Главная

Йога в Крыму

Туры за рубеж

Отзывы о нас

Контакты


Курсы Йоги

Вебинары

Рассылка

Поиск по сайту


Начинающим

Опытным

Консультации

Персонально

Симферополь


Практика Йоги

Теория Йоги

Тантра

Мантра-йога


Долголетие

Астрология

О центре


Йога-маг

Библиотека

Скачать книги

Фото галерея

Видео





 






School of Yoga Shambhu
Подписка на рассылку Лесной Школы Йоги


курс йоги онлайн

Знание раскрывается постепенно перед тем, кто исследует и практикует принципы Учения. Знание открывается мгновенно перед тем, кто предельно сконцентрировано устремлён к его постижению.

методики йоги

 

 

Философия индуизма тексты по йоге и тантре


Змеиная сила. Артур Авалон.  Часть 29

6. Практика (Йога: Лайя Крама)
Йога иногда понимается как достижение результата, а не как сам процесс, ведущий к этому. Согласно такому пониманию этого термина и на основании естественного дуализма Йога обычно объясняется как соединение индивидуального духа с Богом. Но если Джива и Параматман действительно одно, то тогда не может быть в дуалистической системе и самой идеи единения, и можно говорить о сосуществовании вместе двух различных сущностей. Экстаз Самадхи и состоит в реализации единства Дживатмана и Параматмана, и Йога подразумевает не столько саму эту реализацию, сколько то постижение, через которое она достигается. Йога - это термин для обозначения физических и технических процессов, которые употребляются, чтобы раскрыть высшую внутреннюю сущность. Так что это не результат, а процесс, метод или практика, посредством которой этот результат достигается. Согласно Адвайта Веданте этот результат становится возможным потому, что чистый Чит, как главная сущность каждого Дживы, в самом себе свободен и ничем не связан, и его связанность - иллюзорна.



Если бы Атман в своей сущности не был полностью свободным, никакое освобождение было бы невозможным. Достижение освобождения (Мокша) возможно, и это во власти каждого Дживы. Его идентичность с Параматманом существует всегда, но она не реализована из-за вуалирующего действия Майи, и каждый Дживатма и Параматма кажутся разделенными. Как незнанием идентичности Дживатмы и Параматмы мы обязаны Авидье, так и реализация этой идентичности достигается посредством  Видьи или Джнаны. Только она и может привести к освобождению. Джнана употребляется здесь в двух смыслах, называемых   Сварупа-Джнана и Крийя-Джнана. Первая - это чистое сознание, являющееся концом и целью Йоги. Вторая - это тот интеллектуальный процесс познания, который, как считается, нужно начинать в первую очередь. Джнана рассматривается в смысле ментального действия (Манас-Крийя) и является интеллектуальным процессом распознания того, что есть Брахман и что не есть Брахман. Это правильное понимание, что есть Брахман, и фиксирование ума на этом правильном понимании до тех пор, пока Брахман совершенно и полностью не займет собой ум, а все остальное отойдет.

При этом ум поглощается Брахманом - тем чистым сознанием, которое одно только и остается. Это - реализация и достижение состояния чистого сознания, которое и есть Джнана в смысле Сварупа - освобождающая Йога. Полная или неполная Джнана совершает то, что называется Крама-мукти. Йогин достигает Саюджья (соединения) с Брахманом в Сатья-локе, а потом это завершается полным освобождением через Дэвата, с которым он соединяется. То, что Сиддха (достигший совершенства) Джнана Йогин с этого момента совершает в своей жизни, достигается как следствие Брахма-Саюджья. Но человек состоит не только из интеллекта, он имеет чувства. И он имеет не только это, но еще и тело. Другие процессы Йоги соединяются с этим и помогают ему: как то, что относится к поклонению (Упасана), так и грубые (Стхула-Крийя) и тонкие процессы (Сукшма-крийя) в Хатха-йоге. Ум и тело - это те инструменты, посредством которых приобретается обычный, разъединенный мирской опыт.

