Главная

Контакты


Курсы Йоги

Консультации

Персонально

Обучение

Теория Йоги

Астрология

Тантра


Йога в Крыму

Туры за рубеж

Рассылка

Магазин


Библиотека

Фото галерея

Видео


О центре

Отзывы о нас

Поиск по сайту




 






School of Yoga Shambhu
Подписка на рассылку Лесной Школы Йоги






курс йоги онлайн

Знание раскрывается постепенно перед тем, кто исследует и практикует принципы Учения. Знание открывается мгновенно перед тем, кто предельно сконцентрировано устремлён к его постижению.

методики йоги

 

 

Философия индуизма тексты по йоге и тантре


Змеиная сила. Артур Авалон.  Часть 7

За этими изменчивыми формами сознания находится единое, бесформенное и неизменное Чит, которое само по себе, в своей сущности (Сварупа), отличается от частных форм своего проявления. Проходя через разные стадии проявления жизни, Чит сам по себе остается тем же самым и не развивается. Видимость же развития возникает от того, что Чит то более, то менее ограничен и завуалирован умом и материей.
Это вуалирование производится той силой сознания, Шакти, которая творит миры множественности форм. Что же именно вуалирует сознание и порождает мировой опыт? Это сила иллюзорности, Майя Шакти, которая как бы создает видимость того, что целостное (Пурна) нецелостно (Апурна); бесконечное превращает в конечное, бесформенное - в имеющее форму.

Это та сила, которая вуалирует, ограничивает и отрицает. Отрицает что? - Совершенное сознание. Есть ли Шакти сама по себе тем же самым, что и Шива - Чит, или она принципиально отличается от него? Она должна быть по сути тем же самым, иначе все не могло бы быть единым Брахманом. Но если она то же самое, что и Шива, то она должна быть и Чит, т. е. сознанием. Поэтому она - Сат-Чит-Ананда Майя и Чидрупини ("в форме природы Чит"). [Сат-Чит-Ананда Майя - это в сущности то же, что и СатЧит-Ананда, но суффикс "майя" как и "рупини" отмечает тонкое Различие: она одновременно и своя собственная сущность, Чит, и в то же время, проявляясь как сила - нечто отличающееся от нее.] Как сказано в "Кубджика-Тантре", Парама-Кала - это и Чит (Чидрупа) и Нада (Надарупа). Слово Шакти происходит от корня "Шак" - иметь силу, быть способным к чему-то и означает "Сила".



Так как она едина с Шивой, обладателем Силы (Шактиман) то, как такая сила, она - сила Шивы или сознания. Нет принципиальной разницы между Шивой, как обладателем силы, и самой по себе силой. Сила сознания - это его активный аспект, в то же время они - Шива и Шакти,- единое сознание. Шива - неизменный статический аспект сознания, а Шакти - кинетический аспект того же самого сознания. Особая сила, посредством которой дуалистический мир погружен в бытие - это Майя-шакти, сила вуалирования (Аварана) и проекции (Виксепа). Сознание как бы вуалируется от самого себя и проецирует из запаса своего предшествующего опыта - отпечатков Самскар - представления о мире, в котором оно страдает и радуется. Таким образом, Вселенная - это творческое воображение (Сристи-Калпана) высшего Миро-мыслителя (Ишвары). Майя - та сила, которой вещи измеряются, приобретают форму и становятся познаваемыми. Это - чувство различения (Бхедабуддхи) или то, что заставляет человека видеть мир, все вещи и людей как отличных от него самого, в то время как все это в сущности - одно. Это то, что создает дихотомию, двойственность в том, в чем, чем могло бы быть единство опыта. Это - причина того дуализма, который присущ всему феноменальному миру. Шакти в своей деятельности вуалирует сознание, в той или иной степени отрицая сознание в самой себе. Перед началом проявления Вселенной было лишь одно бесконечное Бытие-Сознание-Блаженство, т. е. Шива и Шакти как Чит и Чидрупини (сознание и его форма) соответственно.

Это та целостность, полнота, о которой Упанишада говорит, что в нем "Я знает и любит себя". Это Любовь, которая - Блаженство, "отдохновение в самом себе", о котором сказано "высшая любовь есть блаженство". Это Пара-Шива, который в схеме 36 Таттв назван Парасамвит. Такой монизм устанавливает два аспекта единого сознания - трансцендентный, неизменный аспект (Парасамвит), и творческий, изменяющий аспект, который назван Шива-Шакти-Таттва. В Парасамвит "Я" (Ахам) и "ЭТО" (Идам) или вся Вселенная объектов ("не Я") не различимы и соединяются в переживании высшего единства. [Как говорится в "Йогини-Хрдайя Тантре", "Пара-Дэви - это сексуальное соединение Пракаша (света чистого сознания) и Вимарша (сила сознания) Prakasha-Vimarsha-samarasyarupim. Это состояние Нирвикальпа-джнана, в котором нет разделения на "Это" и "То", на "Я" и "Это". В Викалпа-джнана сохраняется субъект и объект.] Негативным аспектом этого является сила Шакти в Шива-Шакти Таттве. Ее функция - быть отрицанием, отрицать себя, как объект опыта и оставить сознание (Шиву) как чистое "Я", "не устремленное ни к чему иному". Состояние субъективного просветления - это то состояние, в котором Шакти Вимарша снова представляет себя, но уже с разделением "Я" и "Это", хотя по сути они - части единого. [Prakasha-matra. Парамашива имеет в себе два аспектаПракаша и Вимарша, или Камешвари и Камишвари Паралинга. Пракаша - это ""Asphuta-sputikara", "проявление непроявленного". Вимарша происходит от корня mrish - "касаться, производить впечатление, познавать". Это то, что познается мыслью, ее объект. Этот термин, вместе с "Прадхана" и "Пракрити" - символами "зримого", - указывает на принцип объективной реальности.] В этом - первое зарождение дуализма, и первое преобразование сознания, известное как Сада Шива или Садания-Таттва, которое становится второй Таттвой - Ишварой, а потом третьей Таттвой - Шуддха-Видъя-Таттвой.

