Змеиная сила. Артур Авалон. Часть
34
К Однако это нужно понимать не только как контроль в смысле
ограничения, но более широко. Поэтому наиболее верный перевод
термина "Пранаяма" - это "контролируемое и развивающееся
дыхание", ведущее к соединению Праны и Апаны. Пранаяма прежде
всего практикуется с целью контроля и проявления Праны. В
дальнейшем Прана должна быть введена в Сушумну при пробуждении
Кундалини, которая, будучи спящей, загораживает вход туда. Когда
Прана покидает Иду и Пингалу, те "умирают". [Они лишены силы и
безжизненны, как и всякая часть тела, из которой ушла Прана
Шакти.] В это время Прана в Сушумне с помощью Кундалини-Шакти
пронизывает шесть центров, закрывающих проход в Брахманади, и
окончательно становится растворенной (Лайя) в Махавайю ("великом
дыхании"), что является концом и целью всего этого процесса.
Пранаяма может быть практикуема только в соответствии с
инструкциями, которые дает Гуру, тем Садхакам, которые живут на
питательной и умеренной диете, контролируя свои чувства.
["Шандилья Упанишада" (Гл. 1) говорит: "Как львы, слоны и тигры
приручаются постепенно, так и дыхание должно быть правильно
управляемо и находиться под контролем, иначе оно убьет
практикующего".
Поэтому его нельзя пробовать без руководства. Многие повредили
себе и некоторые умерли вследствие ошибок, допущенных в
Пранаяме, которая должна применяться в соответствии с
потребностями каждого. Поэтому необходимо иметь опытного Гуру".]
Как уже говорилось, ум и дыхание действуют друг на друга, и
когда дыхание регулируется, регулируется и ум, и таким способом
достигается ритмическое дыхание. Говорят, что эта Пранаяма может
быть успешной только тогда, когда очищены Нади, без чего Прана
не может войти в Сушумну. Йогин принимает Падмасану, вдыхает и
выдыхает поочередно через правую и левую ноздрю, удерживая при
этом дыхание (Кумбхака), постоянно увеличивая время. Дэвата
(божества) этих элементов ПранаямыБрахма, Рудра, Вишну. Прана
входит в Сушумну и, если задержка дыхания производится
достаточно долго, пронизывает все центры и устремляется к Брахма
Рандхре. Йогические тексты говорят о разных формах Пранаямы,
согласно которым Пранаяма сначала делается с Речака или Пурака
(вдохом и выдохом), а затем дыхание внезапно останавливается без
Пураки и Речаки.
Имеются также различные формы задержки дыхания, такие как Сахита
Кумбхака, которая подобна первым двум, и которая должна
практиковаться до тех пор, пока Прана войдет в Сушумну; и Кэвала
Кумбхака, в которой дыхание поддерживается без Пурака и Речака.
["Шандилья Упанишада" (гл. 1) говорит, что с помощью Кэвала
достигается знание Кундалини, человек становится Урдхва-рэтас, и
энергия его семени идет вверх вместо того, чтобы
трансформироваться в грубое семя, которое Апана направляет вниз.
Бинду (энергия семени) должна быть побеждена, иначе Йога не
удалась.] Кроме того есть и другие виды Кумбхаки, излечивающие
недуги, возникающие из неуравновешенности Вата, Питта и Капха.
Бхастрика - важная Кумбхака, которую практикуют в случае всех
трех Дошас. Она помогает Пране пройти через три Грантхи, которые
находятся в Сушумне. Нужно заметить, что все методы, которые уже
были описаны и будут описаны в дальнейшем, служат одной цели -
сделать так, чтобы Прана вошла в Сушумну и потом растворилась в
Сахасраре после того, как Кундалини - Прана Дэвата,- пронижет
все проходимые ею центры. Когда Прана течет через Сушумну, тогда
ум становится устойчивым.
Когда Чит поглощен в Сушумне, тогда и Прана неподвижна. Эта цель
стоит и за всеми методами Пратьяхары, Дхараны, Дхйаны и Самадхи.
И если в Раджа Йоге все это является различными процессами и
состояниями ума, то в Хатха Йоге, которая интересуется дыханием,
это - стадии прогресса в Пранаяме. Поэтому некоторые трактаты
описывают их (состояния ума и процесс дыхания) различно, чтобы
согласовать с теорией Хатха йоги и ее практикой и объяснить
состояние ума как степени Кумбхаки, варьируемые в зависимости от
ее длины и продолжительности. Так, если Прана удерживается
некоторое время, это называется Пратьяхарой, более долгое время
- Дхарана, и та до достижения Самадхи при задержке дыхания на
самый долгий период. Все существа произносят Аджапа-Гаятри,
непроизнесенную Мантру, которая происходит при вдыхании воздуха
посредством Хам-кара и выдыхании его посредством Сах-кара по 21
600 раз в день. Обычно дыхание отходит вперед на расстояние в 12
пальцев, но во время пения, еды, ходьбы, сна и половых сношений
это расстояние бывает соответственно 16, 20, 24, 30 и 36
пальцев. При усиленных упражнениях это расстояние бывает еще
большим, до 96 пальцев.
