Главная

Контакты


Курсы Йоги

Консультации

Персонально

Обучение

Астрология

Тантра


Йога в Крыму

Туры за рубеж

Рассылка

Магазин


Библиотека

Фото галерея

Видео


О центре

Отзывы о нас

Поиск по сайту




 






School of Yoga Shambhu
Подписка на рассылку Лесной Школы Йоги

Онлайн запись




курс йоги онлайн

Знание раскрывается постепенно перед тем, кто исследует и практикует принципы Учения. Знание открывается мгновенно перед тем, кто предельно сконцентрировано устремлён к его постижению.

методики йоги

 

 

Философия индуизма тексты по йоге и тантре


Змеиная сила. Артур Авалон.  Часть 34

К Однако это нужно понимать не только как контроль в смысле ограничения, но более широко. Поэтому наиболее верный перевод термина "Пранаяма" - это  "контролируемое и развивающееся дыхание", ведущее к соединению Праны и Апаны. Пранаяма прежде всего практикуется с целью контроля и проявления Праны. В дальнейшем Прана должна быть введена в Сушумну при пробуждении Кундалини, которая, будучи спящей, загораживает вход туда. Когда Прана покидает Иду и Пингалу, те "умирают". [Они лишены силы и безжизненны, как и всякая часть тела, из которой ушла Прана Шакти.] В это время Прана в Сушумне с помощью Кундалини-Шакти пронизывает шесть центров, закрывающих проход в Брахманади, и окончательно становится растворенной (Лайя) в Махавайю ("великом дыхании"), что является концом и целью всего этого процесса. Пранаяма может быть практикуема только в соответствии с инструкциями, которые дает Гуру, тем Садхакам, которые живут на питательной и умеренной диете, контролируя свои чувства. ["Шандилья Упанишада" (Гл. 1) говорит: "Как львы, слоны и тигры приручаются постепенно, так и дыхание должно быть правильно управляемо и находиться под контролем, иначе оно убьет практикующего".



Поэтому его нельзя пробовать без руководства. Многие повредили себе и некоторые умерли вследствие ошибок, допущенных в Пранаяме, которая должна применяться в соответствии с потребностями каждого. Поэтому необходимо иметь опытного Гуру".] Как уже говорилось, ум и дыхание действуют друг на друга, и когда дыхание регулируется, регулируется и ум, и таким способом достигается ритмическое дыхание. Говорят, что эта Пранаяма может быть успешной только тогда, когда очищены Нади, без чего Прана не может войти в Сушумну. Йогин принимает Падмасану, вдыхает и выдыхает поочередно через правую и левую ноздрю, удерживая при этом дыхание (Кумбхака), постоянно увеличивая время. Дэвата (божества) этих элементов ПранаямыБрахма, Рудра, Вишну. Прана входит в Сушумну и, если задержка дыхания производится достаточно долго, пронизывает все центры и устремляется к Брахма Рандхре. Йогические тексты говорят о разных формах Пранаямы, согласно которым Пранаяма сначала делается с Речака или Пурака (вдохом и выдохом), а затем дыхание внезапно останавливается без Пураки и Речаки.

Имеются также различные формы задержки дыхания, такие как Сахита Кумбхака, которая подобна первым двум, и которая должна практиковаться до тех пор, пока Прана войдет в Сушумну; и Кэвала Кумбхака, в которой дыхание поддерживается без Пурака и Речака. ["Шандилья Упанишада" (гл. 1) говорит, что с помощью Кэвала достигается знание Кундалини, человек становится Урдхва-рэтас, и энергия его семени идет вверх вместо того, чтобы трансформироваться в грубое семя, которое Апана направляет вниз. Бинду (энергия семени) должна быть побеждена, иначе Йога не удалась.] Кроме того есть и другие виды Кумбхаки, излечивающие недуги, возникающие из неуравновешенности Вата, Питта и Капха. Бхастрика - важная Кумбхака, которую практикуют в случае всех трех Дошас. Она помогает Пране пройти через три Грантхи, которые находятся в Сушумне. Нужно заметить, что все методы, которые уже были описаны и будут описаны в дальнейшем, служат одной цели - сделать так, чтобы Прана вошла в Сушумну и потом растворилась в Сахасраре после того, как Кундалини - Прана Дэвата,- пронижет все проходимые ею центры. Когда Прана течет через Сушумну, тогда ум становится устойчивым.