Однако по мере того, как они употребляются для этого, они становятся препятствиями на пути достижения чистого сознания (Чит). Для такого достижения с Чит должно быть удалено все, что его вуалирует (Аварана). Поэтому йога - это метод, посредством которого ум (Читта Вритти), чувства и Прана сначала контролируются, а потом останавливаются. Когда Читта, Вритти и Прана успокоились, тогда Чит или Параматма открываются. Это происходит без дальнейшего усилия поглощения материи и ума в изначальной силе (Шакти), откуда они произошли и посредством которой они проявились в форме; в той силе, которая сама есть Шива (сознание) и одно с ним. Йогин работает в направлении достижения положительного состояния чистого сознания посредством отрицания действия принципа бессознательности, который стоит на пути его подъема вверх. Эта деятельность хорошо выражается в именах Шакти, которые в этой работе описаны различно, как Ниродхика и Нибодхика.

Первое означает подателя знания, а второе то, что препятствует получению знания, препятствует восторгу ума посредством чувств и объектов мира. Через отказ от таких впечатлений возникает состояние чистого сознания. Проявление такого состояния - это экстаз Самадхи, в котором реализуется равенство и идентичность Параматмана и Дживатмана. Это то переживание, которое возникает после поглощения (Лайя) Праны и Манаса и прекращения всех представлений. Это порождает состояние неизменяемости (Самарасаттвам) и это - естественное состояние Атмана (Сахаджа-авастха). До тех пор, пока проявляются колебания и изменения (Вритти) - это знак условного сознания с его разделением на "Я" и "ТЫ". А состояние Самадхи "подобно крупице соли, которая, смешавшись с водой, становится одним с ней" (Хатха йога Прадипика, 4.5-7).

По словам "Куларнава Тантры" (IX, 9), это "та форма созерцания (Дхйана), в которой нет ни "здесь" ни "не здесь", а только озарение и спокойствие, подобное великому океану, который - сама Пустота". Всезнающий и почитаемый учитель сказал: "Тот, кто достигает полного знания Атмана, отдыхает, как спокойная вода в глубине моря" ("Шат-Чакра Нирупана", 31). "Майя-Тантра" (51) определяет Йогу как соединение Дживы и Параматмана; как способ, с помощью которого достигается единение с Высочайшим (Параматма); экстаз Самадхи в соединении Дживы и Параматмана. "Когда одна вода растворяется в другой воде, то они становятся неразделимыми" ("Куларнава Тантра", IX, 15). Другие определяют ее как познание тождества Атмы и Шивы. Последователи Агама говорят, что знание Шакти и есть Йога. Иные мудрецы полагают, что Йога - это знание вечного Пуруши, а третьи, последователи учения о Пракрити, говорят, что Йога - это единство Шивы и Шакти.

Все эти определения в сущности относятся к одному и тому же - к реализации человеческим духом того, что он пребывает в сущности Великого Духа, Брахмана, который, управляя миром, и есть Бог. Как говорит "Хатха йога Прадипика" (4. 3-4): "Раджа йога, Самадхи, Унмани (состояние отсутствия ума), Маномани (то же самое), Амаратвам (бессмертие), Шунья-Ашунья (пустота, которая в то же время и не пустота), Парампада, Аманаска (состояние "без Манаса", не-ума), Адвайта (не-дуализма), Нираламба (без поддержки, т. е. несвязанность Манаса с внешним миром), Ниранджана (непорочность), Дживанмукти (освобождение в теле), Сахаджавастха (естественное состояние Атмана) и Турийя (четвертое состояние) - все это обозначает одно и то же", прекращение активности Читты и прекращение действий (Карма).