Когда длина дыхания нормальна, жизнь становится более
продолжительной. Когда оно превышает норму, тогда и жизнь
укорачивается. Пурака это вдох, Рэчака - выдох, а Кумбхака -
задержка дыхания между вдохом и выдохом. Согласно "Гхеранда
Самхите" Кумбхака бывает 8 видов: 1) Сахита, 2) Сурья Бхеда, 3)
Уджджайи, 4) Ситали, 5) Бхастрика, 6) Бхрамари, 7) Мурчха, 8)
Кэвали. Пранаяма пробуждает Шакти, освобождает от болезней,
обособляет от мира и погружает в блаженство. Она бывает
различной степени: наивысшей (Уттама), средней (Мадхйама) и
низшей (Адхама), Степень определяется длиной вдоха, задержки и
выдоха. В низшей степени Пранаяма выполняется с соотношением
вдоха, задержки и выдоха как 4:16:8, всего 28. В средней степени
Пранаяма удваивается - 8:32:16, всего 56. В высшей степени она
снова удваивается - 16:64:32, всего 112. Число соответствует
повторениям Пранава-Мантры (ОМ). Садхака проходит через три
различные стадии в своей Садхане, которые названы
соответственно. В Адхама возникает испарина, в Мадхйама - дрожь
в теле, в Уттама, делаемой 100 раз, наступает, как говорят,
левитация. Необходимо, чтобы нервы были очищены, потому что
воздух не проходит через нечистое.
Могут пройти месяцы и годы в предварительном очищении нервов.
Очищение нервов бывает двух видов: Саману и Нирману, т. е. с
употреблением Биджа Мантры и без нее. В первом случае йогин в
Падмасане производит Гуру-Нйяса согласно предписаниям своего
Гуру. Сосредоточившись на "ЯМ" он делает Джапу через Иду с
произнесением БиджаМантры 16 раз, Кумбхаку с Джапа Биджа 64 раза
и потом выдыхает через солнечный нерв с Джапа Биджа 32 раза.
Огонь поднимается из Манипуры и соединяется с Притхиви. Потом
следует вдыхание через солнечный нерв с Вахни-биджа по счету 16,
Кумбхака с 64 Джапа Биджа и выдох через лунный нерв с Джапа
Биджа 32 раза. Потом он сосредотачивается на лунном сиянии,
глядя на кончик носа и вдыхая через Иду с Джапа Биджа 16.
Кумбхака делается с Биджа "ВАМ" по счету 64. Потом он думает о
себе, как о заполненном нектаром, и размышляет о том, что его
Нади очищены. Он вдыхает через Пингалу по счету 32 Джапа Биджа
"ЛАМ" и думает о себе, как об исполненном крепости.
Потом он садится на циновку из травы Куша или из шкуры антилопы
и делает Пранаяму, повернувшись лицом к северу. Для этой
практики кроме очищения нервов важными условиями являются
соответствующее время, место и пища. Место не должно быть
настолько отдаленным, чтобы это беспокоило, например в лесу; и
не в городе, в многолюдном месте, потому что это отвлекает. Пища
должна быть чистой и вегетарианской. Она не должна быть ни
слишком холодной, ни слишком горячей, ни слишком кислой, острой,
соленой или горькой. Нельзя воздерживаться от пищи или есть
только один раз в день. Йогин не должен оставаться без еды более
чем одна Йама (три часа), а пища должна быть легкой и
укрепляющей. Нужно избегать долгой ходьбы и интенсивных
упражнений, а начинающим нужно избегать половых контактов.
Желудок должен быть наполнен только наполовину. Йогу нужно
начинать весной или осенью.
Как уже отмечалось, формы Пранаямы различны. Так, Сахита, как с
Биджа (Сагарбха) так и без Биджа (Ниргарбха) делается следующим
образом: Садхака размышляет о Видхи (Брахма), который наполнен
Раджа-гуной, красного цвета и в форме А-кара (санскритской буквы
А). Потом он вдыхает через Иду с 6 Мантрами. Перед Кумбхакой он
делает Уддиана Бандха Мудру. Сосредоточившись на Хари (Вишну)
как Саттва-майе, и на черном Биджа У-Кара, он делает Кумбхаку со
счетом 64 Джапа Биджа; потом размышляя о Шиве как о Тамо-майе и
его белом Биджа Ма-Кара, он выдыхает через Пингалу с 32 Джапа
Биджа. Потом он вдыхает через Пингалу, делает Кумбхаку и
выдыхает через Иду. Процесс повторяется в обратном порядке.
Дхйана или медитация согласно "Гхеранда Самхите" бывает трех
видов: 1) Стхула - грубая, 2) Джйотир, 3) Сукшма - тонкая. В
первом случае в уме представляется образ Дэвата (божества). Вот
одна из форм Дхйаны, применяемой с этой целью.
Пусть Садхака думает о великом океане нектара в своем сердце. В
середине океана есть остров драгоценностей, берега которого
состоят из драгоценного песка. Остров покрыт лесом из деревьев
Кадамба с желтыми цветами. Там растут деревья Малати, Чампака,
Париджака и другие благоухающие деревья. В середине леса
деревьев Кадамба возвышается прекрасное дерево Калпа с цветами и
плодами. Среди его листьев гудят черные пчелы и птицы Коэл
занимаются любовью на его ветвях. Его четыре ветви - это четыре
Веды. Под деревом - Мандала из драгоценных камней, а внутри
Мандалы - прекрасное ложе, на котором пусть йогин представит
себе свое божество-покровителя (Ишта Дэвата). Гуру будет
направлять его в деталях формы, одежд и других признаков этого
Ишта Дэвата. Джотир Дхйана - это вдыхание огня и жизни (Тэджас)
в воображаемую форму. В Муладхаре лежит змееподобная Кундалини.
Там сияет Дживатман в форме заостренного пламени свечи. Садхака
медитирует на Тэджомайя Брахмане (Брахман как свет) или же
медитирует на огне Пранаватмана (ОМ как свет), излучающем свое
сияние в месте между бровями.
Начало... Часть
33... Часть
35...
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|