Главная

Контакты


Курсы Йоги

Консультации

Персонально

Обучение

Астрология

Тантра


Йога в Крыму

Туры за рубеж

Рассылка

Магазин


Библиотека

Фото галерея

Видео


О центре

Отзывы о нас

Поиск по сайту




 






Forest School of Yoga
Подписка на рассылку Лесной Школы Йоги

Онлайн запись



методы концентрации и медитации

сознание практикующего

профанация аштанга-йоги

Ошибки в практике Йоги

 



Ом Тат Сат

 

Аштанга-Йога методики йоги и тантры


Аштанга-йога. Йога восьми ступеней.  Часть 3

Теория йогиРаспространённые заблуждения
Среди начинающих, а порой даже среди более опытных практиков йоги, Классическая "Аштанга-йога" представляется как некая стройная "лестница к Освобождению", по которой ученик последовательно поднимается с первых ступеней до последней. Это не совсем так, а лишь удобное распространённое мнение, рожденное умом, привыкшим всё выстраивать в упрощенные последовательности. Аштанга, это не последовательные ступени практики, а восемь лепестков цветка Йоги, где каждый вектор обращен из центра цветка, в котором сам человек, к восьми лепесткам-целям:
Яме, Нияме, Асане, Пранаяме, Пратьяхаре, Дхаране, Дхьяне и Самадхи.

Конечно, начинающим легче понять Йогу, как постепенное поэтапное восхождение к вершинам Учения. Но такое представление может, со временем, привести к многочисленным ошибкам, как в понимании теории и практической работе. Этот взгляд может стать "коварной ловушкой", препятствующей правильному развитию занимающегося. Даже опытные практики Хатха-йоги, порой попадаются в сети таких представлений.


 

Они считают, что важно проработать исключительно первые ступени Аштанга-йоги, а потом идти дальше, но на самом деле, обычно сразу начинают с практики асан, потому что это наглядно, тренирует тело и ощущается быстрый результат.

Неофиты не стремятся использовать дыхательные практики так как следует, ошибочно считая, что "учиться дышать" надо только после освоения поз Йоги. Они не занимаются развитием психики, говоря, что концентрация и медитация не может применяться пока не "проработаны асаны".

Этот взгляд - просто личное стремление работать исключительно с телом, не погружаясь в процессы исследования сознания.
За этой точкой зрения стоит либо неосведомлённость в психических процессах, либо подсознательный страх погружения в неизвестную область разума, так как полностью отсутствует личный опыт медитации.

Но такой подход не сможет привести к реализации мудрости и Освобождению, если не продвигаться многогранно, используя методы концентрации и медитацию.
Тело все равно, рано или поздно, будет оставлено, а с ним красота, сила и пластичность, те качества, которые развивают многие годы.
Крайности в практике всегда вели к дисбалансу ума, энергии и тела. Избыток физических техник не позволяет правильно развиваться психике, так как при этом, в основном, задействована "грубая" прана и сознание не углубляется, будучи связанным "внешним процессом".
 
Напротив, стремление совершенствовать только ум, занимаясь исключительно медитацией Раджа-йоги, может привести к недостатку жизненной силы и, в результате, сознание не сможет осуществить прорыв к Освобождению. Поэтому так важна целостность и единство используемых практик. Поскольку человек представляет собой триединство: тело, энергия, ум - совершенствовать необходимо все сразу.

Общеизвестно, что многие великие мудрецы и святые не применяли изощрённых асан для укрепления тела или занимались Хатха-йогой лишь в начале своего пути. Они посвящали основное время практики развитию тонкой энергии и духовным медитациям. Однако, если физическое тело очень ограничено и энергия не может двигаться свободно, то медитации тоже не достигнуть, так как при этом в уме будут преобладать "тяжёлые компоненты " - тамас.

 Аштанга-йога, как совокупность Хатха и Раджа йог, включает в себя множество методов, которые способны органично развить как физическое тело, так и сознание практикующего.

Иногда можно столкнуться с переносом идей Раджа практики на Хатха-йогу, когда все асаны выполняются с избыточным расслаблением, полу-медитативно. Это ошибка инертности. Избыток покоя и чрезмерная пассивность в прктике никогда не приведут к пробуждению Кундалини, которая является главной целью Хатха-йоги. Хотя текст "Йога-сутра" мудреца Патанджали, принят за основу Классической йоги, он, прежде всего, относится к Йоге Сознания - Раджа-йоге. Попытки проецировать идеи Раджа-йоги на Хатха-йогу, без должного понимания, могут исказить принципы теории и практики.

