Змеиная сила. Артур Авалон.
Часть 7
За этими изменчивыми формами сознания находится единое,
бесформенное и неизменное Чит, которое само по себе, в своей
сущности (Сварупа), отличается от частных форм своего
проявления. Проходя через разные стадии проявления жизни, Чит
сам по себе остается тем же самым и не развивается. Видимость же
развития возникает от того, что Чит то более, то менее ограничен
и завуалирован умом и материей.
Это вуалирование производится той силой сознания, Шакти, которая
творит миры множественности форм. Что же именно вуалирует
сознание и порождает мировой опыт? Это сила иллюзорности, Майя
Шакти, которая как бы создает видимость того, что целостное
(Пурна) нецелостно (Апурна); бесконечное превращает в конечное,
бесформенное - в имеющее форму.
Это та сила, которая вуалирует,
ограничивает и отрицает. Отрицает что? - Совершенное сознание.
Есть ли Шакти сама по себе тем же самым, что и Шива - Чит, или
она принципиально отличается от него? Она должна быть по сути
тем же самым, иначе все не могло бы быть единым Брахманом. Но
если она то же самое, что и Шива, то она должна быть и Чит, т.
е. сознанием. Поэтому она - Сат-Чит-Ананда Майя и Чидрупини ("в
форме природы Чит"). [Сат-Чит-Ананда Майя - это в сущности то
же, что и СатЧит-Ананда, но суффикс "майя" как и "рупини"
отмечает тонкое Различие: она одновременно и своя собственная
сущность, Чит, и в то же время, проявляясь как сила - нечто
отличающееся от нее.] Как сказано в "Кубджика-Тантре",
Парама-Кала - это и Чит (Чидрупа) и Нада (Надарупа). Слово Шакти
происходит от корня "Шак" - иметь силу, быть способным к чему-то
и означает "Сила".
Так как она едина с Шивой, обладателем Силы (Шактиман) то, как
такая сила, она - сила Шивы или сознания. Нет принципиальной
разницы между Шивой, как обладателем силы, и самой по себе
силой. Сила сознания - это его активный аспект, в то же время
они - Шива и Шакти,- единое сознание. Шива - неизменный
статический аспект сознания, а Шакти - кинетический аспект того
же самого сознания. Особая сила, посредством которой
дуалистический мир погружен в бытие - это Майя-шакти, сила
вуалирования (Аварана) и проекции (Виксепа). Сознание как бы
вуалируется от самого себя и проецирует из запаса своего
предшествующего опыта - отпечатков Самскар - представления о
мире, в котором оно страдает и радуется. Таким образом,
Вселенная - это творческое воображение (Сристи-Калпана) высшего
Миро-мыслителя (Ишвары). Майя - та сила, которой вещи
измеряются, приобретают форму и становятся познаваемыми. Это -
чувство различения (Бхедабуддхи) или то, что заставляет человека
видеть мир, все вещи и людей как отличных от него самого, в то
время как все это в сущности - одно. Это то, что создает
дихотомию, двойственность в том, в чем, чем могло бы быть
единство опыта. Это - причина того дуализма, который присущ
всему феноменальному миру. Шакти в своей деятельности вуалирует
сознание, в той или иной степени отрицая сознание в самой себе.
Перед началом проявления Вселенной было лишь одно бесконечное
Бытие-Сознание-Блаженство, т. е. Шива и Шакти как Чит и
Чидрупини (сознание и его форма) соответственно.
Это та целостность, полнота, о которой Упанишада говорит, что в
нем "Я знает и любит себя". Это Любовь, которая - Блаженство,
"отдохновение в самом себе", о котором сказано "высшая любовь
есть блаженство". Это Пара-Шива, который в схеме 36 Таттв назван
Парасамвит. Такой монизм устанавливает два аспекта единого
сознания - трансцендентный, неизменный аспект (Парасамвит), и
творческий, изменяющий аспект, который назван Шива-Шакти-Таттва.
В Парасамвит "Я" (Ахам) и "ЭТО" (Идам) или вся Вселенная
объектов ("не Я") не различимы и соединяются в переживании
высшего единства. [Как говорится в "Йогини-Хрдайя Тантре",
"Пара-Дэви - это сексуальное соединение Пракаша (света чистого
сознания) и Вимарша (сила сознания)
Prakasha-Vimarsha-samarasyarupim. Это состояние
Нирвикальпа-джнана, в котором нет разделения на "Это" и "То", на
"Я" и "Это". В Викалпа-джнана сохраняется субъект и объект.]
Негативным аспектом этого является сила Шакти в Шива-Шакти
Таттве. Ее функция - быть отрицанием, отрицать себя, как объект
опыта и оставить сознание (Шиву) как чистое "Я", "не
устремленное ни к чему иному". Состояние субъективного
просветления - это то состояние, в котором Шакти Вимарша снова
представляет себя, но уже с разделением "Я" и "Это", хотя по
сути они - части единого. [Prakasha-matra. Парамашива имеет в
себе два аспектаПракаша и Вимарша, или Камешвари и Камишвари
Паралинга. Пракаша - это ""Asphuta-sputikara", "проявление
непроявленного". Вимарша происходит от корня mrish - "касаться,
производить впечатление, познавать". Это то, что познается
мыслью, ее объект. Этот термин, вместе с "Прадхана" и "Пракрити"
- символами "зримого", - указывает на принцип объективной
реальности.] В этом - первое зарождение дуализма, и первое
преобразование сознания, известное как Сада Шива или
Садания-Таттва, которое становится второй Таттвой - Ишварой, а
потом третьей Таттвой - Шуддха-Видъя-Таттвой.