Когда Чит поглощен в Сушумне, тогда и Прана неподвижна. Эта цель стоит и за всеми методами Пратьяхары, Дхараны, Дхйаны и Самадхи. И если в Раджа Йоге все это является различными процессами и состояниями ума, то в Хатха Йоге, которая интересуется дыханием, это - стадии прогресса в Пранаяме. Поэтому некоторые трактаты описывают их (состояния ума и процесс дыхания) различно, чтобы согласовать с теорией Хатха йоги и ее практикой и объяснить состояние ума как степени Кумбхаки, варьируемые в зависимости от ее длины и продолжительности. Так, если Прана удерживается некоторое время, это называется Пратьяхарой, более долгое время - Дхарана, и та до достижения Самадхи при задержке дыхания на самый долгий период. Все существа произносят Аджапа-Гаятри, непроизнесенную Мантру, которая происходит при вдыхании воздуха посредством Хам-кара и выдыхании его посредством Сах-кара по 21 600 раз в день. Обычно дыхание отходит вперед на расстояние в 12 пальцев, но во время пения, еды, ходьбы, сна и половых сношений это расстояние бывает соответственно 16, 20, 24, 30 и 36 пальцев. При усиленных упражнениях это расстояние бывает еще большим, до 96 пальцев.

Когда длина дыхания нормальна, жизнь становится более продолжительной. Когда оно превышает норму, тогда и жизнь укорачивается. Пурака это вдох, Рэчака - выдох, а Кумбхака - задержка дыхания между вдохом и выдохом. Согласно "Гхеранда Самхите" Кумбхака бывает 8 видов: 1) Сахита, 2) Сурья Бхеда, 3) Уджджайи, 4) Ситали, 5) Бхастрика, 6) Бхрамари, 7) Мурчха, 8) Кэвали. Пранаяма пробуждает Шакти, освобождает от болезней, обособляет от мира и погружает в блаженство. Она бывает различной степени: наивысшей (Уттама), средней (Мадхйама) и низшей (Адхама), Степень определяется длиной вдоха, задержки и выдоха. В низшей степени Пранаяма выполняется с соотношением вдоха, задержки и выдоха как 4:16:8, всего 28. В средней степени Пранаяма удваивается - 8:32:16, всего 56. В высшей степени она снова удваивается - 16:64:32, всего 112. Число соответствует повторениям Пранава-Мантры (ОМ). Садхака проходит через три различные стадии в своей Садхане, которые названы соответственно. В Адхама возникает испарина, в Мадхйама - дрожь в теле, в Уттама, делаемой 100 раз, наступает, как говорят, левитация. Необходимо, чтобы нервы были очищены, потому что воздух не проходит через нечистое.

Могут пройти месяцы и годы в предварительном очищении нервов. Очищение нервов бывает двух видов: Саману и Нирману, т. е. с употреблением Биджа Мантры и без нее. В первом случае йогин в Падмасане производит Гуру-Нйяса согласно предписаниям своего Гуру. Сосредоточившись на "ЯМ" он делает Джапу через Иду с произнесением БиджаМантры 16 раз, Кумбхаку с Джапа Биджа 64 раза и потом выдыхает через солнечный нерв с Джапа Биджа 32 раза. Огонь поднимается из Манипуры и соединяется с Притхиви. Потом следует вдыхание через солнечный нерв с Вахни-биджа по счету 16, Кумбхака с 64 Джапа Биджа и выдох через лунный нерв с Джапа Биджа 32 раза. Потом он сосредотачивается на лунном сиянии, глядя на кончик носа и вдыхая через Иду с Джапа Биджа 16. Кумбхака делается с Биджа "ВАМ" по счету 64. Потом он думает о себе, как о заполненном нектаром, и размышляет о том, что его Нади очищены. Он вдыхает через Пингалу по счету 32 Джапа Биджа "ЛАМ" и думает о себе, как об исполненном крепости.