Искажение системы. Профанация Аштанга-йоги
В современном мире, с его технократическими и прагматическими тенденциями, погоней за чувственными удовольствиями и благами, богатством и властью, под влиянием невежества, часто происходят негативные трансформации даже с таким совершенным Учением как Аштанга-йога.

Так как существует спрос на поверхностные эффекты практики йоги, то рождается соответствующее предложение со стороны йогических школ и отдельных "мастеров" йоги, "достижение сверхспособностей" очень сильно рекламируется. Происходит утрирование системы, адаптация Классической йоги под слабый уровень (тела, энергии и ума) современного человека, предельно искажающая суть.

Это фактически профанация Учения, низведение его высокого потенциала под примитивную ментальность аудитории, массовое сознание которой наполнено низкими бездуховными интересами. Особенно сильно такая тенденция развивается на Западе. Можно наблюдать усиливающийся процесс "коммерциализации" йоги, в этом мире "всё продаётся", как кажется некоторым, поэтому и йогу пытаются "ставить на поток" быстрого и прибыльного "обучения" и "подготовки инструкторов" и т.п.

Но такая стратегия лишь уводит умы и души людей с истинного пути, уводит их от самих себя в темноту заблуждений и обмана.
Любая, уважающая себя, серьёзная традиция йоги не станет опускаться до примитивного уровня неосознающих себя "последователей". Напротив, она будет стремиться развить сознание людей, раскрыть высшие аспекты разума, духовное начало, пребывающее в спящем состоянии.
 
Ценность Учения Аштанга-йоги
Фактически существует огромное количество направлений и школ йоги. Некоторые из них "озабочены телом" и являются лишь системами развивающими человека физически. Другие заняты совершенствованием энергетических качеств и экстрасенсорных способностей учеников.
Но действительно глубокие системы Йоги, ставят высшие цели и способные привести к духовной реализации.

Так или иначе, суть заключается в том, что именно качество цели определяет уровень теории и практики.
Даже если практикующий, благодаря удачной судьбе, столкнулся с высоким учением и ему даёт наставления великий Учитель - это вовсе не означает, что ученик достигнет высшей реализации. Если он, игнорируя дхарму, исходя из собственных неверных суждений, будет применять лишь слабые бесплодные методы, то не сможет осознать уровень, на который его ведёт мастер.
 
Учение Аштанга-йоги является необычайно ценным средством для полной духовной и физической трансформации личности. Эта система представляет собой очень гармоничный Путь к преображению человеческих недостатков и душевных проблем в позитивные силы и качества облагораживающие личность. Восемь элементов Аштанга-йоги - путь к духовной реализации. Тот, кто обретёт правильное воззрение в этой традиции полностью освободится от многочисленных заблуждений и бесчисленных страданий, которые переживает человек, сознательно или нет.
 
Люди, по неведению, часто приобщаются к "малым" учениям, которые дают лишь поверхностные результаты, не решая главных вопросов.
Но если у Вас выпала благая возможность изучать и практиковать такое совершенное Учение, как Аштанга-йога, - не теряйте времени и не ищите на поверхности. Следует погрузиться в исследование и обрести практический опыт, раскрывающий потенциал разума.

Когда встречаешь человека, который говорит о том, что изучал и практиковал йогу, но решил заниматься чем-то еще для продвижения, так как йога "не помогла", становится понятно, что практика его была бесплодной, а понимание поверхностным.
Не каждый последователь может распознать и применить силу, которая содержится в Классической йоге, для этого необходимы зрелость и ясный ум, а также надежное руководство учителя.

Начало часть-1   Часть-2...

  Теория Учения йоги. Начало мудрости
тексты Хатха йога - Йога "Солнца и Луны". Система уравновешивания энергии в теле и сознании человека
тексты Раджа йога - Царственная йога. Йога контроля над чувствами и низшим сознанием, путь к Освобождению от заблуждений
тексты Джанана йога - Йога трансцендентального Знания. Аналитическая и медитативная система, интеллектуальный путь к  Просветлению
тексты Карма йога - Йога совершенных действий, освобождающих сознание личности. Бескорыстная деятельность, отказ от эгоизма
тексты Бхакти йога - Йога раскрытия божественной Любви к высшему источнику в собственном сердце
тексты Кундалини йога - Йога развития жизненной силы (Кундалини). Освобождение сознания с помощью пробуждённой энергии.
тексты Учение тантр - преобразование энергии и сознания человека, устранение внутренних проблем. Трансформация омрачений в мудрость
тексты Семинары Школы - новые, планируемые, а также прошедшие семинары, программы и фотографии
тексты Семинары Лесной Школы Йоги - программы семинаров, особенности проведения, уровни сложности, заявка для участия
тексты Список литературы для начинающих - электронные тексты для начального знакомства с йогой