Первым выражено, проявлено "Это", во втором - "Я", а в третьем -
в одинаковой мере и то и другое. Потом Майя разделяет единое
сознание и объект начинает казаться чем-то иным, чем само "Я", а
потом раздробляется во множественность объектов Вселенной. В
таком разделе Тантра-Шастры, как Мантра-Шастра речь идет о
Мантре и ее происхождении. Эти две Таттвы, порождаемые Шакти в
ее аспекте звука, известны как Нада и Бинду. Парашива и
Парашакти неподвижны и беззвучны. Нада впервые производит
движение в форме идеи космического сознания, ведущей к звуку -
Брахману, из которого произошли все идеи, языки, на которых эти
идеи выражены, и те объекты, которые они обозначают. "Бинду"
значит "точка", и тот знак (Анусвара) который в санскрите
передает придыхание. В Чандра-Бинду это "придыхание" помещено
выше Нада. В техническом же смысле, применимо к Мантре, Бинду
обозначает то состояние активности Шакти, в котором "Я" или
просветленный аспект сознания, отождествляет себя со всем
потенциально возможным "Это". Такое сознание субъективирует
"Это" (объект), становясь как бы точкой сознания в нем. Когда
сознание воспринимает объект, как отличающийся от себя, то оно
видит этот объект как бы простирающимся в пространстве. Но когда
такой объект полностью субъективирован, то он познается в
переживании как точка, не простирающаяся в пространстве. Там, и
точке Бинду, Господь-переживающий переживает в своем опыте всю
Вселенную. В чем же растворится Вселенная? Она возвратится в ту
Изначальную Силу, Шакти, которая спроецировала ее из себя.
Вселенная коллапсирует в математическую точку, не имеющую
величины. [В этом смысле Шакти называется "Гханибхута"
(Khanibhuta), что буквально значит "массивный" или
"сконденсированный".
Это то состояние собранной, сконденсированной энергии, которое
внезапно может породить ("Спхурана" - "Sphurana"; буквально
"распухать") Вселенную.] Шива-Бинду снова возвращается в
Шива-Шакти-Таттву, из которой оно возникло. Можно представить,
что Шакти свернулась кольцом вокруг точки (Бинду) Шивы, подобно
тому, как в центре стихии земли, в Муладхара-чакре "змея"
обвивается вокруг Сваямбху-Лингама, который - "самовозникший",
не созданный никем. Эта свернутая кольцом Шакти подобна
математической, абстрактной линии, не имеющей ширины, которая
повсюду в контакте с той точкой вокруг которой она свернута, и
так плотно сжата с ней, что образует с этой точкой единство.
[Этот образ тоже несовершенен, потому что такая точка, не
имеющая величины, все равно будет иметь положение в
пространстве. На самом же деле это не так, потому что все это
происходит в беспространственности.] Это то нераздельное
единство двух аспектов, которое символически описывается в
Тантрах как зерно "грам" (Канака), в котором два семени, столь
тесно соединенных, что они имеют вид одного семени, окруженного
внешней оболочкой. [Два семени - это Шива и Шакти, а оболочка -
Майя. Когда это двуединство разделено, это - символически -
проявление Вселенной. Полагать, что это два отдельных семени -
ошибка, потому, что Шива и Шакти - это одно целое, имеющее два
аспекта.]
Чтобы вернуться в прежнее состояние Шакти, свернутая кольцом
вокруг Шивы, делается единой с точкой Бинду. Это -
Кундалини-Шакти. Слово "Кундалини" происходит от слова "Кундала"
- "кольцо", "запястье". О ней говорят, как о свернувшейся
кольцом, потому что она подобна свернувшейся кольцом спящей
змее, и потому что природа ее силы спиральная и так она
проявляет себя в сферических мирах (Брахманда, "Яйцо Брахмы"),-
в круговом, вращающемся движении космических орбит, и в других
подобных явлениях. Тантры говорят о том, как линия развивается
из точки, распрямляясь, и по мере своего проявления
заворачивается, искривляется спиральным движением Майи, и так
образует двухмерную фигуру, которая поворачивается вокруг самой
себя и так становится трехмерной, образуя треугольник или
пирамиду, называемую Срингатака. [т. е. имеющую форму "срингара"
- водяного ореха, растущего в озерах Кашмира. Нужно заметить,
что Янтры, хотя они и проецируются на двухмерную плоскость, на
самом деле должны были бы быть объемными трехмерными фигурами.]
Начало... Часть 6
Часть 8
Ссылки на туры |
Даты 2024 год |
Особенности
тура |
Тип и место |
Период |
Статус |
Непал - Тибет |
с 9 сентября |
тур и кора |
путешествие |
17 дней |
стартовал |
Нижний Новгород |
16 сентября |
Курс инструкторов Йоги |
йога-центр НН |
- |
набор |
Зеленогорье Крым |
20-22 сентября |
летнее солнцестояние |
Отель |
2 дня |
прошел |
|
|
|
|
|
|
Программы летних семинаров Лесной Школы йоги
перенесены на следующий сезон |
Дополнительно: получить личную программу или
персональный
курс йоги... |
|