Змеиная сила. Артур Авалон. Часть
30
Этот переход происходит через Нишкама Карма. Посредством же
Сакама Кармы достигается "путь отцов", Дхарма, Артха
(богатство), Кама (желание и его удовлетворение). Но Нишкама
Карма дает Чистоту ума, которая делает человека компетентным в
Брахма Видья, божественной мудрости, что ведет его в полной мере
к освобождению (Мокша). Ясно, что прежде чем достичь чистого
блаженства Атмана, Джива сначала должен жить упорядоченной
жизнью, являющейся выражением на этом плане природы Атмана.
Употребляя язык теологии, только те, кто следует Дхарме, могут
прийти к владыке Дхармы. Аморальная жизнь не может быть тем
основанием, на котором строится Йога. Я употребляю здесь термин
"аморальный" не в том абсурдном ограниченном смысле, в котором
он употребляется в обычном повседневном языке, но подразумеваю
нарушение всех форм морального закона.
Все такие нарушения
основаны на эгоизме. Цель же Йоги - превзойти ограниченное "Я",
даже в его наиболее естественных проявлениях. Учение Йоги явно
предполагает отсутствие такого состояния, в котором господствует
эгоизм, являющийся серьезнейшим препятствием к достижению цели
Йоги, которая - достижение полного освобождения от уз конечного
мира и реализация его сущности. В жизни, управляемой Дхармой,
есть естественная привязанность к мирским объектам и чувство
своей отдельности даже в действиях, являющихся заслугами,
которые должны существовать до тех пор, пока Манас не будет
поглощен Унмани и будет достигнуто состояние "не-ума". Однако,
там, где существует несправедливость и привязанности в их худшей
и наиболее вредной форме, чувстве своей отдельности (которое
Йога стремится преодолеть), там преобладающим является грех.
Тело отравляется страстями, ядами, а жизненная сила - Прана,-
уменьшается. Ум смущается под влиянием гнева, злобы, похоти и
других страстей, постоянно концентрируется на этом и постепенно
превращается в это (по принципу "что человек думает, тем он и
становится"), становясь выражением Адхарма (несправедливости). В
этом случае Джива не просто ограничен мировой Майей, которая
воздействует как на него, так и на добродетельного
СакамаСадхака, но страдает в аду и "идет вниз" по лестнице
бытия. Необходим также и религиозный аспект Дхармы. Желание
достичь высочайшей цели йоги может возникнуть только из
религиозной предрасположенности, и такая предрасположенность к
практике (Садхана) ведет к приобретению тех качеств, которых
требует йога. И в самом деле, благодаря поклонению Матери может
быть достигнуто Самадхи. Поэтому комментатор "Шат-Чакра
Нирупана" (50) говорит: "Тот, чья природа очищена практикой Йамы
и Нийамы, и им подобного (упоминаемые формы Садханы описаны
дальше), может изучить непосредственно от Гуру те способы,
открывающие путь к освобождению". Однако, прибавляет он,
практика йамы и Нийамы необходима лишь для тех, чей ум расстроен
гневом, похотью и другими злыми наклонностями. Если же человек,
благодаря заслугам, приобретенным в прошлых жизнях, имеет от
природы хорошую судьбу и свободен от этого и от других пороков,
тогда он может познать Йогу без предварительных приготовлений.
Все формы йоги - Мантра, Хатха или Раджа йога,имеют те же самые
8 ступеней: йама, Нийама, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана,
Дхйана, и Самадхи. Йама состоит из 10 частей; 1. Не причинять
вреда живым существам (Ахимса). 2. Правдивость (Сатьям). 3. Не
брать то, что принадлежит другим (Астейам). 4. Сексуальная
сдержанность в уме, речи и поступках (Брахмачарья). 5. Терпение,
терпеливое перенесение всего приятного и неприятного (Кшама). 6.
Мужество в счастье и несчастье (Дхрити). 7. Милосердие, доброта
(Дайя). 8. Простота (Адхарвам). 9. Умеренность и регулировка
питания (Митадхара), предназначенная для развития Саттва-Гуны.
10. Чистота тела и ума. Первая ее форма - внешняя чистоплотность
тела, которая культивируется Хатха Йогой, а вторая форма
достигается познанием самого себя (Адхйатма Видья). Нийама также
имеет 10 частей: 1. Строгость - посты и т. п. очистительные
действия ,(Тапас). 2. Довольство тем, что имеешь, что дано тебе
непрошенным (Самтоша). 3. Вера в Веды (Астикьям). 4.
Благотворительность (Данам) - дары по заслугам из того, что
приобретено законным образом. 5. Почитание Господа или Матери в
соответствии с Его или Ее разнообразными формами
(Ишвара-Пуджанам). 6. Изучение Шастр и Веданты
(Сиддханта-вакья-шраванам). 7. Скромность и стыд, возникающий
при желании совершить плохой поступок (Хри). 8. Правильное
направление ума к знанию, находимому в Шастрах, и к практике,
которую предписывают Шастры (Мати). 9. Повторение Мантр (Джапа).