От этого возникает свобода от чередования радости и горя и неизменяемое состояние (Нирви-кара). После разложения тела последует бестелесность или высшее освобождение (Парама-мукти),   постоянное  и ненарушимое  состояние. В то время как цель и конец Йоги есть одно и то же, методы, которыми это достигается, различны. Собственно говоря, имеется четыре формы йоги, называемые Мантра-Йога, Хатха-Йога, Лайя-йога и Раджа-Йога. Все они - различные формы практики (Садхана), посредством которых чувства и интеллектуальная активность ума ставятся под контроль и различными путями реализуется Брахман. Каждая из этих форм йоги имеет свои восемь частей, и каждая имеет одну и ту же цель - реализация Брахмана, но они отличаются методами достижения. Самадхи первой из этих форм описана как Махабхава, Самадхи второй как Махабодха, Самадхи третьей как Махалайя, а освобождение, достигаемое в Раджа Йоге и Джнана Йоге называется Кайвальямукти. Нужно отметить, что по мнению практикующих, Кундалини йога - самая высокая форма йоги, в которой посредством соединения с Парамашивой достигается совершенное Самадхи на уровне и ума и тела - дальше это будет описано подробнее.

В Раджа и Джнана йоге преобладает интеллектуальный процесс, но это - не единственный способ, который можно использовать. В Мантра Йоге преобладает почитание и преданность, а в Хатха Йоге наибольший упор делается на физические методы, в частности на дыхание. Однако каждая из этих Йог употребляет те же самые методы, что и другие. В Хатха йоге для этого есть метод Крийя Джнана. Но хотя в Джнана йоге Сварупа Джнана достигается посредством ментальных усилий, без поднятия Кундалини, Хатха Йога достигает эту Джнану непосредственно через саму Кундалини. Ее соединение с Шивой в Сахасраре приносит Сварупа Джнана, и это действительно так. Поэтому удобнее всего выяснить главные этапы (Аштанга), общие для всех форм йоги, и для этого сначала нужно рассказать о Мантра Йоге, потом о Хатха йоге, как о низшей и подготовительной форме Лайя йоги, которая и является темой этого исследования и которая включает в себя элементы, находимые в Мантра Йоге и в Хатха йоге. Предварительные предписания всех Йог разделяются на восемь этапов - Йама, Нийама и т.д.

Мораль, предрасположенность к практике и дисциплина (Садхана) в сущности предписываются как предварительные условия всеми формами йоги, имеющими цель достичь высшего опыта. Мораль (Дхарма) - выражение истинной природы всех существ. Слово "Дхарма" включает в себя и этику и религию, но имеет и еще более широкий контекст. Оно происходит от корня "Дхри" - подкреплять, поддерживать, исполнять,- и поэтому является как исполнителем, так и исполняемым действием. Вселенная - это исполнение Дхармы, и Господь, являющийся ее высочайшим исполнителем, воплощен в вечном законе и является тем блаженством, которое обеспечивается выполнением закона. Дхарма - закон, управляющий эволюцией Вселенной, и путем возвращения, инволюцией. Освобождения могут достичь только те, кто идет по этому последнему пути. Почему выполнение Дхармы требует выхода из вселенской схемы? Об этом хорошо сказано так: "Делать добро - это высочайший долг". По этой схеме Джива идет от Шабда-видья, с ее Тапасом, включая в него и эгоизм, и плоды, достигаемые на "пути богов" с его Кармой (ритуалами), которая бывает как Сакама (с желанием плодов) так и Нишкама (без желаний, бескорыстно) к Брахма-видья (знанию Брахмана), божественной мудрости. Так говорят Упанишады.


Начало...   Часть 28     Часть 30 

семинары Лесной Школы Йоги - Крым

Ссылки на туры Даты 2019 год Особенности тура Тип и место Период Статус
Феникс - магия тантры  5-12 августа Тантра и Йога - энергия, воля и мудрость. Мощные практики развития себя! Море и горы
и поход на день.
Палатки
7 дней ДАЮ ЗАЯВКУ !
Золотые ключи медитации 3-9 сентября Развитие себя - достигни результата в йоге и жизни Коттедж. Байдары
Природа и йога
7 дней ДАЮ ЗАЯВКУ !
           
Прошедшие туры:          
Странники - Лунгомпа 2-9 мая поход без рюкзаков через горы к морю налегке! Пеший трек по Крыму. Палатки 7 дней завершен
Семинары в природе - 2019 год Забронируйте место - регистрируйтесь!
Дополнительные возможности: Вы можете остаться дольше, по желанию, а также заказать личную программу