Свами Вивекананда: жизнь и наследие. Часть 7
Все это ярко иллюстрируется соответствующими примерами. Вот одна
из таких иллюстраций - индийская легенда (нашедшая свое
отражение и в европейской литературе). Согласно легенде, Нарада,
ученик Кришны, попросил его показать ему майю. Вскоре он был
послан учителем, находящимся в пустынном месте, за водой. Придя
в близлежащую деревню, он встретил красивую девушку, забыл об
учителе, влюбился, женился, создал семью, потерял ее во время
наводнения... И очутился у ног учителя, спрашивающего, где же
вода, которую он ждет уже полчаса. "И это - майя!"- вот рефрен,
который сопровождает подобного рода иллюстрации в лекциях
Вивекананды. Вот это преимущественно экезистенциальное, а не
абстрактно-логическое осмысление ведантистских понятий вообще
чрезвычайно характерно для него.
Когда же Вивекананда все-таки обращается к теоретическому
истолкованию майи, то он трактует ее весьма неоднозначно.
В
одном из своих интервью (1897) он анализирует четыре возможные
трактовки майи: (1) "неистинность" конкретных вещей
("оформленного и наименованного") ввиду их непостоянства и
изменчивости по сравнению с вечно сущим; (2) "неистинность"
космоса по сравнению с тем же вечно сущим ввиду его
периодического созидания и разрушения; (3) "обманчивость" мира,
в котором подлинно сущее предстает в форме иного (подобно тому
как раковина кажется серебром, а веревка - змеей); (4) полная
иллюзорность мира, который подобен "сыну бесплодной женщины" или
"рогам зайца". В другом месте к этим традиционным сравнениям
Вивекананда добавляет и такое (вполне в духе Льюиса Кэрролла),
как "головная боль без головы".
Четвертый вариант трактовки майи Вивекананда категорически
отрицает, считая его результатом нечеткости мышления. Третий
вариант Вивекананда оценивает как адекватное выражение взглядов
Шанкары и в общем относится к нему положительно.
Любопытно, однако, что и первый, и второй варианты он считает
вполне адвайтистскими. Как подчеркивают индийские исследователи
неоведанты, и, в частности, такой видный историк философии, как
С. Чаттерджи, сам Вивекананда в своих работах нередко
придерживается трактовки майи именно в смысле признания
непостоянства и изменчивости (а не нереальности) мира.
Интересно отметить в этой связи, что вместо традиционного
адвайтистского понимания майи как того, что ни реально, ни
нереально ("невыразимо"), у Вивекананды в более поздний период
его творчества все чаще встречается определение майи как
сочетания реального и нереального, бытия и небытия (ср.
платоновский "мир вещей").
Но дело не только в этой "расширительной" трактовке майи. Третье
- и самое важное - обстоятельство, которое мы должны иметь в
виду, говоря об отношении Вивекананды к традиционной
адвайтистской майя-ваде, - это его иное по сравнению с Шанкарой
понимание значимости действия вообще и карма-йоги в частности.
Для Шанкары с его безоговорочным утверждением возможности
освобождения лишь с помощью знания (и отрицанием синтеза знания
и действия в этих целях) "путь знания" имеет безусловный
приоритет на все времена.
Но Вивекананда выдвигает карма-йогу
как наиболее подходящую для своей эпохи! Хотя Вивекананда
постоянно обращается к ведантистским понятиям, говоря о силе
незнания (авидья), о необходимости освобождения (мокша)от власти
этой силы, его рассуждения не сводятся лишь к
индивидуально-психологической трактовке карма-йоги. Дело в том,
что само понятие мокши, равно как и связанное с ним понятие
кармыглубоко переосмысливаются им.
Он выступает против фаталистической трактовки кармы, в
особенности против признания предопределенности бедственного
положения индийского народа. О карме Вивекананда пишет прежде
всего как о законе связи не столько настоящего с прошлым,
сколько настоящего с будущим: "Карма - это то, что предполагает
способность и силу преобразовать сложившееся". Подчеркивание
значимости человеческих проектов (и притом не только личных, но
и общественных) - самая характерная черта понимания кармы в
неоведантизме Вивекананды,
Не менее характерные изменения
претерпевает и понятие мокши, которое трактуется у Вивекананды
не только как индивидуальное, но и как коллективное
"освобождение", достигаемое на определенной стадии эволюции
общества. Это позволяло Вивекананде поставить вопрос о
необходимости не только "внутренних", но и "внешних", не только
индивидуальных, но и социальных предпосылок осуществления
намеченного им идеала. В число их было включено и создание
минимума материальных условий, позволяющих массам избежать
голода, нищеты и болезней и тем самым способствующих пробуждению
в них духовных интересов. По словам Вивекананды при слишком
бедственном положении "нет ни бхоги (удовлетворения
потребностей), ни йоги. Когда кто-то насытится бхогой, тогда он
поймет и полюбит практику йоги".
Но не только в своем понимании майя-вады и ее импликаций
Вивекананда отходит от позиций жесткой ортодоксии. В ряде других
случаев он также выходит за рамки барьеров, поставленных еще в
средневековье на пути к возможным неортодоксальным трактовкам
адвайтистских идей.
Первым (и главным) из этих барьеров было учение о Ведах как
уникальном вечном, безошибочном источнике познания реальности,
право пользования кото рым жестко закреплено лишь за
представителями высших сословий. В сущности все основные аспекты
этого учения оспариваются Вивеканандой.
Начать с того, что Вивекананда дает такое толкование
ортодоксальному тезису о вечности шрути, что от первоначального
смысла этого тезиса фактически ничего не остается. По его
мнению, Веды "вечны" лишь в том смысле, что в той части их
содержания, которая верна, изложены законы, действовавшие и до
создания данного памятника - в этом же смысле "вечны", скажем,
произведения Ньютона. Отметим, что речь идет лишь о части
содержания ведийского канона, а отнюдь не о каноне в целом. Дело
в том, что Веды, с точки зрения Вивекананды, отнюдь не
непогрешимы. Он находит ряд представлений, содержащихся в Ведах
и их философской части - Упанишадах, "грубыми" и заявляет:
"Лично я приемлю в Ведах лишь то, что согласуется с разумом". Но
ведь, с точки зрения ортодоксии (в том числе и адвайтистской)
ошибочны могут быть лишь интерпретации Вед, а отнюдь не они
сами! Но разум играет у Вивекананды принципиально иную роль, чем
в построениях ортодоксов.
У последних эта роль в полном смысле
слова служебная. Для Вивекананды же разум обладает приоритетом
по сравнению с верой: "Если религия рушится, когда ее исследуют
с помощью разума, то, значит, она всегда была бесполезным,
лишенным ценности суеверием, и чем скорее она исчезнет, тем
лучше. Я полностью убежден в том, что абсолютное уничтожение ее
в этом случае - лучшее, что может случиться".
Рассматривая содержание Вед с этих позиций, Вивекананда не
только отбрасывает тезисы об их "несотворенности" и
безошибочности, но и прямо пишет об эволюции представлений Вед,
о постепенной выработке в них учения монистического идеализма.
В свете сказанного ясно, что ортодоксальные представления об
уникальностишрути как источника знания вступают в глубокий
конфликт с идеями Вивекананды.
Начало...
Часть 2...
Часть 3...
Часть 4...
Часть 5...
Часть 6...
Часть 8...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|