
нелегко. На первый взгляд может даже показаться, что в этом
вопросе у него вообще нет никаких разногласий с адвайтистской
традицией. И в самом деле. Вот один из его любимых образов,
образ мира как гигантского театра: "Перед нами занавес, а за ним
какая-то прекрасная сцена. В занавесе небольшое отверстие, через
которое мы можем лишь мельком увидеть то, что находится за ним.
Предположим, что это отверстие начинает увеличиваться, и по мере
того, как оно растет. все большая часть сцены становится
доступной взору, когда же занавес исчезает, мы видим ее всю.
Сцена за занавесом - это душа, а занавес между нами и сценой -
это майя, пространство - время - причинность. Существует
небольшое отверстие, через которое я могу мельком увидеть душу.
Когда она становится больше, моему взору открывается нечто
большее, а когда занавес исчезает полностью, я убеждаюсь, что я
и есть душа. Итак, изменения во вселенной не есть изменения
Абсолюта, они имеют место в природе. Природа развертывается все
более и более, а за ней обнаруживается "Абсолют". Другой
излюбленный образ Вивекананды - это образ призмы, глядя через
которую мы видим однородный, в сущности, Абсолют множественным и
разнородным. Эта призма - майя - время, пространство,
причинность.
Подобного рода образы вполне в духе традиционной адвайты. И все
же, чтобы понять отношение Вивекананды к традиционной майя-ваде
и ее импликациям. надо учесть три обстоятельства.
Во-первых, в некоторых своих сочинениях Вивекананда довольно
категорично настаивает на том, что майя не должна переводиться
как иллюзия, что само по себе ее признание не связано ни с
идеализмом, ни с реализмом, что в идеалистической интерпретации
майи повинны буддисты и что вообще майя не теория, а констатация
определенных фактов, связанных с положением человека. Именно
такова его позиция в ряде лекций, вошедших в "Джняна-йогу"
("Майя и иллюзия", "Майя и эволюция понятия Бога", "Майя и
свобода"). В дальнейшем он поясняет свою мысль, анализируя
экзистенциальную ситуацию человека.
Эта ситуация представляется
ему парадоксальной и связанной с неадекватностьюустремлений (по
отношению к своему же благу), неосознанностьюпротиворечий в
собственной мотивации, привязанностьюк тому, что обедняет
человеческое существование, а то и прямо губит его,
невыявленностьюсвоих подлинных интересов, слепотой по отношению
к незаметным изменениям в привычных жизненных обстоятельствах, в
конце концов радикально меняющим последние, отсутствиемпонимания
подлинных истоков и подлинных последствий своих и чужих действий
в сколько-нибудь отдаленной перспективе, забвениемсамого
важного, "глубинного" измерения в жизни и абсолютизацией ее
"горизонтали", забвением эфемерности и кратковременности самого
человеческого существования.
Начало...
Часть 2...
Часть 3...
Часть 4...
Часть 5...
Часть 7...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|