10. Жертвы (Хутам) - соблюдение религиозных обязанностей,
главным образом Врата (действий, предписываемых Шастрами и
воздержание от действий запрещенных). "йога-сутры" Патанджали
упоминают только пять Йама - первые четыре из перечисленных
здесь, и свобода от жадности (Апариграха).
Ахимса - корень всех последующих. Шаучам или чистоплотность
включается в йаму как ее часть. Пять частей Нийамы -
чистоплотность, довольство, очистительные действия, изучение
священных текстов, ведущее к освобождению, и преданность
Господу. Установление столь очевидных истин не было бы нужным,
если бы не было тех, кто до сих пор продолжает видеть в йоге
"шаманизм", "акробатические позы" и ловкие фокусы с дыханием. Ни
одна страна со средневековья и до наших дней не сделала больше
для соединения морали и религии, чем Индия. Практика Йамы и
Нийамы ведет к самоотречению и к отказу от вещей этого мира,
увеличивает знание постоянного и непостоянного и усиливает
желание непрерывной борьбы за достижение освобождения, что
характеризует того, кто является Мумукши, "стремящимся к
освобождению". Йама и Нийама - две первых из восьми ступеней
Аштанга Йоги. Эти части могут быть разделены на пять внешних
ступеней, сосредоточенных на подчинении тела, и три "внутренних"
ступени, направленные на подчинение ума. Особое внимание
уделяется физическому телу, которое является проводником
существования Дживы и его активности. Чистота ума здесь
понимается в индийском смысле и она невозможна без чистоты тела,
в котором ум функционирует. Согласно английским представлениям,
такая чистота ума означает просто отсутствие беспорядочных
сексуальных фантазий.
Хотя это похвально, особенно в условиях цивилизации, которая,
кажется, предназначена именно для того, чтобы раздувать каждое
желание, но очевидно, что это недостаточно для той цели, которая
подразумевается здесь. Надлежащий образ мысли и образ поведения
- это азбука той школы, в которой человек делает этим первые
шаги для достижения последующих, более трудных этапов. То, что
подразумевается здесь - это такое состояние ума или приближение
к нему, которое является результатом хорошей деятельности, ясной
мысли,отделенности от постороннего и сосредоточенности.
Посредством этого Манас освобождается от всех ментальных
колебаний, которые скрывают Атмана от самого себя. Тогда ум
(Манас) обращается внутрь, и к Буддхи, которое затем становится
растворенным в Пракрити и Атма-Таттве, или Брахмане. Это
достигается применением поз (Асан) и контролированием дыхания, о
чем будет написано дальше, в связи с Хатха Йогой. Пратьяхара -
удержание чувств и их подчинение уму, который этим укрепляется.
Тогда ум отвлекается от объектов чувств. Ум по своей природе
неустойчив, и в каждое мгновение его привлекают то зрительные,
то слуховые впечатления и многие другие внешние объекты, которые
Манас познает посредством чувств. Поэтому он должен быть отделен
от всех объектов чувств, оторван от всех тех направлений, к
которым он может устремиться, освобожден от всех развлечений и
поставлен под контроль "Я". Покой - это цель и результат
Пратьяхары. Три следующие стадии известны как "внутренние" - это
Дхарана, Дхйана и Савикалпа Самадхи. Это - полная физическая и
ментальная дисциплина. Здесь происходит концентрация ума на
объекте; единство ума с объектом и, в результате, поглощение ума
в этом.
Первое (Дхарана) - это удержание и фиксация Читты, принципа
мышления, на особом объекте созерцания. Ум, отвлеченный от
объектов чувств посредством Пратьяхары, фиксируется на одном
предмете, таком как Дэвата Бхута. Единообразное сосредоточение
на объекте, который Читта удерживает в Дхаране - это Дхйана
(медитация). Дхйана определяется как состояние Антахкарана того,
чье сознание (Чайтанья) удерживается на мысли об одном объекте,
отбрасывая все другие объекты. Посредством этого Дхйана
приобретает качество ментальной реализации. Она бывает двух
родов - Сагуна (медитация над формой) и Ниргуна, в которой "Я" -
свой собственный объект. Экстаз Самадхи - это тождество Манаса и
Атмы, подобно тому как соль растворяется в воде. Это то
состояние, в котором все познается, как единое (равнозначное) и
"нектар равнозначности". Полное Самадхи это и есть такое
состояние Пара-самвит, чистого сознания. Есть две степени
Самадхи. В первом (Савикальпа) ум в меньшей степени, а во втором
(Нирвикальпа) в полной степени становится единым с объектом
своего созерцания. Адвайта-веданта упоминает о трех состояниях
Сампраджнята (Савикальпа) Самадхи, называемых Ритамбхара,
Праджналока, Прашантавахита. В первой из них удовольствие
ментальной Читты - это Сатчитананда. Это неподвижное и отдельное
познание.
Начало... Часть
29... Часть
31...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|