Буддийская философия
Буддизм
- учение Пробужденного сознания
Буддизм ( Буддха Дхамма, «Учение Пробуждённого») —
религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении
(бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии
на основе идей Будды Шакьямуни.
Будда был из царской семьи, но в
молодом возрасте осознал преходящность жизни, проблемы
старения, болезни и смерти, что подвигло его на глубокое
исследование природы сознания человека.
В результате своего
духовного пути, Будда сделал своеобразное открытие, переосмыслив
все существующие в то время учения. Он осознал просветленную
сущность человека и дал несколько важных учений: о страдании,
законе кармы, восмеричном пути духовного освобождения, учение о
пустоте и тантрические методы преображения реальности.
Буддийское учение стало новой волной в духовном пространстве
Индии, которое становилось все более инертным по влиянием
брахманистской традиции, нуждавшейся в обновлении.
Учение буддийской философии. Особенности и путь
Буддизм —
уникальная традиция, нетеистическое вероучение, которое отрицает бытие неизменной субстанции
или бога. Личность
и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию
закономерно возникающих преходящих факторов — дхарм. Признание
того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток
взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения
нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, школе
тхеравады, противоположен пантеизм махаяны, или «большой
колесницы».
Согласно «срединному учению» Нагарджуны (I—II века), дхармы не
обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь
непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и
нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним
и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I—IV века)
о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том,
что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое
через йогу, когда внешний мир познаётся как проекция сознания.
|