Потом он садится на циновку из травы Куша или из шкуры антилопы и делает Пранаяму, повернувшись лицом к северу. Для этой практики кроме очищения нервов важными условиями являются соответствующее время, место и пища. Место не должно быть настолько отдаленным, чтобы это беспокоило, например в лесу; и не в городе, в многолюдном месте, потому что это отвлекает. Пища должна быть чистой и вегетарианской. Она не должна быть ни слишком холодной, ни слишком горячей, ни слишком кислой, острой, соленой или горькой. Нельзя воздерживаться от пищи или есть только один раз в день. Йогин не должен оставаться без еды более чем одна Йама (три часа), а пища должна быть легкой и укрепляющей. Нужно избегать долгой ходьбы и интенсивных упражнений, а начинающим нужно избегать половых контактов. Желудок должен быть наполнен только наполовину. Йогу нужно начинать весной или осенью.

Как уже отмечалось, формы Пранаямы различны. Так, Сахита, как с Биджа (Сагарбха) так и без Биджа (Ниргарбха) делается следующим образом: Садхака размышляет о Видхи (Брахма), который наполнен Раджа-гуной, красного цвета и в форме А-кара (санскритской буквы А). Потом он вдыхает через Иду с 6 Мантрами. Перед Кумбхакой он делает Уддиана Бандха Мудру. Сосредоточившись на Хари (Вишну) как Саттва-майе, и на черном Биджа У-Кара, он делает Кумбхаку со счетом 64 Джапа Биджа; потом размышляя о Шиве как о Тамо-майе и его белом Биджа Ма-Кара, он выдыхает через Пингалу с 32 Джапа Биджа. Потом он вдыхает через Пингалу, делает Кумбхаку и выдыхает через Иду. Процесс повторяется в обратном порядке. Дхйана или медитация согласно "Гхеранда Самхите" бывает трех видов: 1) Стхула - грубая, 2) Джйотир, 3) Сукшма - тонкая. В первом случае в уме представляется образ Дэвата (божества). Вот одна из форм Дхйаны, применяемой с этой целью.

Пусть Садхака думает о великом океане нектара в своем сердце. В середине океана есть остров драгоценностей, берега которого состоят из драгоценного песка. Остров покрыт лесом из деревьев Кадамба с желтыми цветами. Там растут деревья Малати, Чампака, Париджака и другие благоухающие деревья. В середине леса деревьев Кадамба возвышается прекрасное дерево Калпа с цветами и плодами. Среди его листьев гудят черные пчелы и птицы Коэл занимаются любовью на его ветвях. Его четыре ветви - это четыре Веды. Под деревом - Мандала из драгоценных камней, а внутри Мандалы - прекрасное ложе, на котором пусть йогин представит себе свое божество-покровителя (Ишта Дэвата). Гуру будет направлять его в деталях формы, одежд и других признаков этого Ишта Дэвата. Джотир Дхйана - это вдыхание огня и жизни (Тэджас) в воображаемую форму. В Муладхаре лежит змееподобная Кундалини. Там сияет Дживатман в форме заостренного пламени свечи. Садхака медитирует на Тэджомайя Брахмане (Брахман как свет) или же медитирует на огне Пранаватмана (ОМ как свет), излучающем свое сияние в месте между бровями.

Начало...   Часть 33...   Часть 35...    

семинары Лесной Школы Йоги - Крым

Ссылки на туры Даты 2022 год Особенности тура Тип и место Период Статус
Нижний Новгород 12-13 февраля Мудры и бандхи Кундалини йога-центр НН 2 дня завершен
Маха Шиваратри 28 февр.-1 марта Усиление духовного Света онлайн 4 часа набор
Лунгомпа-Странники 2-8 мая Йога и Весеннее тепло пеший горы-море 7 дней набор
Сила концентрации 11-12 июня методы сосредоточения Нижний Новгород 2 дня набор
Солнцестояние 20-22 июня Йога и космос у моря 2 дня набор
Бхайрава 16-22 июля тантра - йога палатки, горы-лес 7 дней набор
Шанти 23-30 июля развитие медитации палатки, горы-лес 7 дней набор
Медитация от А до Я сентябрь курс по медитации Нижний Новгород 3 дня набор
Дополнительно:   получить личную программу или персональный курс йоги...