Первым выражено, проявлено "Это", во втором - "Я", а в третьем - в одинаковой мере и то и другое. Потом Майя разделяет единое сознание и объект начинает казаться чем-то иным, чем само "Я", а потом раздробляется во множественность объектов Вселенной. В таком разделе Тантра-Шастры, как Мантра-Шастра речь идет о Мантре и ее происхождении. Эти две Таттвы, порождаемые Шакти в ее аспекте звука, известны как Нада и Бинду. Парашива и Парашакти неподвижны и беззвучны. Нада впервые производит движение в форме идеи космического сознания, ведущей к звуку - Брахману, из которого произошли все идеи, языки, на которых эти идеи выражены, и те объекты, которые они обозначают. "Бинду" значит "точка", и тот знак (Анусвара) который в санскрите передает придыхание. В Чандра-Бинду это "придыхание" помещено выше Нада. В техническом же смысле, применимо к Мантре, Бинду обозначает то состояние активности Шакти, в котором "Я" или просветленный аспект сознания, отождествляет себя со всем потенциально возможным "Это". Такое сознание субъективирует "Это" (объект), становясь как бы точкой сознания в нем. Когда сознание воспринимает объект, как отличающийся от себя, то оно видит этот объект как бы простирающимся в пространстве. Но когда такой объект полностью субъективирован, то он познается в переживании как точка, не простирающаяся в пространстве. Там, и точке Бинду, Господь-переживающий переживает в своем опыте всю Вселенную. В чем же растворится Вселенная? Она возвратится в ту Изначальную Силу, Шакти, которая спроецировала ее из себя. Вселенная коллапсирует в математическую точку, не имеющую величины. [В этом смысле Шакти называется "Гханибхута" (Khanibhuta), что буквально значит "массивный" или "сконденсированный".

Это то состояние собранной, сконденсированной энергии, которое внезапно может породить ("Спхурана" - "Sphurana"; буквально "распухать") Вселенную.] Шива-Бинду снова возвращается в Шива-Шакти-Таттву, из которой оно возникло. Можно представить, что Шакти свернулась кольцом вокруг точки (Бинду) Шивы, подобно тому, как в центре стихии земли, в Муладхара-чакре "змея" обвивается вокруг Сваямбху-Лингама, который - "самовозникший", не созданный никем. Эта свернутая кольцом Шакти подобна математической, абстрактной линии, не имеющей ширины, которая повсюду в контакте с той точкой вокруг которой она свернута, и так плотно сжата с ней, что образует с этой точкой единство. [Этот образ тоже несовершенен, потому что такая точка, не имеющая величины, все равно будет иметь положение в пространстве. На самом же деле это не так, потому что все это происходит в беспространственности.] Это то нераздельное единство двух аспектов, которое символически описывается в Тантрах как зерно "грам" (Канака), в котором два семени, столь тесно соединенных, что они имеют вид одного семени, окруженного внешней оболочкой. [Два семени - это Шива и Шакти, а оболочка - Майя. Когда это двуединство разделено, это - символически - проявление Вселенной. Полагать, что это два отдельных семени - ошибка, потому, что Шива и Шакти - это одно целое, имеющее два аспекта.]

Чтобы вернуться в прежнее состояние Шакти, свернутая кольцом вокруг Шивы, делается единой с точкой Бинду. Это - Кундалини-Шакти. Слово "Кундалини" происходит от слова "Кундала" - "кольцо", "запястье". О ней говорят, как о свернувшейся кольцом, потому что она подобна свернувшейся кольцом спящей змее, и потому что природа ее силы спиральная и так она проявляет себя в сферических мирах (Брахманда, "Яйцо Брахмы"),- в круговом, вращающемся движении космических орбит, и в других подобных явлениях. Тантры говорят о том, как линия развивается из точки, распрямляясь, и по мере своего проявления заворачивается, искривляется спиральным движением Майи, и так образует двухмерную фигуру, которая поворачивается вокруг самой себя и так становится трехмерной, образуя треугольник или пирамиду, называемую Срингатака. [т. е. имеющую форму "срингара" - водяного ореха, растущего в озерах Кашмира. Нужно заметить, что Янтры, хотя они и проецируются на двухмерную плоскость, на самом деле должны были бы быть объемными трехмерными фигурами.]

Начало...   Часть 6     Часть 8 

семинары Лесной Школы Йоги - Крым

Ссылки на туры Даты 2024 год Особенности тура Тип и место Период Статус
Непал - Тибет с 9 сентября тур и кора путешествие 17 дней стартовал
Нижний Новгород 16 сентября Курс инструкторов Йоги йога-центр НН  - набор
Зеленогорье Крым 20-22 сентября летнее солнцестояние Отель 2 дня прошел
           
 Программы летних семинаров Лесной Школы йоги перенесены на следующий сезон
Дополнительно:   получить личную программу или персональный курс йоги...